Начисление процентов по денежному обязательству. Что говорит закон?

Юрисконсульт юридического центра "Статус-Кво". Маданова Тамилла
Юрисконсульт юридического центра "Статус-Кво". Маданова Тамилла

Статья 317.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), регламентирующая правовой режим начисления процентов по денежному обязательству, была введена еще в 2015 году (в первоначальной редакции), однако подходы к механизму реализации названной нормы, а также сферам ее применения в преломлении к иным правовым нормам, остаются дискуссионными.

И если большинство вопросов о соотношении ст. 395 ГК РФ, предусматривающей порядок начисления процентов за пользование чужими денежными средствами, и ст. 317.1 ГК РФ, содержащей правила начисления так называемых законных процентов, к настоящему моменту разрешены в правоприменительной практике, то споры относительно соотношения законных процентов и коммерческого кредита (ст. 823 ГК РФ) существуют по сей день.

При этом необходимо отметить, что законные проценты и коммерческий кредит являются весьма важными с практической точки зрения правовыми инструментами, выступающими как компенсация за пользование чужими денежными средствами или, как отмечает Карапетов А.Г., как плату за пользование капиталом.

Очевидно, что само существование названных правовых инструментов - позитивное явление, однако имеющие место законодательные пробелы и противоречивость судебной практики создают неопределенность в понимании указанных понятий, в связи с чем стороны обязательств избегают их включение в условия сделки.

В настоящей статье мы попробуем определить сходства, различия, а также сферу применения данных правовых конструкций путем буквального толкования законодательных норм в преломлении к выводам, содержащимся в сложившейся судебной практике.

Итак, в соответствии с п. 1 ст. 317.1 ГК РФ в действующей редакции, в случаях, когда законом или договором предусмотрено, что на сумму денежного обязательства за период пользования денежными средствами подлежат начислению проценты, размер процентов определяется действовавшей в соответствующие периоды ключевой ставкой Банка России (законные проценты), если иной размер процентов не установлен законом или договором.

Согласно п. 1 ст. 823 ГК РФ, договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом.

Из приведенных норм следует, что по своей правовой природе и «законные проценты» и коммерческий кредит являются платой за пользование денежными средствами. В этом их принципиальное отличие от предусмотренных ст. 395 ГК РФ процентов за пользование чужими денежными средствами, которые представляют собой меру гражданско-правовой ответственности. Данный вывод также позволяет сделать п. 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств».

Изложенное свидетельствует о том, что и законные проценты (в новой редакции) и коммерческий кредит, в отличии от процентов, предусмотренных ст. 395 ГК РФ, могут начисляться и за период правомерного и за период неправомерного пользования денежными средствами.

Однако если ст. 823 ГК РФ позволяет однозначно констатировать о возможности применения коммерческого кредита, например, в отношении авансовых платежей и предварительной оплаты, то ст. 317.1 ГК РФ не содержит точного указания, с какого момента допустимо начисление законных процентов.

При этом анализ судебной практики позволяет предположить, что возможность начисления законных процентов на аванс или предоплату зависит от того, какое требование предъявляет кредитор, поскольку в силу ст. 317.1 ГК РФ проценты подлежат начислению только на сумму денежного обязательства.

Так, законные проценты могут подлежать начислению на аванс или предоплату в случаях, когда, например, речь идет о начислении процентов на несвоевременно переданный покупателем аванс. В данном случае требование кредитора (продавца) является денежным, как следствие, законные проценты могут подлежать начислению и на аванс или предоплату, что подтверждается решениями судов (напр., Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2018 N 17АП-13560/2018-ГК по делу N А60-15193/2018).

Вместе с тем, законные проценты не начисляются на сумму выплаченного заказчиком исполнителю услуг аванса, т.к. у заказчика возникает неденежное требование в виде получения услуг (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2016 N 13АП-32127/2015 по делу N А56-38381/2015).

При этом, если договор, по которому заказчиком внесен аванс, будет расторгнут, то исполнитель будет обязан его вернуть, в связи с чем возникает уже денежное обязательство, на которое заказчик вправе начислить законные проценты. Для определения момента начала начисления законных процентов важны обстоятельства, в соответствии с которыми договор подлежит прекращению. Если прекращение договора вызвано ненадлежащим исполнением своих обязательств исполнителем, то проценты подлежат начислению с момента получения предоплаты. Однако в случае нарушения условий сделки заказчиком взыскание процентов с исполнителя будет алогичным.

Таким образом, начисление законных процентов и коммерческого кредита по общему правилу не ставится в зависимость от правомерности пользования денежными средствами, однако очевидно, что данный вопрос нуждается в дополнительной регламентации.

Переходя к особенностям применения ст. 317.1 ГК РФ от ст. 823 ГК РФ, необходимо обратить внимание на расположение указанных статей в системе Гражданского кодекса Российской Федерации.

Так, нормы о законных процентах расположены в общей части ГК РФ, в разделе III «Общая часть обязательственного права», главе 22 «Исполнение обязательств».

Положения о коммерческом кредите, в свою очередь, находятся особенной части ГК РФ, в разделе IV «Отдельные виды обязательств», главе 42 «Заем и кредит».

В соответствии с п. 1 ст. 307.1 ГК РФ, к обязательствам, возникшим из договора (договорным обязательствам), общие положения об обязательствах применяются, если иное не предусмотрено правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в ГК РФ и иных законах, а при отсутствии таких специальных правил - общими положениями о договоре (подраздел 2 раздела III ГК РФ).

Таким образом, поскольку одновременное начисление законных процентов и процентов по коммерческому кредиту неправомерно, а также в силу того, что ст. 823 ГК РФ является специальной по отношению к ст. 317.1 ГК РФ, то положения о коммерческом кредите имеют приоритетпо отношению к нормам о законных процентах.

Определив, что ст. 317.1 ГК РФ и ст. 823 ГК РФ являются взаимоисключающими нормами, мы перешли к одному из самых дискуссионных и практически значимых вопросов, к области применения законных процентов» и коммерческого кредита.

Исходя из толкования ст. 823 ГК РФ, коммерческий кредит применяется исключительно в договорных обязательствах. Кроме того, сфера действия коммерческого кредита ограничена оплатой товаров, работ или услуг.

В то же время в действующей редакции ст. 317.1 ГК РФ указано, что законные проценты подлежат начислению в случаях, если это предусмотрено законом или договором.

Однако, по нашему мнению, закон не содержит прямых ссылок на начисление процентов в соответствии со ст. 317.1 ГК РФ, в связи с чем применение законных процентов, как и коммерческого кредита, сводится лишь к договорным обязательствам.

Далее, применение законных процентов ограничивается в случае так называемой «конкуренции норм». Однако в условиях ныне действующей редакции ст. 317.1 ГК РФ, предусматривающей начисление законных процентов только в случае указания на то в договоре или законе, ситуация с «конкуренцией норм» вряд ли получит распространение, разве что, если стороны укажут в договоре одновременное начисление законных процентов и, например, коммерческого кредита.

В целом, внесенные федеральным законом от 03.07.2016 № 315-ФЗ изменения в ст. 317.1 ГК РФ, которые мы затронули в предыдущем абзаце статьи в преломлении к проблемам ее реализации, несколько сузили возможность применения законных процентов, несмотря на кажущийся обширный спектр применения.

Вместе с тем, правовое значение рассматриваемой нормы существенно, в связи с чем требуется восполнение законодательных пробелов в части регламентации порядка и сферы применения законных процентов посредством обобщения судебной практики и выработки единой позиции по спорным вопросам, в том числе, касающимся соотношения с довольно схожим правовым механизмом начисления процентов за пользования денежными средствами в виде коммерческого кредита.

Автор: Маданова Тамилла, юрисконсульт Юридического центра "Статус-Кво".

3 комментария

Комментарий недоступен

1
Ответить

Отличная статья, спасибо! Хотелось бы почитать про налоговые риски при начислении такого рода процентов.

Ответить

Спасибо за информативную статью, написанную доступным и понятным каждому языком. Статья содержит выводы, представляющие практический интерес, и может быть использована в работе. Отдельное спасибо за фото, красивая и умная девушка!

Ответить