{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Как закрыть ООО: 10 шагов к ликвидации компании

В отличие от ИП, о закрытии которого ЦП рассказывал ранее, ООО легче продать или заморозить, чем ликвидировать. Компании без работников не нужно выплачивать страховые взносы, но даже в этом случае придется регулярно сдавать отчетность.

Для тех, кто решил встать на путь ликвидации, специалист сервиса «Контур.Эльба» компании «СКБ Контур» Ольга Аввакумова подготовила пошаговую инструкцию по данной процедуре.

Шаг первый. Примите решение о ликвидации и назначьте ликвидационную комиссию

Решение о ликвидации фирмы оформляется в форме протокола общего собрания участников (если учредителей несколько) или в форме решения единственного учредителя (если он один). В этом документе должно содержаться:

  • Положение о ликвидации ООО.
  • Назначение и состав ликвидационной комиссии с указанием паспортных данных каждого члена комиссии. В состав комиссии могут входить учредители, директор и сотрудники, например, бухгалтер и юрист.

Копию протокола направьте всем учредителям ООО, если их несколько, в течение десяти дней.

Шаг второй. Уведомите контролирующие органы

В течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации ООО необходимо:

  • Подать в регистрирующую налоговую следующие документы: уведомление по форме Р15001, заверенное у нотариуса, и протокол собрания учредителей или решение единственного учредителя о ликвидации фирмы. Сделать это можно лично, по почте ценным письмом с описью вложения или в электронном виде по ТКС через портал госуслуг. Спустя 5 рабочих дней налоговая предоставит вам лист записи ЕГРЮЛ.
  • Уведомить ПФР и ФСС. Регламентированной формы для уведомления фондов нет, поэтому стоит обратиться в своё территориальное отделение ПФР и ФСС — возможно, инспектор предоставит вам образец и форму для заполнения.

Шаг третий. Расскажите о ликвидации в СМИ

Сообщение о том, что ваша фирма ликвидируется, необходимо подать в « Вестник государственной регистрации» после того как вы получите из налоговой лист записи в ЕГРЮЛ. На сайте журнала вы сможете найти всю необходимую информацию о том, что нужно сделать для публикации сообщения.

Шаг четвертый. Уведомите о ликвидации контрагентов

По закону вы обязаны письменно уведомить своих кредиторов о закрытии организации и рассказать о порядке и сроке выставления претензий и требований с их стороны. Обратите внимание на то, что этот срок не может быть меньше двух месяцев. Конкретных требований к формату такого уведомления нет, поэтому официального письма будет достаточно.

Шаг пятый. Уведомите об увольнении сотрудников и службу занятости

  • Не позднее, чем за два месяца до увольнения, предоставьте каждому сотруднику письменное уведомление об увольнении по инициативе работодателя в связи с прекращением деятельности организации ( п.1 ст. 81 ТК РФ).
  • Письменно уведомите об увольнении сотрудников Службу занятости населения, указав по каждому работнику должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, а также условия оплаты труда. Сделать это нужно по официальной форме не позднее чем за два месяца до увольнения, а если увольнение массовое, то не позднее, чем за три месяца.

Как понять — массовое увольнение у вас планируется или нет? По общим правилам массовым считается увольнение 15 сотрудников и более, однако в каждом регионе и по каждой отрасли эта цифра может отличаться. Поэтому лучше заранее уточнить этот момент в службе занятости своего района.

По истечении предупредительных сроков, с сотрудниками можно расторгнуть трудовой договор и оформить увольнение.

Шаг шестой. Составьте и сдайте в налоговую промежуточный ликвидационный баланс

После того как срок для предъявления требований кредиторами истек, пора составлять промежуточный ликвидационный баланс (это потребует специализированных бухгалтерских знаний, поэтому не пытайтесь решить эту задачу, не имея похожего опыта). Баланс должен содержать:

  • Сведения об имуществе организации.
  • Информацию о требованиях, предъявленных кредиторами.
  • Результаты рассмотрения требований кредиторов.

Специальной формы для составления ликвидационного баланса не установлено. Судебная практика рекомендует составлять его согласно требованиям к бухгалтерской отчетности. Вы можете составить бухгалтерский баланс организации и приложить к нему список требований кредитов с результатами рассмотрения, составленный в свободной форме, а также перечень имущества организации.

После того как документ составлен, его необходимо утвердить собранием учредителей или единственным учредителем и отправить в регистрирующую налоговую вместе с уведомлением по форме Р15001. Уведомление необходимо заверить у нотариуса.

Вместе с этим рекомендуем предоставить в налоговую документы, подтверждающие публикацию в «Вестнике государственной регистрации», и протокол или решение об утверждении промежуточного ликвидационного баланса — инспекторы часто их требуют.

В течение пяти рабочих дней с момента уведомления, налоговая вновь внесет данные в ЕГРЮЛ, а вы получите лист о внесении записи в госреестр.

Шаг седьмой. Расплатитесь с долгами

Гражданский кодекс требует выплачивать долги по очереди:

  • Гражданам, перед которыми вы несете ответственность за причинение морального вреда или вреда жизни и здоровью (если такие есть).
  • Работникам по трудовому договору по выплате зарплаты и выходных пособий.
  • Все налоги, страховые взносы штрафы и пени в фонды.
  • Суммы по оставшимся долгам.

Если денежных средств не хватает, то ликвидационная комиссия продает имущество организации при помощи торгов. Если и в этом случае не удается покрыть все долги компании, придется открывать процедуру банкротства.

Шаг восьмой. Отчитайтесь по уволенным сотрудникам в ПФР и ФСС

В течение месяца с момента утверждения промежуточного ликвидационного баланса и до подачи документов на закрытие в налоговую необходимо сдать в фонды всю отчетность по уволенным сотрудникам. В отчетности необходимо указать признак ликвидации организации.

Шаг девятый. Составьте окончательный ликвидационный баланс

Также, как и промежуточный, окончательный ликвидационный баланс составляется по правилам формирования бухгалтерской отчетности и утверждается учредителями организации. К нему необходимо приложить информацию об имуществе, которое у вас осталось после погашения всех долгов.

Шаг десятый. Подайте в налоговую документы на закрытие ООО

После того как предыдущие девять шагов сделаны, учредители могут распределить между собой имущество организации пропорционально долям в уставном капитале.

И уже после этого можно подавать в регистрирующую налоговую документы на закрытие:

  • Заявление по форме Р16001, заверенное у нотариуса.
  • Ликвидационный баланс.
  • Квитанцию об уплате госпошлины в размере 800 рублей.

Документы можно подать лично, отправить по почте ценным письмом с описью вложения или в электронном виде по ТКС через портал госуслуг.

Свидетельство о прекращении деятельности и уведомление о снятии с учета в налоговом органе вам обязаны предоставить в течение пяти рабочих дней с момента подачи документов.

0
18 комментариев
Написать комментарий...
Oleg Kol

Проще всех уволить и заморозить ооошку, не подавая никакой отчетности. Налоговая сама через год ликвидирует юр.лицо с признаками недействующего (ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ)

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Шаров

Не наберется штрафов за несдачу отчетности при таком раскладе?

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Kol

я по этой схеме ликвидировал две ОООшки. Если за отчетный период, за которой не поданы сведения, нет никаких движений по банковским счетам, то налоговая закрывает все. Но надо убедиться, что фирма имеет нулевой баланс, нет работников... в статье ФЗ четко указаны критерии.

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Шаров

Как всё это проверить, по ощущениям?)
У меня допустим есть фирма, в которой за год не была внесена вторая половина уставного капитала...
Так же по идее должны закрыть - по факту черт его знает.
По привычке сдаю нулевую пока...

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Kol

Я оба раза шел к своему бухгалтеру, он готовил фирму под эту форму. Оба раза бухгалтеру потребовалось не более месяца непостоянной работы. Далее просто забивали на юр.лицо и все. Примерно через год проверяли по ЕГРЮЛ, там налоговая делает запись о ликвидации.

Сроки такие же примерно будут, как и в статье выше, но не нужно просто совершать массу ненужных действий.

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Шаров

Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ возможно только в случае, если налоговая при рассмотрении конкретного юридического лица установила одновременное присутствие у него следующих двух признаков недействующего юридического лица:

а) по банковским счетам юридического лица отсутствуют операции в течение последних 12 месяцев;

б) юридическое лицо не представляло отчетность в ИФНС в течение последних 12 месяцев.
(с)

Подготовка- закрытие счетов я так понимаю.
Я хотел этим вариантом воспользоваться, но могут же штрафы за несдачу отчетности влепить? Или они снимаются при ликвидации соответственно?...

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Kol

по признакам все верно. никаких штрафов или гос. пошлин ни разу не платил.

Ответить
Развернуть ветку
Olga Avvakumova
Автор

Да, у налоговой есть право инициировать ликвидацию ООО, но инспекция совсем не обязана этим правом пользоваться (что на практике более вероятно).
Контролирующие органы куда больше интересует задолженность перед бюджетом. Если её накопить в большом размере, так чтобы нечем было покрыть, тогда шансов больше.

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Kol

Вы ошибаетесь, у налоговой есть обязанность. Если налоговая не получает отчета от юр.лица, то сразу инициируется проверка (запрос выписки у банка по расчетным счетам). Если движений по счету нет, налоговая обязана начать процедуру ликвидации. В противном случае налоговая должна начать процедуру наложения штрафа и так далее. То есть от налоговой должна быть реакция на непредоставление отчетности.

Ответить
Развернуть ветку
Olga Avvakumova
Автор

Олег, на практике есть много случаев, когда налоговики не пользовались этим правом при этом организация обладала всеми признаками чтобы признать её бездействующей.

Суды не рассматривают это бездействие налоговиков как нарушение закона. Обязанностью для ИФНС это не является.
Например, вот постановление от 30.08.2013 по делу N А27-15710/2012

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
trin4ik

Проще заплатить 10к рублей и её ликвидируют быстро и без заморочек.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Козлов

Если ОООшка с историей (пусть даже белой), даже "лобовая" (описанная в статье) ликвидация стоит под 30 (в Москве)... но инициация такой "чистой" ликвидации обычно приводит к приходу налоговой, а у государства денег нет - обычно находят, что спилить :-(

Ответить
Развернуть ветку
Galina Thaisecrets

А где это делают за 10000?

Ответить
Развернуть ветку
Gosha Gordeev

В докризисные времена был примерно такой прайс, чтобы переписать ООО на алко-гастро-бомжефонд.

Ответить
Развернуть ветку
trin4ik

Да действительно, сейчас цены другие. 4 года назад примерно перерегали, ликвидация стоила у знакомых 10к. Сейчас тоже хорошие знакомые сказали 50к, но аналогичная услуга на рынке стоит под 100к сказали.

Ответить
Развернуть ветку
VoipClub

Это пи...ц, граждане...

Ответить
Развернуть ветку
Kir Kovalski

Помню, в свое время, стоимость контекстной рекламы в Адсенсе по запросам "закрытие ООО", "ликвидация ООО" были одними из самых дорогих - походу времена возвращаются...

Ответить
Развернуть ветку
Ариго Саки

Статья очень интересная. Побольше бы таких практичных и полезных статьей.

Ответить
Развернуть ветку
15 комментариев
Раскрывать всегда