Как обезопасить свой бизнес от нечистоплотных контрагентов?

В современном мире, пронизанным влиянием Интернета и социальных сетей, оставаться незамеченным и неизученным практически невозможно.

Юрист юридического центра "Статус-Кво" Анастасия Швец
Юрист юридического центра "Статус-Кво" Анастасия Швец

Тем более если дело касается не физического, а юридического лица. Но, тем не менее, при наличии обширных возможностей проверки контрагентов, с привлечением инструментов, предоставленных всемирной паутиной, многие компании пренебрегают этим и в последующем сталкиваются с проблемами, выливающимися для них порой ни в один миллион рублей. И дело даже не столько в денежных обязательствах контрагента, а в неблагоприятных налоговых последствиях для самого юридического лица, заключающего сделку с непроверенной компанией.

Каждый уважающий себя предприниматель знаком с термином «должная осмотрительность», который был введен в практику постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 №53. Однако, поименованное постановление Пленума не устанавливает четкого определения данного термина, оно, в свою очередь было выработано судебной практикой, в соответствии с которой под должной осмотрительностью понимается использование стороной всех доступных ей возможностей для получения и проверки информации о контрагенте.

Процесс проверки контрагента чуть-ли не с каждым днем становиться проще и прозрачнее. Федеральная налоговая служба публикует письма, предлагающие алгоритм проверки, для удобства пользователей создаются и совершенствуются программы, аккумулирующие в себе функции сразу нескольких сервисов. Безусловно, это очень удобно, но не всегда спектр предлагаемых такими программами услуг, является полным и исчерпывающим.

Этапы проверки контрагента

Во-первых, необходимо убедиться, что компания является действующей и зарегистрирована в установленном законом порядке. Для этого необходимо проверить ИНН или ОГРН компании на сайте налоговой службы. Помимо установления принадлежности ИНН к определенной компании на сайте также можно установить действительность данного цифрового кода, поскольку, некоторые компании используют случайный набор цифр, для введения в заблуждение своего контрагента.

Во-вторых, на подготовительном этапе налаживания взаимоотношений с контрагентом, необходимо запросить регистрационные документы компании. К таким документам относится свидетельство о регистрации юридического лица (компаниям, зарегистрированным после 1 января 2017 г. вместо свидетельства выдается лист записи, подтверждающий внесение сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в соответствующий реестр – ЕГРЮЛ или ЕГРИП).

Помимо указанных, нелишними будут документы или сведения от контрагента о том, как он планирует исполнять обязательства по планируемым соглашениям К таким данным можно отнести сведения о штате сотрудников, материально-технической базе, которая в последующем позволит ему добросовестно исполнять обязательства возложенные на него договором.

Третьим шагом, на пути проверки компании-контрагента, является получение выписки из соответствующего реестра: для юридических лиц – из ЕГРЮЛ, а для индивидуальных предпринимателей – из ЕГРИП. Актуальная выписка продемонстрирует и подтвердит факт регистрации контрагента и то, что на момент ее получения он не снят с учета. Помимо этого, с помощью выписки можно проверить реквизиты контрагента, указанные им в договоре, такие как адрес, полномочия лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица.

Кроме того, при анализе выписки, можно установить имеются ли в отношении общества метки о недостоверности, например, метка о недостоверности адреса может продемонстрировать акт массовой регистрации ряда компаний по одному адресу, и, следовательно заставит задуматься не является ли контрагент фирмой-однодневкой. Такие метки, при не устранении их причин, в дальнейшем приводят к исключению компании из ЕГРЮЛ, что в свою очередь, негативно скажется на контрагентах компании, перед которыми у последней имеется кредиторская задолженность. Выписку можно получить на официальном сайте ФНС России в сети Интернет.

В-четвертых, необходимо провести анализ бухгалтерской отчетности контрагента. Проверка баланса позволяет сделать сразу несколько существенных выводов, касающихся деятельности компании контрагента:

- подтверждает, что фирма сдает отчетность;

- позволяет установить, ведется ли организацией хозяйственная деятельность;

- из бухгалтерской отчетности можно узнать о средствах, которыми располагает компания. Например, если у фирмы стоимость активов практически нулевая, размер уставного капитала в районе 10 000 – 20 000 руб., но при этом имеется существенная кредиторская задолженность – это повод задуматься о вступлении с таким контрагентом в правоотношения, тем более касающиеся кредитования. В свою очередь, слишком низкие обороты компании, по сравнению с суммой предполагаемой сделки, могут свидетельствовать о том, что компания укрывает часть доходов, что тоже негативно сказывается на ее репутации добросовестного контрагента.

Данные бухгалтерской отчетности позволяют провести финансовый анализ контрагента, показывающий динамику деятельности компании и позволяющий оценить ее финансовую стабильность. Данные о бухгалтерской отчетности компаний можно получить в свободном доступе в сети Интернет на сайте Росстата. Следует обратить внимание на отсутствие бухгалтерской отчетности контрагента, данный факт также свидетельствует о нечистоплотном поведении компании и сокрытии реальных данных фирмы.

К тому же, необходимо проверить контрагента на предмет задолженности перед бюджетом и сдачи налоговой отчетности Информацию о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов и не предоставляющий бухгалтерскую отчетность более года, можно получить на официальном сайте ФНС России.

Помимо проверок бухгалтерской отчетности и данных, размещенных на сервисах ФНС России, необходимо также проверить выступает ли ваш контрагент участником судебных разбирательств и не находится ли он в процессе банкротства.

Анализ участия компании в судебных разбирательствах важен в первую очередь для получения информации о ее деловой репутации и характере поведения на рынке. Необходимо обратить внимание в каких спорах участвовала организация и в каком качестве (выступала истцом или же ответчиком). Если контрагент ранее фигурировал в делах о незаконных схемах ухода от уплаты налогов или в делах, связанных с нарушением договорных обязательств – это не «звоночек», а «набат», заставляющий задуматься о целесообразности сотрудничества с такой компанией.

Помимо прочего, с помощью картотеки арбитражных дел (КАД) можно понять какими суммами оперирует компания, в случае если невозможно получить данные о ее бухгалтерской отчетности.

К тому же с помощью КАД можно установить характерны ли для компании типичные споры, например, касающиеся выполнения неких договорных обязательств. Это, в свою очередь, может заставить задуматься и более осмотрительно отнестись к условиям договора, поскольку не исключено, что в договорах контрагента есть ряд «ловушек», рассчитанных на клиентов, плохо ориентирующихся в тонкостях гражданского законодательства.

Не совсем «приятным» фактом для компании будет выступать тот факт, что в отношении ее контрагента введена процедура банкротства. Информацию об этом факте можно проверить как в КАДе, так и с помощью Единого федерального реестра сведении о банкротстве (ЕФРСБ).

Следует обратить внимание на сведения о заключении компанией - контрагентом государственных контрактов и об их своевременном исполнении, данный факт демонстрирует потенциальному контрагенту надежность такой фирмы.

Безусловно, никто и никогда не застрахован от проблем с контрагентом и никакие проверочные действия не дадут 100 % результата, тем более в тех случаях, когда контрагент намерено вводит вас в заблуждение, но руководствуясь данными критериями проверки и не жалея на это время, вы сведете все потенциальные риски к минимуму, что, в первую очередь, благоприятно скажется на вашем бизнесе.

Автор: Анастасия Швец, юрист юридического центра "Статус-Кво"

3 комментария

С Фотошопом у вас явно беда

2
Ответить

Это пейнт )

Ответить

Статья полезная, только, по моему опыту, мало кто из небольших компаний придает таким проверкам должное значение.

Я бы добавил еще один, не правовой, аспект. В частности, в некоторых случаях, можно найти отзывы о работе той или иной компании (контрагента).

Ответить