Экс-глава бывшего партнёра «Почты России» проиграла суд с АСВ на 49 млн рублей — она считает решение несправедливым

Мария Старикова говорит, что была наёмным директором и выполняла решения акционеров, которые бросили компанию при появлении проблем.

Арбитражный суд Москвы 25 июня удовлетворил иск Агентства по страхованию вкладов (АСВ) и привлёк бывшего гендиректора ООО «Оффпрайс» Марию Старикову к субсидиарной ответственности по долгам компании. Суд обязал её выплатить 49,4 млн рублей.

АСВ представляло интересы «Финпромбанка», в котором у «Оффпрайс» был кредит. Эти деньги компания тратила на проект для «Почты России» — «Оффпрайс» должна была создать онлайн-площадку, где пользователи могли бы заказывать товары с доставкой по всей России. Проект требовал больших затрат на рекламу, техподдержку и другие задачи, рассказала Старикова vc.ru.

Суд встал на сторону агентства и пришёл к выводу, что сделки, которые компания проводила под руководством Стариковой, были невыгодными и привели к невозможности расплатиться с кредиторами.

Старикова с решением суда не согласна — она говорит, что выполняла решения акционеров и ушла, как только начались проблемы с финансированием. Она намерена подать апелляцию.

Чем занимался и кому принадлежал «Оффпрайс»

Компания «Оффпрайс» появилась в апреле 2015 года, она управляла купонным сервисом Kupanda и онлайн-магазином товаров со скидками Costmart. Эти сервисы запустил сооснователь Biglion Олег Савцов после того, как покинул Biglion из-за конфликта с партнёром Владимиром Виноградовым. В «Оффпрайс» перешла часть сотрудников Biglion.

В июне 2015 года «Оффпрайс» стал партнёром «Почты России» по развитию торговой площадки 2015.russianpost.ru, на которой пользователи могли заказать около 300 видов товаров с доставкой по России. Изначально партнёром проекта должен был стать Biglion, но «Почта России» выбрала Costmart. Пилот начался в июле.

Компания «Оффпрайс» была зарегистрирована специально для проекта с «Почтой России», она выступала оператором онлайн-площадки, рассказала Старикова на своей странице в Facebook. По её словам, собственники создали ещё одно юрлицо для технической поддержки проекта — ООО «Итерсофт». Штат второй компании насчитывал более 40 человек, включая программистов, дизайнеров, контент-менеджеров и других специалистов.

Между двумя компаниями был заключён договор: «Интерсофт» по заказу «Оффпрайса» разрабатывал и поддерживал площадку, управлял сайтом и его контентом, продажами, клиентскими сервисами. Компании заключили контракт в апреле 2015 года, за год «Оффпрайс» выплатил «Интерсофту» 64,3 млн рублей, сказано в решении суда.

Для расчётных счетов и зарплатных проектов «Оффпрайс» и «Интерсофт» выбрали «Финпромбанк». Совладелец «Финпромбанка» Анатолий Гончаров был одним из инвесторов «Оффпрайса», писали «Ведомости» в сентябре 2015 года. Старикова тоже сказала vc.ru, что у проекта были инвесторы из «Финпромбанка», но назвать их затруднилась, так как не была лично знакома с ними.

«Оффпрайс» был зарегистрирован на Старикову, а «Интерсофт» — на Сергея Молчанова. Они были владельцами всего три месяца — в июле 2015 года 99% долей обеих компаний перешли к кипрской Deleva Holdings, которая затем увеличила доли до 100%. Источник «Ведомостей» объяснял изменения появлением среди инвесторов Гончарова и его партнёров.

Старикова объяснила, что зарегистрировала юрлицо на своё имя по просьбе основателя проекта Олега Савцова — он ещё обсуждал с инвесторами условия сделки, а проект уже нужно было запускать. Позднее доли её и Молчанова выкупила кипрская компания, подтвердила Старикова.

В начале 2016 года у «Финпромбанка» начались трудности, из-за чего возникли перебои с финансированием проекта «Оффпрайс», пишет Старикова. В сентябре 2016 года «Финпромбанк» лишился лицензии, а в октябре 2016 года суд признал банк банкротом, и тот перешёл под управление АСВ.

Проект с «Почтой России» был свёрнут, а Kupanda и Costmart закрылись в сентябре 2016 года.

Позиция бывшего гендиректора «Оффпрайса»

АСВ считает Старикову ответственной за все действия в «Оффпрайсе», но она не согласна с такой точкой зрения и решением суда и настаивает, что она лишь наёмный менеджер, а все решения принимались собственниками компании. Её адвокат обращался в АСВ с попытками объяснить ситуацию, но там ничего не ответили, говорит она.

По словам Стариковой, когда в конце 2015 года — начале 2016 года «Финпромбанк» столкнулся с трудностями, начались перебои с финансированием проекта: были задержки по выплатам поставщикам, зарплатам сотрудникам и по другим платежам. В апреле 2016 года Молчанов и Стариков написали письма собственникам с просьбой решить вопросы.

В письмах говорилось, что в связи с отсутствием финансирования бизнес терпит убытки, и мы просим либо профинансировать проект, либо освободить нас от занимаемых должностей, так как в текущей ситуации не в силах что-либо предпринять.

Мария Старикова

В конце апреля Молчанов и Старикова были освобождены с занимаемых должностей, а собственники решили закрыть бизнес, пишет бывший гендиректор «Оффпрайса».

В июне 2016 года они просто бросили компании на произвол судьбы. Долги погашены не были, сотрудники были уволены без выплаты заработной платы аж за два месяца, все документы были утрачены.

Мария Старикова

Если бы проблем с финансированием не возникло, проект с «Почтой России» должен был выйти на окупаемость к концу 2016 года, говорит Старикова.

Она утверждает, что АСВ в иске предоставляет ситуацию однобоко, приводя в качестве доказательств только выписки «Оффпрайса». Старикова уверена, что выписки «Интерсофта» могли показать, что «никакого вывода прибыли и активов из компании не было», а все полученные средства шли на выплаты зарплат и налогов. Но суд отклонил её просьбу приобщить эти документы.

В процессе суда мы сделали запрос в «Финпромбанк» с просьбой в рамках дела предоставить нам выписку по «Интерсофту». На что «Финпромбанк» ответил нам отпиской, что данную информацию они могут предоставить только представителю юридического лица либо кредиторам.

На основании полученной отписки мы заявили ходатайство об истребовании доказательств у банка, на что суд отказал нам в этом ходатайстве и вынес решение о привлечении меня к субсидиарной ответственности в полном объёме, даже не рассмотрев дело по существу.

Мария Старикова

Как ситуация описана в решении суда

  • В марте 2017 года Арбитражный суд Москвы ввёл в «Оффпрайс» процедуру наблюдения по иску о банкротстве, который подал один из поставщиков компании. «Финпромбанк» в лице АСВ также потребовал вернуть 42,58 млн рублей по кредиту, временный управляющий включил требования банка в третью очередь.
  • В январе 2018 года суд прекратил процедуру банкротства «Оффпрайса» — арбитражный управляющий не обнаружил в компании ни денег, ни имущества для погашения долгов.
  • В ноябре 2018 года «Финпромбанк» в лице АСВ подал иск о привлечении Стариковой как бывшего руководителя «Оффпрайса» к субсидиарной ответственности, который Арбитражный суд Москвы в итоге удовлетворил.
  • На момент сделки с «Интерсофтом» Старикова занимала должность гендиректора и была единственным владельцем «Оффпрайса».
  • Суд считает соглашение с «Интерсофтом» убыточной сделкой. «Оффпрайс» платил не только за выполненные работы, но и ежемесячно выплачивал 500 тысяч рублей в качестве абонентской платы. За год «Оффпрайс» заплатил 64,3 млн рублей — это около 50% от стоимости активов компании, которая на конец 2015 года составляла около 119 млн рублей.
  • Ссылаясь на открытые источники, судья пишет, что другие компании оказывают аналогичные услуги значительно дешевле. Кроме того, суд указывает на то, что компания «Интерсофт» зарегистрирована за 12 дней до заключения контракта и до этого «не имела опыта работы в разработке программ для ЭВМ и их сопровождении».

Например, ООО «Суаб» предлагает аналогичные услуги за 157 992 рубля в год (максимальная стоимость). PixelPlus — за 8000 рублей в месяц. При этом цена работы специалиста в час составляет не более 2000 рублей.

Если исходить из расчёта, что в году всего 8760 часов, то получается, что затраты составят 2000 рублей в час * 8760 часов = 17 520 000 рублей. Что составляет в четыре раза меньше суммы при условии оказания услуг 24 часа в сутки семь дней в неделю иными аналогичными организациями, чем в соответствии с условиями договора с ООО «Интерсофт».

из решения Арбитражного суда Москвы
  • «Интерсофт» был зарегистрирован по адресу массовой регистрации, у компании был минимальный уставной капитал в размере 10 тысяч рублей и не было собственного сайта. Это, как пишет судья, нехарактерно для разработчика программного обеспечения.
  • Спустя год после регистрации и получения более 60 млн рублей прибыли «Интерсофт» прекратил какую-либо деятельность, из-за чего в августе 2018 года ФНС исключила компанию из ЕГРЮЛ.
  • Суд приходит к выводу, что Старикова специально построила схему, в которой выгоду получала кипрская Deleva Holdings, под контроль которой «Оффпрайс» и «Интерсофт» перешли летом 2015 года, а у «Оффпрайса» не было возможности получить прибыль и расплатиться с кредиторами.

Представитель АСВ пообещал прокомментировать ситуацию со Стариковой позднее.

Мнение юриста

Шансов оспорить решение суда у Стариковой немного, считает юрист фирмы «Рустам Курмаев и партнёры» Олег Пермяков. По его мнению, за время судебных разбирательств ответчица не предоставила весомые аргументы в защиту своей позиции.

Полагаем, что успешно оспорить решение шансов немного. Из судебного решения видно, что сторона защиты выбрала стратегию наименьшей активности и не просила о проведении судебных оценочных и иных экспертиз, не представило углубленный анализ оказанных услуг и не обосновала их уникальность или трудозатратность (во всяком случае об этом нет сведений в судебном акте).

Решение суд вынес по совокупности факторов, и каждый из них требовал подробного объяснения и большой работы стороны защиты.

Олег Пермяков, юрист фирмы «Рустам Курмаев и партнёры»
1010
34 комментария

Если исходить из расчёта, что в году всего 8760 часов, то получается, что затраты составят 2000 рублей в час * 8760 часов = 17 520 000 рублей.

это божественно. можно засудить разом все компании, которые тратят на софт больше 20 лямов в год

4

Если б не брали деньги от государства, никому не было бы дела 🤷🏽‍♂️

5

Вы внимательно читайте: оплата одного специалиста 2000р, при такой сумме в 17лямов, можно нанять 4 специалиста на год, а в компании было 40, так что ещё дёшево))).

Ну а теперь возьмём зарплату в 1000р в час, 40 сотрудников, получится 83 200 000р.

Так что 64,3 ляма, это реально по божески, учитывая что средняя зарплата в фирме меньше 80к, так как кроме зарплаты есть ещё налоги, аренда офиса, и прочие расходы. Если мы говорим о белой и пушистой компании.

2

Интересно, зачем они вторую компанию-разработчика регистрировали? Получить льготы по налогам как ИТ-компании?

Ведь если бы её не было, то и вопросов у суда было бы гораздо меньше — кредит ушёл на зарплаты сотрудников, всё честно.

1

все верно , получить льготу по налогам как ИТ- компания

1

«Если исходить из расчёта, что в году всего 8760 часов, то получается, что затраты составят 2000 рублей в час * 8760 часов = 17 520 000 рублей. Что составляет в четыре раза меньше суммы при условии оказания услуг 24 часа в сутки семь дней в неделю иными аналогичными организациями, чем в соответствии с условиями договора с ООО «Интерсофт».
из решения Арбитражного суда Москвы»

Судья от Бога 🤦🏽‍♂️ Дальше арифметики в школе не ушёл 💁🏽‍♂️

1

247 рабочих дней в году * 8 часов и на 40 сотрудников = 79 040 раб часов если умножить на ставку 2 000 в час = 158 080 000 руб
Вот такая арифметика

1