Продавец подает в суд на OZON, а OZON бесчестно сдает назад
Всем привет! Это Василий Черепанов. В этот раз поговорим о том можно ли выиграть суд у большого Озона если ты маленький Продавец с маркетплейса.
Сложно найти менее бесправных людей, чем Продавцы на маркетплейсах. Они должны всем (Потребителям, Маркетплейсу), а им никто ничего не должен. И пока все идет хорошо работать можно, а если нет - то все убытки заставят платить Продавца даже если он ни в чем не виноват, а единственный (серьезно единственный!) шанс для Продавца спасти свои деньги это обратиться в суд.
Завязка
Продавец продавал товар (планшетные компьютеры) через OZON (ООО "Интернет решения"). В конце 2021 года Продавцом было принято решение забрать свой товар со склада Хоругвино о чем 9.12.2021 была создана соответствующая заявка. Озон подготовил товар к вывозу 06.03.2022 (4 месяца!), непосредственно выдача товара должна была состояться 18.05.2022 с 18 до 19 часов.
Курьер Продавца приехал на склад в 18 часов, но из-за очереди получить товар не смог поскольку выдача производится строго до 19 часов.
Продавец сразу сообщил в службу поддержки о проблеме на что ему через 6 дней сообщили, что смысла ждать выдачи нет и посоветовали согласовать новую дату вывоза.
Было несколько безуспешных попыток согласовать дату вывоза товара и 29.06.22 на очередное требование выдать товара был получен ответ, что с 14 июня временно приостановлены все возвраты. Так называемая Озоном "Передышка" должна была закончиться 26.06.
30.06.2022 Продавец снова уведомил ОЗОН о своем желании вывезти товар.
В Ответ 30.06.2022 Ответчик уведомил Истца о том, что для решения указанного вопроса требуется срок до 15 дней.
24.07.2022 Ответчик сообщил Истцу не дату вывоза товара, а тот факт, что до 15.08.2022 на складе Хоругвино будет проходить инвентаризация товара.
16.08.2022 После завершения инвентаризации в личном кабинете Продавца проблемная отгрузка (выдача товара) перешла в статус «Завершено».
На резонный вопрос Продавца: "А что собственно это значит?" Озон ответил, что это значит, что все товары Продавца были утеряны и Озон просит 60 дней на поиск, а если не найдет, то выплатит компенсацию.
Видимо найти товары все же не удалось поэтому 29.08.22 Озон сообщил, что оказывается товары не потеряны, а были 19.07.22 утилизированы Озоном потому что Продавец якобы не перезаписался на новую дату для их получения.
Соответственно Продавец сам виноват и никакая компенсация ему не положена. Товара было утилизировано почти на 500 т.р.
Здесь лично у меня возникает пару вопросов к Озону:
Озон вы че серьезно? Чел почти каждый день писал Вам с просьбой отдать ему товар, записать его на выдачу, а вы под различными предлогами ("Передышка", Инвентаризация) динамили его 3 месяца, а в конце когда потеряли товар решили неприкрыто и неправдоподобно спихнуть ответственность на него самого.
И почему если у вас регламентом предусмотрено утилизация или возврат товаров в продажу вы выбрали утилизацию? Вы что так ненавидите своих продавцов на которых зарабатываете?
Продавец с такой несправедливостью мириться не хотел и в марте 23 года направил в Озон досудебную претензию с просьбой компенсировать причиненные неправомерной утилизацией убытки в размере 487 000 рублей. (Претензия обязательна, без нее суд не примет иск к производству).
На претензию был получен отрицательный ответ, в возмещении убытков было отказано. Есть ощущение, что претензию вообще никто не читал.
Теперь Продавцу надо было принять сложное решение: смириться с убытками или пойти в суд и вытрясти из Озона свои деньги?
От себя отмечу, что ко мне неоднократно обращались Продавцы с Маркетплейсов, но до суда из них так никто не дошел несмотря на перспективность дел. Кто-то не хотел портить отношения с маркетплейсом, кого-то отпугивала цена юридических услуг тд. Так что решение на самом деле непростое.
Но наш Продавец терпеть не захотел и принял решение обратиться в суд.
СУД
Взыскание убытков относится к одной из самых сложных категорий дел.
Кроме того, суд был арбитражным, а он в отличие от тех же дел по защите прав потребителей на которых я специализируюсь, ошибок не прощает.
Кроме того, цена иска не превышала 800 000 рублей, а это значило, что суд будет рассматривать дело без вызова сторон в судебное заседание по представленным документам. Исковое заявление необходимо было готовить максимально подробно и убедительно, чтобы у суда не возникло никаких вопросов.
Исковое было составлено и подано в Арбитражный суд г. Москвы 24.05.2023.
Срок рассмотрения дела судом в упрощенном порядке 2 месяца.
ОЗОН представил Отзыв (возражения) на исковое заявление в котором он частично признал наши исковые требования, чем всех сильно удивил. Видимо исковое заявление убедило не только суд, но и юриста Озона, что вдвойне приятно, а может то, что иск был подписан мной сыграло свою роль))
Но даже здесь не обошлось без гадостей и подлостей со стороны Озона.
Нами был заявлен иск на сумму 487 т.р., сумма убытков нами рассчитывалась из той цены по которой мы приобрели товары у своего поставщика, без какой-либо прибыли, которую Продавец хотел получить при перепродаже, убытки подтверждались товарными накладными т.е.ничего лишнего мы с Озона получить не хотели.Но Иск был признан Озоном на сумму 428 тр. Откуда взялась разница?
В договоре Озона содержится следующее условие (п.5.2 Приложение № 1 «Порядок оказания услуг при продаже со Склада Ozon»):
При наличии оснований Ozon возмещает Продавцу стоимость утраченных/поврежденных товаров, с учетом следующего:
[Размер возмещения] = [Действительная стоимость товара] - [Комиссия
Далее юрист Озона пишет, со ссылкой на договор, что действительная стоимость товара определяется согласно стоимости, указанной в товарных накладных с информацией о цене, по которой Продавец приобрел товар, или документы, содержащие сведения о затратах на производство товара Продавцом
И здесь Озон в очередной раз показал, на мой взгляд, что чести у них совсем нет:
- К нам этот пункт вообще не применим, наш товар не был утрачен/поврежден, наш товар был утилизирован
- Действительная стоимость определяется не так как указал юрист Озона в отзыве, а определяется на основании цены из ЛК после применения скидки, установленной Продавцом на дату расчета размера возмещения.
Вот как выглядит этот пункт в договоре, который был в материалах судебного дела:
При такой формулировке все логично, Цена товаров из ЛК включает в себя комиссию Озона, которая может быть вычтена из суммы убытков. Но мы на комиссию озона при расчете убытков вообще не претендовали. Кроме того, товар мы хотели забрать, а не продолжать торговать им на маркетплейсе.
Озон, что вообще происходит? сначала утилизация, теперь вот Ваш юрист придумывает несуществующие условия договора. Это у вас миссия компании такая ободрать своих партнеров любыми способами?
24.07.2023 Суд выносит решение. К сожалению, судья не стала разбираться с порядком расчета убытков, не стала читать договор и поверила Озону, удовлетворив иск из расчета Озона на сумму 428 000 рублей. Досадно, но это издержки упрощенного процесса.
После отмены решения в следующий раз Озону уже никто не поверит.
Что в итоге?
- Отношения Продавца и Маркетплейса далеко не партнерские. Договор защищает только Маркетплейс, а никакого отдельного закона защищающего продавцов не существует. Хорошо бы иметь какой-нибудь аналог закона о Защите прав потребителей, но только для Продавцов маркетплейсов.
- Даже с таким договором Маркетплейс не хочет по нему работать, придумывает несуществующие условия, перекладывает ответственность. Классические Абьюзивные отношения.
- Несмотря на все это, в суде можно выиграть и забрать назад хотя бы свое. (никаких неустоек штрафов здесь не предусмотрено, если выйдете в ноль это отличный результат). Самое важное это хорошая досудебная подготовка и знать договор лучше сотрудников Маркетплейса. Знать лучше - это значит хотя бы прочитать.
- Это было дело о взыскании убытков в связи с неправомерной утилизацией товара Продавца, но Маркетплейсы творят и другие более гадкие вещи, поэтому общих подходов к решению проблем быть не может, каждый случай по своему уникален.
P/s Если вдруг эту статью увидит кто-то из Озона, было бы неплохо если вы компенсируете своему продавцу полную сумму убытков (а не ту, которую посчитали по несуществующим условиям), не дожидаясь вступления решения суда в законную силу, он уже и так больше полутора лет ждет от вас товар, деньги.
Еще больше моих судебных разборов на моем канале в ТГ, там конечно в основном защита прав потребителей, но бывают и исключения. Подписывайтесь чтобы ничего не пропустить!
Хочу предупредить всех продавцов что Озон дописал новый пункт в договоре на возврат. "Ozon не возмещает Продавцу стоимость повреждённых товаров, которые были переданы Клиенту, а после возвращены (в том числе непосредственно при получении). Я торгую духами и в последние время стали возвращать вскрытый товар. На мои вопросы с начало были отговорки по левым законам а через неделю меня ознакомили с новым договором, точнее дописанным в нем пунктом.
На самом деле, пункт не новый — если товар уже побывал у покупателя, то не уже не можем наверняка определить, кто повинен в проблеме с заказом
Странный ответ для представителя. ПВЗ ваш, доставка ваша, курьер ваш, получается ОЗОН - ПОКУПАТЕЛЬ, даже третьего не дано. Кто виноват?
А куда делся продавец?
А у продавца алиби( видео упакованного товара в целостности и сохранности) и видео возвращенного испорченного товара. А так же закон Правительства РФ № 2463 от 31.12.2020, парфюмерно-косметические товары надлежащего качества не подлежат обмену или возврату по статье 25 Закона РФ "О защите прав потребителей" в течение 14 дней, даже если товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства товара. Который вы так усердно пытаетесь обойти
На самом деле, вводите в заблуждение — по закону о дистанционной торговле покупатель вправе вернуть любой товар, за исключением особых позиций с индивидуальными характеристиками. Духи к ним не относятся 😉
в п. 4, ст. 26.1 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 05.12.2022) которым вы прикрываетесь сказано о товаре надлежащего качества, товар бывший в употреблении к ним не относиться. Странно что в ОЗОНЕ никто не знает законов.
Комментарий удален модератором
куда вы лезете торговать, не зная законов? возврат товара на маркетплейс регулируется статьей 26.1 . статья 25 к дистанту не применима вообще. вы прежде чем нести ахинею - изучите законы.
Если вы это мне, я ответила выше
тебе, тебе. еще раз для тебя. при дистанционной торговле нет ограничений по типу товара на возврат. и стать 25 зозпп не регулирует торговлю он лайн. вообще. список из пп 2463 только для офлайн) возврат товара купленного дистанционно - зозпп 26.1 все это возвращает нас к вопросу, куда ты полезла торговать не зная законов?
Милок иди покури в сторонке. У меня три положительных иска Я.М по духам которые тоже как вы учили законы по ютубу. Теперь очередь пришла к Озону, так как незнание законов в нашей стране не освобождает от ответственности. Вы к стати по своим высказываниям сотрудника Озона очень напоминаете, грубый и глупый. А на ваше высказывание отвечу кратко, главное, чтоб вы туда не лезли.
учила законы по ютубу ты)) необразованная и самоуверенная)) иски она выиграла... в твоих местах только если )))
С начало без ошибок научитесь писать, а потом советы давайте другим. А то выпьют полторашку пива за 100₽ и судья и адвокат в одном стакане.
Ну тоесть кроме фантазий ничего и нет)) а как пыжилась то 🤣🤣🤣
То есть пишется раздельно. Вот такие грамотеи и дают вам советы.
тут какбы вот так
Ещё раз. Не применяется при торговле через интернет. Вообще.
и вот так
Это не мнение. Это закон. Статья 26.1 прямо указывает на возврат любого товара в течение 7 дней. Без исключений.
Ну вообще-то, это статья с сайта РПН
https://39.rospotrebnadzor.ru/content/tovary-priobretennye-posredstvom-distancionnoy-prodazhi-cherez-internet-kotorye-ne-podlezhat
И?) дальше то что ?
Ох.. я вас умоляю, что это доказывает?) что суды регулярно выносят некорректные решения.. вы ещё по видеокартам просмотрите решения, там ещё больше разброс решений.
Прекрасно, вс все верно пишет. Речь идёт действительно о товаре надлежащего качества и он должен сохранить товарный вид.
но ведь автор вполне же может иметь 3 положительных решения в свою пользу, тем более, что это подтверждает судебная практика
Увы и ах, мечтаю что б для типовых ситуаций ввели прецедентное право. Вот есть решение ВС, смотрим и повторяем. А то кто в лес , кто по дрова..
Это доказывает, что финализировать может только ВС, в остальных случаях, решение остается за судьями
Ну да, у нас же не прецедентное право и решение выносит каждый судья на своем убеждении, отсюда и выходит, что по двум идентичным случаям абсолютно разные решения и надо идти до вс.рф даже ради пачки чая
Видимо, право признать или не признать остается за судьей.
Товар доставлен курьером, и возвращен вскрытым по причине не то что ожидала (указано на фото от покупателя до отмены) но вам то этого конечно не видно не ваши же деньги уплачены, а когда вам нужно платить вы тут не причем