Кикиморы, лошади, руссиано и мемы про Маска: как суд решает, что станет товарным знаком

В этом выпуске дайджеста чуть ли не каждая новость будет начинаться со слова “суд”. Читать про решения судов увлекательно и полезно. Хоть в России и не прецедентное право, это помогает понять, как работает система и как работать с ней.

Хотя, честно говоря, иногда решения судов оставляют меньше понимания мироустройства, чем было до знакомства с ними… Вот, например, мемы.

Можно ли зарегистрировать мем как товарный знак, чтобы коварно зарабатывать на нём деньги?

Смотря какой мем, следует из решений судов.

Илона Маска зарегистрировать нельзя

Предпринимателю Андрею Сутгаймеру Роспатент отказал в регистрации товарного знака “Как тебе такое, Илон”. Суд по интеллектуальным правам подтвердил это решение.

Заявитель сообщил, что планирует использовать обозначение «Как тебе такое, Илон», в частности, для маркировки электроники и чехлов для смартфонов, для услуг магазинов по торговле и для организации и проведения симпозиумов и семинаров, что «иронично соотносится со сферой высоких технологий, к которой и отсылает обозначение «Как тебе такое, Илон»».

Суд отметил, что обозначение «Как тебе такое, Илон» стало широко известным среди российских потребителей путем его использования неопределенным кругом лиц в отношении различных изобретений, конструкций, приспособлений и т.д., в связи с чем в глазах потребителя оно не может индивидуализировать товары и услуги одного лица. Монополизация прав на указанное известное обозначение заявителем приведет к возможности запрета его использования иными лицами в том случае, если они также захотят использовать его для привлечения внимания к своей деятельности, говорится в решении.

Отклоняя довод Сутгаймера о том, что существует достаточное количество устойчивых выражений, которые уже зарегистрированы как товарные знаки, Роспатент отметил, что делопроизводство по каждой заявке ведется отдельно, указанные заявителем случаи получили иную квалификацию.

А “руссиано” – можно

В мае тот же Суд по интеллектуальным правам не поддержал решение того же Роспатента об отказе в регистрации товарного знака Rossiano. ТЗ собирались использовать для обозначения кофейных напитков. Идея возникла после того, как премьер-министр Армении Карен Карапетян предложил переименовать кофе американо в "русиано" (авторство шутки ошибочно приписывается Дмитрию Медведеву).

А сокращать тоже нельзя

Тут у нас не про товарные знаки, а про интеллектуальную собственность, но тоже важно. Знаменитый Максим Ильяхов судился с компанией “Смарт Ридинг”, которая пыталась продавать краткие пересказы его книг (саммари).

Решение суда (впрочем, разбирательства пока ещё официально не закончились) может уничтожить целый рынок кратких пересказов книг, который в мире возник аж в 1978 году. В 2014 году Smart Reading запустил в Германии Михаил Иванов, один из сооснователей делового издательства “Манн, Иванов и Фербер”. У МИФ саммари тоже продавались и продаются. Однако,

Суды двух инстанций пришли к выводу, что действия компании «Смарт Ридинг» — это переработка произведений, и для таких действий необходимо согласие правообладателя. Суды запретили «Смарт Ридинг» использовать саммари книг Ильяхова и взыскали с компании компенсацию около 6,5 млн руб. СИП подтвердил их позицию, но направил дело на пересмотр, потому что у Ильяхова был соавтор, и ей тоже полагается компенсация.

А кикимору и лошадь – можно

В конце мая в России вступили в силу изменения в Гражданский кодекс, согласно которым регистрировать бренды с регионом в названии можно только если продукт действительно производится в этом регионе. Речь шла в первую очередь о названиях типа “Вологодское масло” или “Тульский пряник”. Но вдохновлённый новыми возможностями бизнес включил креатив, и сейчас регионы даже соревнуются в количестве новых местных брендов.

Например, ООО «Городские истории» из Кирова зарегистрировало бренд “Вятская кикимора”. Кикимора получилась какая-то слишком ванильная, но уж лучше так, чем как нововоронежская Алёнушка.

Кикиморы, лошади, руссиано и мемы про Маска: как суд решает, что станет товарным знаком

Тем временем в Башкирии Роспатент одобрил регистрацию товарного знака “Башкирская лошадь”, его будут использовать коннозаводчики. Лошадь характеризуется “надежностью, упорством, выносливостью и верностью”.

До этого в регионе успели зарегистрировать башкирский мёд, мансуровский гранит, духовой музыкальный инструмент курай, несколько видов минеральных вод. Сейчас Роспатент рассматривает заявки на "башкирские национальные костюмы" и "башкирскую пуховую шаль"

А может, и вообще ничего нельзя

Тектонического потенциала разбирательство происходит в Индии: Высокий суд Дели против Google. Суд заметил, что рекламная система Google предлагает рекламодателям в качестве ключевых слов товарные знаки их конкурентов. Суд признал Google “активным участником” использования чужих товарных знаков, получающим от этого (от рекламы) прибыль.

В суд обратилась логистическая компания DRS, которая заметила, что по запросу с их товарным знаком “Agarwal Packers and Movers” Google показывает сайты конкурентов. Суд велел Google прекратить это делать, хотя последний пытался утверждать, что он только “пассивный посредник”.

Теперь примеру индийцев могут последовать на других рынках, что может сильно повлиять на рекламные технологии и весь бизнес Google.

1717
3 комментария

Максим Ильяхов конечно красавец, сам в свое время "пиши сокращай" слизал с другой известной книжки )))

2

Идеи не патентуются. Если полностью свой творческий труд, то автор имеет все свои права.

2

Он переписал, сократил и придумал своё название. Так можно))))

1