Саратов, Пермь, Москвич, олени… Неочевидные источники проблем с товарными знаками

В Саратове городская дума объявила конкурс: кто из граждан пришлёт больше фоток с вывесками с иностранными словами или транслитерацией, получит приз. В соцсетях инициативу уже обозвали “конкурсом доносчиков”.

Мэресса города Лада Мокроусова анонсировала изменение правил благоустройства — введение запрета на использование иностранных слов в вывесках. При этом утверждается, что запрет не коснётся зарегистрированных товарных знаков.

Что, естественно, является дополнительным аргументом за регистрацию такового, если вы ещё не. Одним Саратовом дело гарантированно не ограничится. Русификация рекламных коммуникаций – тренд ближайшего будущего, сейчас даже из московского метро убирают таблички на московском английском (возможно, освобождают место табличкам на китайском).

“Сереброника” снизошла до этики

В прошлом выпуске дайджеста мы писали о конфликте ювелиров и писателей: пермская сеть торговли излишествами “Сереброника” зарегистрировала товарный знак “Сердце Пармы”, повторяющий название известной книги Алексея Иванова. И стала продавать под ним коллекцию ювелирных изделий с названиями по именам героев романа.

Всё это возмутило продюссера писателя Юлию Зайцеву, она пообещала судиться и победить.

И, похоже, победила: основатель и владелец сети Андрей Саламатин написал в ВК, что соответствующая коллекция убирается из продажи, а регистрация товарного знака отзывается. Заодно он написал много нехорошего о Юлии Зайцевой, и эмоции у неё, и разговаривать с ней трудно, и вопросов она слишком много задаёт… Смысл фразы “удивилась, что я не в халате” мы вообще не поняли, наверное, какой-то пермский мем.

А ведь он, Андрей Саламатин, даже обещал не брать денег с писателя Иванова за использование чужого товарного знака! В комментариях Саламатина бурно поддерживают, а Юлию продолжают ругать, ведь, как пишет одна из чирлидерш ювелира, книга забудется, а серебро можно передать по наследству.

Наверное, мы должны из этой ситуации сделать вывод в духе “регистрируйте товарный знак при первой возможности и будете правы как минимум в глазах закона”. А, возможно, иногда бизнес-этика тоже бывает важна.

“ГАЗ” наказывает за плейсхолдеры с оленями, а “Москвич” – за ссылку с сайта

Так или иначе, нарушать права на чужие товарные знаки нельзя. И слишком просто сделать это, даже не думая, что что-то нарушаешь. Завод ГАЗ, например, обнаружил на сайте мебельного магазина картинки с “диванами с дизайном под кузовы «ГАЗ-21 Волга» и ГАЗ-21 «Волга» 2”. Производители “Волг” подали в суд на магазин и потребовали 5,1 млн рублей за незаконное использование товарного знака “Бегущий олень – ГАЗ”. К настоящему времени дело находится уже в третьей инстанции: “ГАЗ” остался недоволен тем, что инстанция предыдущая присудила ему всего 290 тысяч рублей компенсации.

Ответчик утверждает, что такие диваны он вообще не продаёт, нашёл картинки в интернете и поставил на сайт “для проверки работоспособности онлайн-магазина”.

Не менее исторический автобренд в лице АО «"Московский автомобильный завод "Москвич"» судится с индивидуальным предпринимателем за домен moskvich.ru. С сайта на домене, утверждает “Москвич”, шла ссылка на другой сайт. А там вообще творилась сущая вакханалия: на форуме обсуждались автомобили “Москвич”, на страницах встречался логотип “Москвича”, да ещё и размещалась реклама продажи шин и запчастей.

Отсюда практический вывод: если вы используете домен, потенциально нарушающий чужой товарный знак, только для переадресации, сайта там нет, контента там нет – вы всё равно можете быть наказаны деньгами. Ну или по-другому: если кто-то использует домен, потенциально нарушающий ваш товарный знак, только…

Я такая мета-мета и пост-пост

Российская компания «Эон» внезапно осознала, что уже четыре года владеет товарным знаком Meta, который уже два года как использует запрещённый в России Facebook. Теперь «Эон» хочет за эти два года компенсацию в 10 млн рублей.

Если точнее, «Эон» владеет товарными знаками, в которых есть приставка “Мета”. Эксперты не очень верят в успех иска, а Meta в России официально бизнес не ведёт и на судебные запросы не отзывается. «Эон» победа в таком суде не помешает: по итогам прошлого года выручка у компании отсутствовала, чистый убыток – 752 тыс. руб.

Отсуживать товарные знаки у западных компаний модно, но не всем российским компаниям это удаётся.

Так, Суд по интеллектуальным правам отказал Калужскому ликёро-водочному заводу по иску о досрочном прекращении правовой охраны товарных знаков «Пираты Карибского моря» и Pirates of the Caribbean: Dead Man’s Chest. Завод хотел выпускать под такими товарными знаками крепкие напитки и апеллировал к тому, что Disney этого не делает. Есть мнение, что КЛВЗ может ещё побороться за потенциальный ромовый бренд, доказав, что он действительно будет использовать это название. А Disney надо будет доказать в суде, что он уже использовал. А он не использовал (именно для брендирования крепкого алкоголя).

Инструментарий пополняется

Евроазиатский экономический союз объявил о разработке собственного поисковика по товарным знакам. В результаты поиска попадут товарные знаки, зарегистрированные в странах-членах Союза. Обещается фильтрация результатов поиска по разным критериям, сохранение и отслеживание поисковых запросов. Запуститься сервис должен “до 31 декабря 2025 года”. А пока можете пользоваться нашим поиском по товарным знакам, патентам, программам и БД.

Полезное от Онлайн Патент:

Онлайн Патент - компания, которая уже 10 лет успешно помогает более чем 100.000 пользователей эффективно защищать свою интеллектуальную собственность

55
Начать дискуссию