Потребитель - экстремист или как вернуть деньги за обучение или наставничество?

Вернуть деньги за неоказанную / некачественно оказанную услугу можно было всегда, но грамотные (хитрые) коучи/наставники/образовательные центры давно научились писать оферты таким образом, что процесс возврата либо сильно усложнялся, либо сумма возврата была ничтожно мала. При этом единого подхода в судах относительно применения положений оферты было не встретить.

Меня зовут Чернов Артем, я партнер юридической компании ALM Consulting, мы занимаемся коммерческими спорами, а также сопровождаем бизнес, помогая работать ему безопасно.

Но 8 августа все сильно изменилось, Верховный Суд рассмотрел спор между потребителем и Лайк центром, в котором выразил свою точку зрения относительно того, как такие споры должны рассматриваться.

Если коротко, то Верховный Суд сделал несколько важных выводов:

1. Даже если курс про предпринимательство, то положения закона о защите прав потребителей все равно должны применяться. А это значит, что и потребительский штраф и моральный вред, и неустойку солидную взыскать можно.

2. Даже если в оферте (договоре) установлен свой порядок возврата денежных средств за отказ от услуги, то судам следует применять положение закона, в соответствии с которым заказчик должен вернуть фактически понесенные расходы исполнителя.

Определение Верховного Суда Российской Федерации от 8 августа 2023 г. N 72-КГ23-1-К8

Основания

Есть несколько оснований для возврата денежных средств, и в каждой ситуации могут применяться разные основания.

Во-первых, возврат денег за обучение возможен на основании права заказчика в одностороннем порядке в любой момент отказаться от договора оказания услуг с возмещением фактически понесенных расходов (например, на приглашенных экспертов). Это основание стоит применять в тех случаях, когда между вами надлежащим образом заключен договор (в том числе путем акцепта оферты), претензий к качеству услуг нет, а вы просто потеряли интерес к обучению.

При этом уведомление об отказе от договора в одностороннем порядке необходимо направить до того, как услуги будут оказаны в полном объеме. А также прекратить дальнейшее использование учебных материалов, обучающей платформы или посещать соответствующие занятия.

Да, обучающие платформы могут посмотреть логи, и увидеть, что вы смотрели курсы, пока судитесь с ними

Во-вторых, деньги можно вернуть за некачественную услугу. Например, обучающая программа явно не соответствует заявленному описанию или ее описанию в договоре. Или материал обучающего курса является компиляцией чужих трудов из общедоступных источников.

Пока изучал материалы для написания статьи нашел очень хороший пример некачественных услуг, которым просто не могу не поделиться.

Девушка - риелтор приобрела у "психолога, наставника миллионеров, эксперта по трансформации личности и бизнеса" 7 консультаций по телефону стоимостью 200 000 рублей каждая. Суммарно она заплатила 1 400 000 рублей.

Дальше цитаты из решения суда:

"Наставник предоставила в дело множество сертификатов о прохождении курса лекций по различным темам, диплом бакалавра по специальности о государственное и муниципальное управление (диплом получен после оказания услуг)"

"При этом, Наставник не смогла указать судебной коллегии какие именно услуги она предоставила истице в ходе 7 консультацией и в какой области науки, ремесла, искусства, а также пояснить какие именно консультации предоставлены для "прокачки личности". Названные ею темы обсуждения личных проблем истицы (коммуникация с сотрудниками, проблемы с бывшим мужем, переговоры о продаже загородного дома) последняя категорически отрицала, указав, что осуществляет деятельность частного риэлтора и штат у нее отсутствует, муж умер 20 лет назад, а дома у нее никогда не было"

Если обучение было некачественным, не соответствовало заявленному описанию, то деньги можно вернуть и после его прохождения. Необходимо также направить уведомление об отказе от договора с требованием о возврате уплаченной цены обучения. Помимо этого, при некачественном обучении можно взыскать и убытки, если они возникли в связи с прохождением обучения.

В-третьих, часто бывают случаи, когда между сторонами взаимоотношения не были оформлены вообще никак. Ни оферты, ни договора, даже из переписки не следует, о чем стороны договорились. В этом случае проще всего взыскать неосновательное обогащение и вернуть всю уплаченную сумму.

Да, и без бумажного и электронного договора можно доказать, что между сторонами был заключен договор, но порой сильно проще пойти через неосновательное обогащение"

я

Почему важно в каждом случае сначала направлять уведомление исполнителю услуг? Есть 2 весомые причины:

  1. Есть вероятность, что ваши требования удовлетворят в досудебном порядке (что значительно проще и быстрее);
  2. Если добровольно не удовлетворят, то вы имеет право взыскать +50% от суммы требований за отказ от добровольного исполнения ваших требований.

Основные страхи

Насколько я вижу, чаще всего люди боятся, что они не смогут ничего вернуть, а деньги на юристов потратят, по итогу еще в бОльшем минусе останутся.

Да, страх вполне обоснованный. Но есть один реально рабочий метод, чтобы об этом сильно не переживать. Если вы решили обратиться к юристу, чтобы он провел весь процесс, то в 99% случаев НОРМАЛЬНЫЙ И АДЕКВАТНЫЙ юрист не возьмет ни денег, ни даст прогнозов, пока не изучит вашу ситуацию. Если к вы только обратились к юристу и через 5 минут он говорит, что тут "верняк", 100% "накажем", то лучше закрыть к нему дверь и поискать еще.

За изучение материалов и оценку перспектив деньги с вас брать не должны (если хотят взять, то совет выше).

И только получив взвешенный ответ, желательно с обоснованием, примерами из практики, вы можете уже решать будете ли вы начинать этот путь.

И не забывайте, что хоть суды частенько занижают сумму расходов на представителя, но все равно ее взыскивают. А также сумма потребительского штрафа и неустойки может перекрыть остальные расходы.

В следующей статье расскажу, как за отказ вернуть 30 000 рублей по договору на оказание услуг, исполнителю пришлось заплатить 150 000 рублей сверху.

Дисклеймер

Я не призываю всех поголовно отказываться от обучения и действительно заниматься потребительским экстремизмом, стараясь нажиться на образовательных организациях.

Есть большое количество обучающих платформ и организаций, кто ответственно подходит к оказанию услуг.

Но, к большому сожалению, есть огромное количество "наставников миллионеров" и обучалкиных, кто лишь бы денег содрать хочет, и вместо качественного продукта, делает качественную рекламу.

Вот для того, чтобы вернуть себе свои деньги, эта статья и написана.

5
7 комментариев

1400000 за телефонные звонки?! Ей их хоть вернули??

1
Ответить

Суд первой инстанции отказал ей. Но апелляция и кассация требования удовлетворили, взыскали 1,4 миллиона, неустойку и еще потребительский штраф 1 миллион сверху

1
Ответить

Артем, здравствуйте. Интересная и полезная статья. А могли бы вы поделиться номером дела или дать ссылку на дело, где риэлтор отдала наставнику 1,4 млн за 7 звонков?

Ответить

Добрый день, это Определение Второго кассационного суда от 15 июня 2023 г. по делу N 88-15761/2023

1
Ответить

За изучение материалов и оценку перспектив деньги с вас брать не должны Ну то есть создал курс, раздай на изучение бесплатно?
А если ставишь ценник, оплачивают, то легко могут вернуть бабки с бонусами.
Доказать автор курса, что он имеет свой уровень качества может? Как доказать, что "если клиент не поднимет жопу и не сделает, ничего не получится"? Где реальная грань?

Ответить

Речь не про курсы, а про работу юристов

Ответить