Право
Павел Мищенко
3415

Товарный знак в ключевых словах: мнение антимонопольных органов и суда

В закладки

Автор предостерег предпринимателей от настройки рекламы по товарным знакам конкурентов, потому что теперь это может им грозить большими штрафами.

Статья вызвала большой отклик: более 40 тысяч просмотров, 236 комментариев, 6 дней обсуждения.

Мы решили разобраться в вопросе с помощью Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и суда по интеллектуальным правам (СИП).

Как было?

Гражданский кодекс запрещает использовать чужие товарные знаки без разрешения правообладателя и слова (словосочетания), сходные до степени смешения с чужими товарными знаками, в том числе в тексте рекламного объявления в интернете (так называемой «контекстной» рекламе).

До апреля текущего года запрет не касался использования чужих товарных знаков в ключевых словах при настройке рекламы.

Суды исходили из того, что ключевое слово — это технический критерий показа рекламного объявления в поисковой системе, и оно никак не способствует введению пользователей в заблуждение.

Что случилось?

23 апреля 2019 года Пленум Верховного Суда РФ принял Постановление №10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (Постановление №10).

В пункте 172 Постановления №10 говорится:

Использование рекламодателем при размещении контекстной рекламы в сети «Интернет» в качестве критерия для показа рекламного объявления ключевых слов (словосочетаний), тождественных или сходных до степени смешения с принадлежащим другому лицу средством индивидуализации, с учетом цели такого использования может быть признано актом недобросовестной конкуренции (статья 14.6 Федерального закона «О защите конкуренции», статья 10.bis Парижской конвенции).

В статье, о которой мы написали вначале, автор рассказал об этом Постановлении и предположил, что теперь нельзя будет безнаказанно использовать чужие товарные знаки в ключевых словах.

Читатели разделились на две неравные группы: 90% спорили с утверждением автора «рекламу в интернете по названиям конкурентов стали признавать недобросовестной конкуренцией», а 10% интересовались, как избежать наказания за убийство (зачернуто) за рекламу по ключевым словам.

Несогласные приводили в качестве аргумента оговорку «может быть признано», которая содержится в пункте 172.

Действительно, законодатель не утверждает, что всякое использование ключевых слов — есть нарушение, а допускает, что это может быть нарушением: «…с учетом цели такого использования».

Это значит, что использование в контекстной рекламе ключевых слов, похожих на товарные знаки конкурентов, могут признать недобросовестной конкуренцией и наказать нарушителя штрафом, а могут и не признать — в зависимости от ситуации.

Дискуссия касалась еще и того, что автор, по мнению комментаторов, не привел ни одного примера разбирательства, предметом которого было бы исключительно использование чужих товарных знаков в ключевых словах.

Мнение ФАС

Антимонопольные органы следят за соблюдением закона «О защите конкуренции» (Закон). Они же разъясняют вопросы применения антимонопольного законодательства.

Мы спросили у ФАСа:

Является ли актом недобросовестной конкуренции использование рекламодателем при размещении контекстной рекламы в сети Интернет в качестве критерия для показа рекламного объявления ключевых слов (словосочетаний), тождественных или сходных до степени смешения с принадлежащим другому лицу средством индивидуализации?

Если коротко, ФАС ответил, что все зависит от конкретной ситуации, и теперь он будет ориентироваться не только на Закон и Парижскую конвенцию, но и на пункт 172 Постановления №10.

Подробнее: ФАС разъяснил, что по Закону актом недобросовестной конкуренции могут быть признаны любые действия предпринимателей, отвечающие признакам недобросовестной конкуренции.

ФАС перечислил эти признаки: любые действия, направленные на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, которые:

  • противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;
  • причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам;
  • нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Наличие или отсутствие совокупности этих признаков ФАС будет устанавливать, исходя из обстоятельств и с учетом имеющихся доказательств.

Мнение СИП

Изучая вопрос, мы не могли не заглянуть в свежую судебную практику. Вдруг найдется что-то интересное.

До Постановления №10 суды отказывали истцам по таким спорам. Из иска в иск кочевал аргумент: ключевые слова — это технический параметр показа рекламы в поисковой системе, они не индивидуализируют какие-либо товары, услуги или самого рекламодателя и не являются самостоятельным способом использования товарного знака.

Аналогичным образом суды разрешили иск общества «А+А Эксист-Инфо» к конкуренту.

Общество «А+А Эксист-Инфо» обнаружило, что при вводе в поисковую строку на сайте «www.yandex.ru» текста «exist.ru» поисковая система выдает ссылку на сайт с доменным именем конкурента «Изнекст-Авто» -- «www.isnext.ru», на котором конкурент предлагает к продаже товары и услуги, такие же, как у «А+А Эксист-Инфо» (истец).

Истец посчитал, что конкурент нарушает исключительное право на его товарный знак, используя его в качестве ключевого слова, и обратился с иском о взыскании компенсации в размере 5 млн рублей (дело №А40-167611/2018).

Суды первой и второй инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования.

Когда спор дошел до суда по интеллектуальным правам (СИП), Постановление №10 уже было принято.

СИП тоже отказал истцу в пересмотре дела, но процитировал пункт 172 Постановления №10 и поддержал истца в главном:

  • Суды предыдущих инстанций не обосновали свои выводы о том, что использование обозначения, сходного до степени смешения с товарным знаком, в качестве ключевого слова для поиска рекламы в сети Интернет не является нарушением исключительного права на товарный знак.
  • Суды не привели какой-либо закон или иной нормативно-правовой акт, которыми было бы установлено понятие «ключевого слова» и (или) предусмотрена возможность использования в качестве ключевых слов при адресации к сайту в сети Интернет в целях рекламы собственной предпринимательской деятельности обозначений, сходных до степени смешения с товарным знаком другого лица без согласия правообладателя.

На наш взгляд, истец находился в шаге от того, чтобы выиграть дело по использованию конкурентом ключевых слов, схожих с его товарным знаком, но «не дожал».

Как отметил СИП, истец не предоставил суду документы, которые подтверждали бы, что ответчик заказывал третьему лицу размещение зафиксированных истцом рекламных объявлений с использованием ключевого слова «exist.ru», значит, не доказал, что именно ответчик использовал спорное обозначение в качестве ключевого слова в целях рекламы товаров.

И все-таки: накажут за ключевые слова по товарным знакам конкурентов или нет?

Могут наказать.

И ФАС, и суды теперь будут учитывать пункт 172 Постановления, принимая решения по ключевым словам.

Рекламу по товарным знакам конкурентов могут признать актом недобросовестной конкуренции и (или) нарушением исключительного права на товарный знак.

Если это произойдет, нарушителя оштрафуют. Размер штрафа может быть от 100 до 500 тысяч рублей по ст. 14.33 КоАП РФ, если правообладатель (конкурент) обратится в ФАС, и (или) от 10 тысяч до 5 млн рублей по ст. 1515 ГК РФ, если правообладатель (конкурент) пойдет в суд.

Автор: Марина Кятова, юрист Runetlex.

Возможно, вам будут интересны наши другие статьи на vc.ru:

Больше полезной информации о договорах можно найти на YouTube-канале и в Telegram.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Павел Мищенко", "author_type": "self", "tags": ["\u0442\u043e\u0432\u0430\u0440\u043d\u044b\u0439\u0437\u043d\u0430\u043a"], "comments": 28, "likes": 8, "favorites": 43, "is_advertisement": false, "subsite_label": "legal", "id": 89124, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 22 Oct 2019 12:53:30 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 89124, "author_id": 5704, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/89124\/get","add":"\/comments\/89124\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/89124"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199120, "last_count_and_date": null }
28 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
1

Я все написал, перечитывайте )

Ответить
1

Конкурент заказывает у третьего лица рекламу, используя в качестве ключевого слова свой собственный бренд. Эта реклама ведет на мой сайт и меня штрафуют?  Отличное решение.

Ответить
1

Адвокатский запрос в Яндекс, на предмет кто оплачивал рекламную компанию.
К ним и будет иск.

Ответить
1

Сильно сомневаюсь, что яндекс предоставит данные по адвокатскому запросу.

Ответить
2

Почему нет? Регистраторы предоставляют данные владельца домена, по адвокатскому запросу, чтобы выяснить кому отправлять иск.
Ситуация аналогичная.

Ответить
1

Невероятно сложно читать такие статьи, ребята... Продираться сквозь бурелом канцелярита... Ну, хоть на редактуру отдавайте, тема же интересная.

Ответить
1

Спасибо за отзыв! Постараемся делать проще для чтения следующие статьи. В данном случае в статье скорее не канцелярит, а юридическая терминология, упрощение которой могла бы исказить смысл. Но мы будем над этим работать)

Ответить
1

«обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости»

Это вообще объективные термины?

Ответить
0

Сколь угодно можно крутиться по запросам бренда, не используя бренд в ключевых словах. Например я буду крутить рекламу по фразе «купить кроссовки» и буду показываться по фразам «купить кроссовки адидас». Так устроена контекстная реклама. Но лапоть который написал эту статью об этом не знает) И юрист тоже лапоть. Вот если в обьявлении бренд чужой писать, то куда ни шло, можно попробовать притянуть.

Ответить
1

Например я буду крутить рекламу по фразе «купить кроссовки»

обнаружило, что при вводе в поисковую строку на сайте «www.yandex.ru» текста «exist.ru» поисковая система выдает ссылку на сайт с доменным именем конкурента «Изнекст-Авто» — «www.isnext.ru

Ответить
1

И что? Яндекс сейчас и не такие синонимы автоматом подсовывает. 

Ответить
1

Какие синонимы?
По запросу из только торговой марки "exist.ru" показывают рекламный блок конкурента.
А не по "купить автозапчасти exist"

Ответить
0

Такие. Загуглите чтоли. Если яндекс решит, что рекламодатель с ключом  isnext может получить переход и тематика похожая, то может крутануть рекламу по слову exist.

Ответить
1

Что-то я не помню такого в Директе. Он может расширить запрос, но не полностью поменять. Тем более на чужую торговую марку.

В любом случае, если такое и было, то после пленума это стало не законным и Яндекс должен был уже выпилить.

Ответить
0

Нет, с отключенным расширением подсовывает и никак не отключить. И чем дальше тем больше.

Ответить
1

Ну если автор РК ключевое слово не использовал, то ответчиком станет Яндекс, делов то. На то и суд, чтобы выяснить.

Ответить
0

Да бред это про ключи, вопрос в явном использовании в том числе и в обьявлениях. Какой-то умник ажиотаж насчет ключей раскрутил ) На ровном месте )

Ответить
1

Не похоже, чтобы Яндекс сам добавлял торговые марки конкурентов, как ключевики.
Есть ссылка на обсуждение такого кейса?
В качестве дополнительных релевантных фраз могут быть добавлены:

ключевые фразы с использованием других частей речи (кабинет стоматолога — стоматологический кабинет);

ключевые фразы с минус-словами (iphone 5s -копия -устанавливать -рингтон);

разные варианты записи брендов и моделей (hyundai — хёндай);

транслитерированные и переведенные ключевые фразы (Ritz Carlton — риц карлтон);

близкие по смыслу фразы (пластиковые рамки — фоторамки).

Ответить
0

Да никто не обсуждает,  кому это вперлось, смотрю по брендам как откручивали так и откручивают + таргет. И вы не забывайте что торговые знаки это зачастую практически употребляемые слова в тематике. Kids как детские например запросто можно открутить, вижу где ТЗ прям ключевая фраза один в один, хотя это просто наименование предмета с характеристикой детское.

Ответить
1

смотрю по брендам как откручивали так и откручивают + таргет

Вы опять про "купить кроссовки адидас"?

Я про добавление автоматического запроса из одной торговой марки "адидас", есть такие примеры?

Ответить
0

Нет, глянул мельком бренды с приставкой город есть, мне этого хватает. Плюс по нашему тз крутят рекламу дистрибьютеры. У меня нет однословных запросов, что вы так зациклились на однословиках?

Ответить
1

В смысле зациклился?
Статья о рекламе по ключевику-торговой марке конкурента, без всяких доп слов.
Вы же говорите о совсем другом.

Да и так понятно, что Директ не будет сам добавлять запрос из одного слова чужого бренда.
Это же сколько денег клиента можно спустить на такие однословнные ключевики, которые клиент не добавлял ) давно бы ор поднялся на весь интернет.

Ответить
0

В смысле зациклились на домене. Домен может и не совпадать с тм или тз. Разве тз и тм все однословники? Пример в статье это пример, а трактовка там иная совсем.
Про синонимы и стоит ор, минусят, но лимиты не безграничны на минуса. Про бренды обсуждений больших не видел.

Ответить
1

В смысле зациклились на домене

Причем тут домен, речь была о торговой марке "exist.ru".
Разве тз и тм все однословники?

Да без разницы, по любой известной ТМ будет очень много показов. Такое никогда автоматически не добавится.
Про синонимы и стоит ор

Угу, но ни одной ссылки на кейс, у кого бы сам автоматом добавился запрос из названия бренда конкурента)

Ответить
0

Я вообще не понимаю зачем в статью про ключ экзиста пример вкорячили, не в тему содержания статьи. А вы с этим доменом как с писанной торбой .... я вижу как английские слова в синонимы лезут, мне их пробивать все на наличие тз и тм? Не вперлись мне эти кейсы. Я просто вижу, что легко можно открутиться по чужому бренду, пусть даже он будет в фразе. Какая собственно разница?

Ответить
1

Я вообще не понимаю зачем в статью про ключ экзиста пример вкорячили, не в тему содержания статьи

В статье обсуждается судебный иск по использованию ТМ конкурентом, почему это не в тему?
И зачем вы упорно про ТМ говорите, что это домен?
Да названия совпадают, но обсуждается ТМ, кроме вас никто это доменом не называет.

Ответить
0

"exist.ru" это два слова

Ответить
0

Надо подождать полгодика, будут ли судебные дела с признанием вины, а потом уже сильно бояться.....

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }