{"id":13836,"url":"\/distributions\/13836\/click?bit=1&hash=b61ea41d40ef5596d91409ad89303e69391b638d48696dedc08253272b41c2c3","title":"\u041a\u0430\u043a \u043f\u0435\u0440\u0435\u043d\u0435\u0441\u0442\u0438 \u043d\u0430 \u0441\u0432\u043e\u0438 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0435\u0440\u044b \u0430\u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u0438 Google Workspace \u0438 Slack","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"728ad728-b270-5f6e-aa5a-d8a9339fb1b2","isPaidAndBannersEnabled":false}

Товарный знак в ключевых словах: мнение антимонопольных органов и суда

Автор предостерег предпринимателей от настройки рекламы по товарным знакам конкурентов, потому что теперь это может им грозить большими штрафами.

Статья вызвала большой отклик: более 40 тысяч просмотров, 236 комментариев, 6 дней обсуждения.

Мы решили разобраться в вопросе с помощью Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и суда по интеллектуальным правам (СИП).

Как было?

Гражданский кодекс запрещает использовать чужие товарные знаки без разрешения правообладателя и слова (словосочетания), сходные до степени смешения с чужими товарными знаками, в том числе в тексте рекламного объявления в интернете (так называемой «контекстной» рекламе).

До апреля текущего года запрет не касался использования чужих товарных знаков в ключевых словах при настройке рекламы.

Суды исходили из того, что ключевое слово — это технический критерий показа рекламного объявления в поисковой системе, и оно никак не способствует введению пользователей в заблуждение.

Что случилось?

23 апреля 2019 года Пленум Верховного Суда РФ принял Постановление №10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (Постановление №10).

В пункте 172 Постановления №10 говорится:

Использование рекламодателем при размещении контекстной рекламы в сети «Интернет» в качестве критерия для показа рекламного объявления ключевых слов (словосочетаний), тождественных или сходных до степени смешения с принадлежащим другому лицу средством индивидуализации, с учетом цели такого использования может быть признано актом недобросовестной конкуренции (статья 14.6 Федерального закона «О защите конкуренции», статья 10.bis Парижской конвенции).

В статье, о которой мы написали вначале, автор рассказал об этом Постановлении и предположил, что теперь нельзя будет безнаказанно использовать чужие товарные знаки в ключевых словах.

Читатели разделились на две неравные группы: 90% спорили с утверждением автора «рекламу в интернете по названиям конкурентов стали признавать недобросовестной конкуренцией», а 10% интересовались, как избежать наказания за убийство (зачернуто) за рекламу по ключевым словам.

Несогласные приводили в качестве аргумента оговорку «может быть признано», которая содержится в пункте 172.

Действительно, законодатель не утверждает, что всякое использование ключевых слов — есть нарушение, а допускает, что это может быть нарушением: «…с учетом цели такого использования».

Это значит, что использование в контекстной рекламе ключевых слов, похожих на товарные знаки конкурентов, могут признать недобросовестной конкуренцией и наказать нарушителя штрафом, а могут и не признать — в зависимости от ситуации.

Дискуссия касалась еще и того, что автор, по мнению комментаторов, не привел ни одного примера разбирательства, предметом которого было бы исключительно использование чужих товарных знаков в ключевых словах.

Мнение ФАС

Антимонопольные органы следят за соблюдением закона «О защите конкуренции» (Закон). Они же разъясняют вопросы применения антимонопольного законодательства.

Мы спросили у ФАСа:

Является ли актом недобросовестной конкуренции использование рекламодателем при размещении контекстной рекламы в сети Интернет в качестве критерия для показа рекламного объявления ключевых слов (словосочетаний), тождественных или сходных до степени смешения с принадлежащим другому лицу средством индивидуализации?

Если коротко, ФАС ответил, что все зависит от конкретной ситуации, и теперь он будет ориентироваться не только на Закон и Парижскую конвенцию, но и на пункт 172 Постановления №10.

Подробнее: ФАС разъяснил, что по Закону актом недобросовестной конкуренции могут быть признаны любые действия предпринимателей, отвечающие признакам недобросовестной конкуренции.

ФАС перечислил эти признаки: любые действия, направленные на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, которые:

  • противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;
  • причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам;
  • нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Наличие или отсутствие совокупности этих признаков ФАС будет устанавливать, исходя из обстоятельств и с учетом имеющихся доказательств.

Мнение СИП

Изучая вопрос, мы не могли не заглянуть в свежую судебную практику. Вдруг найдется что-то интересное.

До Постановления №10 суды отказывали истцам по таким спорам. Из иска в иск кочевал аргумент: ключевые слова — это технический параметр показа рекламы в поисковой системе, они не индивидуализируют какие-либо товары, услуги или самого рекламодателя и не являются самостоятельным способом использования товарного знака.

Аналогичным образом суды разрешили иск общества «А+А Эксист-Инфо» к конкуренту.

Общество «А+А Эксист-Инфо» обнаружило, что при вводе в поисковую строку на сайте «www.yandex.ru» текста «exist.ru» поисковая система выдает ссылку на сайт с доменным именем конкурента «Изнекст-Авто» -- «www.isnext.ru», на котором конкурент предлагает к продаже товары и услуги, такие же, как у «А+А Эксист-Инфо» (истец).

Истец посчитал, что конкурент нарушает исключительное право на его товарный знак, используя его в качестве ключевого слова, и обратился с иском о взыскании компенсации в размере 5 млн рублей (дело №А40-167611/2018).

Суды первой и второй инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования.

Когда спор дошел до суда по интеллектуальным правам (СИП), Постановление №10 уже было принято.

СИП тоже отказал истцу в пересмотре дела, но процитировал пункт 172 Постановления №10 и поддержал истца в главном:

  • Суды предыдущих инстанций не обосновали свои выводы о том, что использование обозначения, сходного до степени смешения с товарным знаком, в качестве ключевого слова для поиска рекламы в сети Интернет не является нарушением исключительного права на товарный знак.
  • Суды не привели какой-либо закон или иной нормативно-правовой акт, которыми было бы установлено понятие «ключевого слова» и (или) предусмотрена возможность использования в качестве ключевых слов при адресации к сайту в сети Интернет в целях рекламы собственной предпринимательской деятельности обозначений, сходных до степени смешения с товарным знаком другого лица без согласия правообладателя.

На наш взгляд, истец находился в шаге от того, чтобы выиграть дело по использованию конкурентом ключевых слов, схожих с его товарным знаком, но «не дожал».

Как отметил СИП, истец не предоставил суду документы, которые подтверждали бы, что ответчик заказывал третьему лицу размещение зафиксированных истцом рекламных объявлений с использованием ключевого слова «exist.ru», значит, не доказал, что именно ответчик использовал спорное обозначение в качестве ключевого слова в целях рекламы товаров.

И все-таки: накажут за ключевые слова по товарным знакам конкурентов или нет?

Могут наказать.

И ФАС, и суды теперь будут учитывать пункт 172 Постановления, принимая решения по ключевым словам.

Рекламу по товарным знакам конкурентов могут признать актом недобросовестной конкуренции и (или) нарушением исключительного права на товарный знак.

Если это произойдет, нарушителя оштрафуют. Размер штрафа может быть от 100 до 500 тысяч рублей по ст. 14.33 КоАП РФ, если правообладатель (конкурент) обратится в ФАС, и (или) от 10 тысяч до 5 млн рублей по ст. 1515 ГК РФ, если правообладатель (конкурент) пойдет в суд.

Автор: Марина Кятова, юрист Runetlex.

Возможно, вам будут интересны наши другие статьи на vc.ru:

Больше полезной информации о договорах можно найти на YouTube-канале и в Telegram.

0
40 комментариев
Написать комментарий...
Андрей Фомичев

Я все написал, перечитывайте )

Ответить
Развернуть ветку
Huntt Ext

Конкурент заказывает у третьего лица рекламу, используя в качестве ключевого слова свой собственный бренд. Эта реклама ведет на мой сайт и меня штрафуют?  Отличное решение.

Ответить
Развернуть ветку
Michael Smith

Адвокатский запрос в Яндекс, на предмет кто оплачивал рекламную компанию.
К ним и будет иск.

Ответить
Развернуть ветку
Dimitri B.

Сильно сомневаюсь, что яндекс предоставит данные по адвокатскому запросу.

Ответить
Развернуть ветку
Michael Smith

Почему нет? Регистраторы предоставляют данные владельца домена, по адвокатскому запросу, чтобы выяснить кому отправлять иск.
Ситуация аналогичная.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Седых

Проверено, не предоставляют со ссылкой на отнесение сведений к коммерческой тайне. Остается только запрос суда.

Ответить
Развернуть ветку
Michael Smith

Так адвокатский запрос должен быть не просто так, а связан с иском в суд.
 В запросе должен быть указан номер дела в суде.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Седых

спасибо, я знаю, что должно быть в адвокатском запросе )) и немножко этим занимаюсь https://whois.webjustice.ru/

Ответить
Развернуть ветку
Michael Smith

Тогда в чем проблема?
У рег ру на сайте есть форма для адвокатских запросов, руцентр тоже пишет, что выдает данные по адвокатскому запросу.

В: Как я могу узнать, кто является Администратором домена?
О: Общедоступную информацию о доменном имени можно получить, воспользовавшись сервисом whois на сайте www.nic.ru. Полная информация об Администраторе домена может быть предоставлена только по запросу суда, правоохранительных органов или по адвокатскому запросу.
Ответить
Развернуть ветку
Евгений Седых

Работоспособность адвокатских запросов для получения сведений об администраторах доменов если в whois - privat person вопросов не вызывает

Если все же вернуться к проблеме, то она никак не связана с регистраторами, она связана с сервисами контекстной рекламы например Яндекс.Директ (о коих и повествует автор статьи), на которого по понятным причинам не распространяется действие положения о регистрации доменных имен, зато, распространяется закон о коммерческой тайне.

Если есть идеи как это преодолеть, было бы интересно выслушать )

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Романова

Невероятно сложно читать такие статьи, ребята... Продираться сквозь бурелом канцелярита... Ну, хоть на редактуру отдавайте, тема же интересная.

Ответить
Развернуть ветку
Рунетлекс
Автор

Спасибо за отзыв! Постараемся делать проще для чтения следующие статьи. В данном случае в статье скорее не канцелярит, а юридическая терминология, упрощение которой могла бы исказить смысл. Но мы будем над этим работать)

Ответить
Развернуть ветку
Artemiy Shlesberg

«обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости»

Это вообще объективные термины?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Фомичев

Сколь угодно можно крутиться по запросам бренда, не используя бренд в ключевых словах. Например я буду крутить рекламу по фразе «купить кроссовки» и буду показываться по фразам «купить кроссовки адидас». Так устроена контекстная реклама. Но лапоть который написал эту статью об этом не знает) И юрист тоже лапоть. Вот если в обьявлении бренд чужой писать, то куда ни шло, можно попробовать притянуть.

Ответить
Развернуть ветку
Michael Smith
Например я буду крутить рекламу по фразе «купить кроссовки»
обнаружило, что при вводе в поисковую строку на сайте «www.yandex.ru» текста «exist.ru» поисковая система выдает ссылку на сайт с доменным именем конкурента «Изнекст-Авто» — «www.isnext.ru
Ответить
Развернуть ветку
Андрей Фомичев

И что? Яндекс сейчас и не такие синонимы автоматом подсовывает. 

Ответить
Развернуть ветку
Michael Smith

Какие синонимы?
По запросу из только торговой марки "exist.ru" показывают рекламный блок конкурента.
А не по "купить автозапчасти exist"

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Фомичев

Такие. Загуглите чтоли. Если яндекс решит, что рекламодатель с ключом  isnext может получить переход и тематика похожая, то может крутануть рекламу по слову exist.

Ответить
Развернуть ветку
Michael Smith

Что-то я не помню такого в Директе. Он может расширить запрос, но не полностью поменять. Тем более на чужую торговую марку.

В любом случае, если такое и было, то после пленума это стало не законным и Яндекс должен был уже выпилить.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Фомичев

Нет, с отключенным расширением подсовывает и никак не отключить. И чем дальше тем больше.

Ответить
Развернуть ветку
Michael Smith

Ну если автор РК ключевое слово не использовал, то ответчиком станет Яндекс, делов то. На то и суд, чтобы выяснить.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Фомичев

Да бред это про ключи, вопрос в явном использовании в том числе и в обьявлениях. Какой-то умник ажиотаж насчет ключей раскрутил ) На ровном месте )

Ответить
Развернуть ветку
Michael Smith

Не похоже, чтобы Яндекс сам добавлял торговые марки конкурентов, как ключевики.
Есть ссылка на обсуждение такого кейса?

В качестве дополнительных релевантных фраз могут быть добавлены:
ключевые фразы с использованием других частей речи (кабинет стоматолога — стоматологический кабинет);
ключевые фразы с минус-словами (iphone 5s -копия -устанавливать -рингтон);
разные варианты записи брендов и моделей (hyundai — хёндай);
транслитерированные и переведенные ключевые фразы (Ritz Carlton — риц карлтон);
близкие по смыслу фразы (пластиковые рамки — фоторамки).
Ответить
Развернуть ветку
Андрей Фомичев

Да никто не обсуждает,  кому это вперлось, смотрю по брендам как откручивали так и откручивают + таргет. И вы не забывайте что торговые знаки это зачастую практически употребляемые слова в тематике. Kids как детские например запросто можно открутить, вижу где ТЗ прям ключевая фраза один в один, хотя это просто наименование предмета с характеристикой детское.

Ответить
Развернуть ветку
Michael Smith
смотрю по брендам как откручивали так и откручивают + таргет

Вы опять про "купить кроссовки адидас"?

Я про добавление автоматического запроса из одной торговой марки "адидас", есть такие примеры?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Фомичев

Нет, глянул мельком бренды с приставкой город есть, мне этого хватает. Плюс по нашему тз крутят рекламу дистрибьютеры. У меня нет однословных запросов, что вы так зациклились на однословиках?

Ответить
Развернуть ветку
Michael Smith

В смысле зациклился?
Статья о рекламе по ключевику-торговой марке конкурента, без всяких доп слов.
Вы же говорите о совсем другом.

Да и так понятно, что Директ не будет сам добавлять запрос из одного слова чужого бренда.
Это же сколько денег клиента можно спустить на такие однословнные ключевики, которые клиент не добавлял ) давно бы ор поднялся на весь интернет.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Фомичев

В смысле зациклились на домене. Домен может и не совпадать с тм или тз. Разве тз и тм все однословники? Пример в статье это пример, а трактовка там иная совсем.
Про синонимы и стоит ор, минусят, но лимиты не безграничны на минуса. Про бренды обсуждений больших не видел.

Ответить
Развернуть ветку
Michael Smith
В смысле зациклились на домене

Причем тут домен, речь была о торговой марке "exist.ru".

Разве тз и тм все однословники?

Да без разницы, по любой известной ТМ будет очень много показов. Такое никогда автоматически не добавится.

Про синонимы и стоит ор

Угу, но ни одной ссылки на кейс, у кого бы сам автоматом добавился запрос из названия бренда конкурента)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Фомичев

Я вообще не понимаю зачем в статью про ключ экзиста пример вкорячили, не в тему содержания статьи. А вы с этим доменом как с писанной торбой .... я вижу как английские слова в синонимы лезут, мне их пробивать все на наличие тз и тм? Не вперлись мне эти кейсы. Я просто вижу, что легко можно открутиться по чужому бренду, пусть даже он будет в фразе. Какая собственно разница?

Ответить
Развернуть ветку
Michael Smith
Я вообще не понимаю зачем в статью про ключ экзиста пример вкорячили, не в тему содержания статьи

В статье обсуждается судебный иск по использованию ТМ конкурентом, почему это не в тему?
И зачем вы упорно про ТМ говорите, что это домен?
Да названия совпадают, но обсуждается ТМ, кроме вас никто это доменом не называет.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Лилло

"exist.ru" это два слова

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Седых

правильные доводы, коллега. Не хватает только одного, - указания на место размещение рекламного блока. Лично мне видится, что именно это имеет значение для защиты правообладателя в соответствии со ст. 1252 ГК РФ. Если интересно, тут подробно расписано со ссылками и прочими красотами https://www.webjustice.ru/blog/kto-otvetit-za-klucevye-slova

Ну если идти по 14.6 ФЗ о защите конкуренции, то зеленый свет на защиту против такой рекламы очевидно уже дан ВС и ФАСом.

а статья хорошая, напрасно некоторые комментаторы ворчат. спасибо автору

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Викторова

Надо подождать полгодика, будут ли судебные дела с признанием вины, а потом уже сильно бояться.....

Ответить
Развернуть ветку
Yuriy Mikaelyan

а что делать с "широким соответствием" google ads, когда сама корпорация будет подсовывать пользователю на запрос типа "пони экспресс" ваше объявлению по ключу "курьерская служба"? 

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Седых

Судя по описанию https://support.google.com/google-ads/answer/2497828?hl=ru это такой же инструмент автоподбора как и "Автотаргетинг" у Яндекс.Директа. Сапорт последнего заявляет, что ключевики соответствующие витальным запросам не добавляются, если у вас их нет в списке ключевых фраз, они не используются в рекламном блоке и на целевой странице.

Сомнительно, что google в своих сервисах станет предерживаться иной политики и сознательно допускать нарушение интеллектуальных прав и прав на средства индивидуализации.

В противном случае, сервисы контекстной рекламы, являясь информационными посредниками пойдут паровозом в качестве соответчика.

P.S. кроме этого указанные сервисы имеют дополнительную лазейку для защиты в виде минус-слов, чтобы ответственность все-равно оставалась на Рекламодателе.

Ответить
Развернуть ветку
Yuriy Mikaelyan

в теории должно быть так, но на практике - добавляются и часто. Продвигаете "заказать суши" - покажет и по нияме и сушивоку при том, что таких ключей нет. Аналогично и в других нишах. Что касается минусов - да, решение рабочее, но ведь и ситуация другая - намерение вылезти по чужим витальным запросам - не прослеживается. Человек просто пилит свою рекламу по своим ключам, забывает добавить минус конкурента - залет на 500к?

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Седых

использование или неиспользование минус-слов /так и хочется написать "Стоп-слов" )) свидетельствует лишь о форме вины, что не исключает ответственность в принципе.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Волхонский

Фантастика.

Все содержание статьи прямо противоречит последнему выводу "могут наказать".

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Седых

Противоречия нет, автор просто хотел сказать, что была практика такая, сейчас дела обстоят так-то, а по его мнению будет эдак

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 40 комментариев
null