{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Скрепы против знаков: как выбрать нейминг и никого не оскорбить?

Может ли «богомышь» кого-то оскорбить? А слово «чӧрная» способно нанести вред обществу? Подобные вопросы встают перед Роспатентом, когда он принимает решение, регистрировать обозначение (то есть название бренда или логотип) в качестве товарного знака (ТЗ) или нет.

Роспатент может отказать в регистрации по многим причинам, и некоторые его решения выглядят неоднозначно. Больше всего вопросов вызывает отказ из-за того, что обозначение не соответствует “общественным интересам, принципам гуманности и морали” [пп. 2 п. 3 ст. 1483 ГК РФ].

Судите сами: как вы думаете, какое из этих обозначений получило регистрацию?

Изначально Роспатент отказал обоим знакам. Представители Hempy оспорили решение в Суде по интеллектуальным правам, а “Богомыши” — не стали. В итоге Роспатент не смог ответить, какие конкретно принципы гуманности нарушает лист конопли, и суд вынес решение в пользу Hempy.

Чем же руководствуются Роспатент и СИП в своих решениях? Попробуем разобраться, что можно понять из законов, и как складывается практика по подобным решениям.

Что в законе?

Закон не содержит точного определения общественных интересов, норм гуманности и морали. Завесу тайны немного приоткрывает Приказ Минэкономразвития о правилах регистрации ТЗ. Он сообщает, что нормам морали противоречат “непристойные, жаргонные или циничные слова, выражения или изображения, которые могут иметь такой смысл” [Приказ Минэкономразвития № 482, Раздел III. Пункт 18]

В другом пункте того же приказа о том, что конкретно нарушает нормы, сказано более подробно:

• Неэтично примененная национальная и государственная символика (гербы, флаги, эмблемы), антигосударственные лозунги;

• Слова и изображения непристойного содержания;

• Призывы антигуманного характера, оскорбляющие человеческое достоинство; религиозные чувства верующих,

• Слова, написание которых нарушает правила орфографии. [Приказ Минэкономразвития № 482, Раздел I. Пункт 37]

Кажется, что это относительно понятный список. Но, во-первых, он открытый, то есть Роспатент может увидеть нарушение норм морали и в чем-то другом. Во-вторых, его можно весьма по-разному интерпретировать. Поэтому нужно ознакомиться с практикой — решениями Роспатента и суда.

Почему разобраться в практике непросто?

Изначально двум знакам отказали в регистрации по одной и той же причине.

Роспатент заявил, что они обозначают криптовалюту, а ее использование не поддерживается политикой ЦБ РФ.

После отказа ” Wabi pay” обратился в СИП и в январе 2021 знак зарегистрировали. Но это решение не помешало Роспатенту спустя два с половиной года, в октябре 2023, отказать в регистрации обозначению «BitOK” по той же причине. А уже в ноябре ЦБ заявил, что »надо развивать возможность выпуска цифровых финансовых активов”. Интересно, как новая политика ЦБ отразится на решениях Роспатента.

Подобная изменчивость периодически встречается в практике. Как же тогда понять, какие обозначения соответствуют нормам, а какие нет? Есть несколько наиболее частых причин, по которым знаки признают “не соответствующим общественным интересам”.

Что в практике?

В практике чаще всего встречаются несколько оснований, по которым знак не будет соответствовать ГК РФ [п. пп. 2 п. 3 ст. 1483] Это:

1. Нарушение правил орфографии;

2. Ненормативная лексика, жаргонизмы;

3. Оскорбление чувств верующих;

4. Оскорбление какой-то группы;

5. Обозначение вызывает негативные ассоциации.

Посмотрим на конкретные примеры обозначений, которым отказали в регистрации по каждой из этих причин. Или наоборот, не стали отказывать, хотя, на наш взгляд, могли бы.

Нарушение правил орфографии

В товарном знаке могут использоваться выдуманные слова (их принято называть «фантазийными”). Заявитель на регистрацию обозначения “Чӧрная щука”, посчитал, что такое написание выглядит оригинально и напоминает открытый рот с глазками. Но суд решил, что это очевидное искажение слова “черная” и распространенная ошибка. Видимо, присутствие такого обозначения в гражданском обороте может повышать неграмотность, а значит »противоречит общественным интересам”.

Ненормативная лексика

«ФАК МОЙ МОЗГ»

Это обозначение для настольной игры не получилось зарегистрировать из-за слова “фак”. Заявитель настаивал, что это транслитерация аббревиатуры «FAQ» («frequently asked questions», часто задаваемые вопросы) . Но Роспатент, не будь дураком, посчитал, что с некоторыми английскими словами российский потребитель знаком хорошо. Более того, при подготовке решения Палата по патентным спорам (ППС) посмотрела сайт игры. Она обратила внимание на предупреждение заявителя, что материалы игры содержат нецензурную брань и придется много материться.

Есть обозначения, которым повезло больше. Например такой знак:

РБК успешно его зарегистрировала, потому что это слово “бизнес”. (А вы что подумали?) Следующий ТЗ также не нарушает общественных интересов по мнению Роспатента:

Жаргонизмы

Обозначениям с жаргонизмами не всегда отказывают. Например, регистрацию получил знак со словами “Не взатяг”.

Интересный кейс у товарного знака со словом «Ё-МОЕ”. Это очевидный жаргонизм, поэтому изначально ему отказали. Но заявитель обратился в ППС, и она одобрила регистрацию, обосновав это тем, что »Ё-МОЕ” не относится к нецензурной лексике. То есть ППС решила, что надо регистрировать жаргонизм, хотя это является самостоятельным основанием для отказа.

Оскорбление чувств верующих

С чувствами, как всегда, все непросто. Вот обозначения для алкоголя, которые используют слова, отсылающие к религиозной теме:

ДУША монаха

SANTA helena

Chais Saint Vincent

“Душа монаха” зарегистрирована как ТЗ, а вот SANTA helena и SAINT vincent оскорбляют чувства верующих.

Это интересно, потому что “Душу монаха” зарегистрировали в 2000 году, а сейчас не факт, что получилось бы. Практика пришла к однозначному выводу, что зарегистрировать знак с религиозной семантикой могут только религиозные организации и юрлица, где они будут учредителями. Часто как аргумент принимают письма Патриархии.

Это значит, что если ваше обозначение хоть чуть-чуть напоминает что-то, имеющее религиозный подтекст – вам точно пришлют предварительный отказ. Нужно будет готовить качественный, аргументированный ответ и доказывать, что обозначение имеет иное смысловое содержание и оскорбить никого не может.

Оскорбление какой-то группы

Обозначение могут посчитать оскорбительным для какой-то конкретной части общества. Угадать, для какой именно, — невозможно. Часто трепетно относятся к знакам для детских товаров. В регистрации отказали обозначению со словом “школосад”. Роспатент решил, что оно может нести оскорбительный подтекст, если используется для определенных товаров, например глистогонных препаратов и лекарств от вшей.

Знак «В рубель», используемый для маркировки алкогольных и безалкогольных напитков, по мнению Роспатента, затронет нравственные чувства поклонников творчества художника Михаила Врубеля.

Бывают и более понятные примеры. Знак “инфоцыган” не зарегистрировали, так как он может быть унизителен для этнической группы цыган.

Обозначение вызывает негативные ассоциации

Почему такая причина для отказа вообще существует? Ведь компания может решить, что вызывать негативные ассоциации — именно тот имидж, который ей нужен. Дело в том, что если вы вызываете негатив, то это может обидеть какую-то не вполне конкретную общества. То есть эта причина связана с оскорблением.

Несколько примеров с мотивировкой отказа:

«ТРАМВАЙ СМЕРТИ»

Знак вызывает негативные ассоциации со смертью, а слово «трамвай» вызывает представления о несчастном случае, аварии. [Решение СИП от 03.03.2023 по делу N СИП-1046/2022]

«Ни бэ... Ни мэ... Ни кукареку»

Потребители могут посчитать, что продукты питания с данной маркировкой предназначены для безграмотных людей. [Решение СИП от 23.01.2023 по делу N СИП-830/2022]

LEFT

ЛЕВАЯ

Использование обозначения для алкоголя вызывает негативные ассоциации с подделкой. [Решение СИП от 08.12.2022 по делу N СИП-857/2022]

Как зарегистрировать дерзкий знак?

Что же, вам теперь придется отказаться от своей оригинальной и веселой идеи? Зависит от вашего юриста. Как вы думаете, можно ли зарегистрировать такой знак?

Правильный ответ: можно! Сергею Шнурову, лидеру группы “Ленинград” удалось это сделать еще в 2016 году [ТЗ № 571526]

Что можно понять из всех этих примеров?

Всегда есть риск не заметить, что ваш знак не соответствует пункту про моральность, получить отказ и потратить много сил на его преодоление. Но с профессиональной помощью можно зарегистрировать даже знак, заигрывающий с неприемлемыми темами, например красную фаллическую корону.

  • Простого знания законов недостаточно. Необходимо следить за актуальной практикой. Мнение Роспатента меняется со временем и зависит от других институций.
  • Не бойтесь оспаривать решения. Качественно подготовленная аргументация помогает добиваться регистрации.
  • Обращайтесь за помощью к опытным юристам, которые отслеживают решения и понимают, от чего сегодня может зависеть мнение Роспатента.

Versus. legal — команда экспертов, которая управляет 15 000+ объектами интеллектуальной собственности в 120+ странах мира. Более 7 лет мы обеспечиваем комплексное сопровождение бизнеса: от создания до масштабирования и выхода на новые рынки.

Если хотите узнать о защите товарных знаков больше — приходите на наш вебинар 21 декабря. Зарегистрироваться можно по этой ссылке.

В следующих статьях мы продолжим рассказывать о причинах, по которым товарным знакам могут отказывать в регистрации. Также будем рады видеть вас в нашем telegram-канал IP Universus, где мы объясняем сложные вопросы об интеллектуальном праве простым языком - пишем о патентах в космосе, о работе с региональными брендами, о правах на ИИ-контент и много о чем еще. Публикуем посты только пару раз в неделю, чтобы вы успевали их читать. В этом же канале мы будем публиковать анонсы следующих мероприятий.

Автор статьи:

Ксения Рудь, младший юрист Versus.legal


Редакторы статьи:

Екатерина Попонина, старший юрист Versus.legal

Даниил Зимин, специалист отдела маркетинга Versus.legal

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда