Питч-дейтинг выпуск третий: комбайнеры
Рассказываем историю продакта «Яндекса», который решил помочь фермерам, а также составляем свой словарик стартапера.
В подкасте «Либо выйдет, либо нет» к Кате и Лике присоединяется Александр Мансилья-Круз — бизнес-консультант, стартап-ментор и гуру бизнес-планов. Вместе мы помогаем предпринимателям подготовиться к питчу, задаем им заранее каверзные вопросы и морально поддерживаем во время и после питча.
Новые выпуски можно слушать на всех подкаст-платформах, а читать — в материалах на vc.ru. Только самое интересное и важное с наших питч-дейтингов.
Кто питчит:
Евгений — бывший продакт-менеджер «Яндекса», который стал сооснователем стартапа Green Growth.
Кто инвестирует:
Кирилл Белов — управляющий партнер Impulse VC. Не боится говорить про презентации предпринимателей «булшит».
Руслан Саркисян — управляющий партнер Begin Capital. Любит горячие пирожки.
Green Growtn
Что питчим: Green Growtn — устройство и программное обеспечение для измерения эффективности сбора урожая
Инвестор ищет интересных основателей или большой рынок
За 4 месяца команда Евгения прошла путь от идеи и изучения потребности фермеров до первого прототипа и его теста. Евгений лично установил устройство на 6 комбайнов, а к следующему сезону они надеются оборудовать 350 комбайнов.
Зачем инвестиции: создать 350 комплектов оборудования для тестирования и совершенствования.
Комментарий от Александра Мансильи-Круза до питча: отлично, что есть идея и ее воплощение. Хорошо продуманный шаг сделать сначала ограниченное количество устройств, чтобы модернизировать следующее поколение. Но пока что из презентации непонятно, как именно работает устройство, зачем оно нужно фермерам, какие фермеры являются ЦА. А самое главное: как стартап поможет уменьшить расходы и увеличить доходы.
В питч-деске должны быть отражены ответы на вопросы: кому нужен продукт, зачем, какую выгоду получает потребитель, предприниматель и инвестор.
100 000 долларов
Евгений: Мы таргетируем большие агрохолдинги, с которыми мы уже общались и проводили испытания. В мире порядка миллиона комбайнов, которые теоретически готовы для установки устройства. Бизнес-модель складывается не только из оборудования, но и подписки на SAS-систему. Только на продукте мы планируем к 2024 году иметь выручку около 20 миллионов долларов, но к этому же времени мы планируем запустить продуктовую вертикаль, которая будет встраиваться в наш SAS на базе нашего устройства.
Сейчас у нас уже есть договоренность с крупным производителем об установке устройства на этапе производства, мы привлекаем 350 000 долларов на полгода, у нас уже есть ряд со-комитов от ряда ангелов-инвесторов. То есть нас подиддилили достаточно хорошо уже.
Кирилл: Евгений, ты же продакт, ты понимаешь, что цель любого продукта, чтобы клиент был счастлив. Твоя презентация сейчас — это буллшит. Ты говоришь, что главное для фермера - это сбор урожая, а значит люди будут тратить много денег, чтобы воспользоваться устройством раз в год с непонятными выгодами. Что уникального в вашем продукте, что фермер будет платить полторы тысячи долларов, хотя на рынке уже достаточно оборудования, которое сопровождает процесс от начала посева до сбора урожая.
Руслан: Вы сейчас продадите эти 350 коробочек, а как ты видишь компанию через 5 лет?
Евгений: Мы планируем вертикальное развитие: чтобы на каждом этапе производства у фермера было наше устройство. Таким образом создается много слоев, с которых можно считывать данные, проводить аналитику и корректировать ведение хозяйства. Если мы говорим про рынок, то фактически он увеличивается где-то в 4 раза за счет внедрения устройства и системы на другие машины.
Наше преимущество в том, что наше устройство дешевле, чем у конкурентов за счет производства в России. Но главное, потому что наше устройство легче и компактнее. В комбайн встраивается только небольшая коробочка, а у конкурентов идет установка мониторов и дополнительного оборудования. А мы уносим все данные в облако, и фермер может работать в софте вне комбайна. Данные передаются при подключении к сети.
Итоги питча:
Кирилл: Презентация чудовищная, ответы на вопросы классные. Рынок выглядит интересно, но необходимо копать глубже, чтобы понять, насколько это устойчивая модель.
Руслан: Я вижу, что Евгений хорошо знает рынок и продукт. Это вполне может стать приятным бизнесом, но я пока не вижу, как эта компания выходит на IPO. Устройство — скорее фича, а не большое решение. У вас будет оборот в несколько миллионов долларов, который делает вас счастливыми, а дальше вы продаетесь большому холдингу. Это может быть красивой историей для вас, но не для инвестора.
Советы инвесторов:
- Определите, насколько вам действительно нужны большие инвесторы. В некоторых случаях потребность можно закрыть ангелами-инвесторами, которые вместе с вами будут делить прибыть.
- Презентация, а не ваши ответы должны привлекать внимание и вызывать интерес. Подготовьтесь к ней лучше.
- Определите боль клиента и расскажите о ней.
Словарик питча
Собрали небольшой словарь на основе наших выпусков. Нашлось место и устойчивой терминологии и неологизмам от питчеров и инвесторов.
IPO — initial public offering — первичное публичное размещение акций компании на фондовом рынке. Превращение компании из частной в публичную.
MVP — minimum viable product — минимально жизнеспособный продукт. Прототип приложения или продукта, с которым можно выходить на рынок или тестировщиков для проверки работы гипотез компании.
SaaS — software as a service — программное обеспечение как услуга. Предприниматель продает потребителю не только устройство, но и подписку на программное обеспечение, обновление которого происходит через облачные решения, без установки дополнительных программ на компьютер.
Бизнес-ангел — частный инвестор, чаще всего инвестирующий на начальных стадиях разработки продукта.
Гипотеза — идея «по-стартаперски». Все гипотезы должны вытекать из «боли» потребителя/клиента и проверяться на практике.
Диддилить — от due diligence — процедура объективной оценки компании/стартапа, включающая в себя оценку инвестиционных рисков, исследование деятельности, финансового состояния и положения на рынке.
Со-комитмент — commitment — обещание принять на себя обещание в будущем. В инвестициях со-комитментами называют партнеров, которые уже заключили определенные обязательства с компанией.
В следующей серии: гардероб по подписке и небольшой тест на успешного предпринимателя.
Если у вас есть питч, с которым вы бы хотели прийти к нам в подкаст, присылайте его по почте pitch@libolibo.ru