Работал гидом в Индии и Турции, а теперь продаю эквайринг в ЮMoney
И ни о чём не жалею. Удерживать внимание 40 человек во время поездки на Огни Анатолии — задачка со звёздочкой. Зато теперь я чувствую себя тем, кто может приручить дракона. Приручить, а потом продать ему эквайринг. ;) Вот моя откровенная история про изнанку «сказочной» жизни гида, которая не такая уж и волшебная.
Но жутко полезная для менеджера продаж: ты развиваешь эмпатию, стрессоустойчивость и умение договариваться с людьми. Я прокачал находчивость, навык контролировать других и отвечать за них, научился удерживать внимание на себе. Казалось бы, просто хотел быть классным гидом, а приобрёл столько качеств, которые пригодились мне в продажах!
Меня зовут Дима, я менеджер по развитию бизнеса ключевых партнеров ЮKassa, пришёл в компанию в конце 2023 года.
Почему стать гидом трудно и как этот опыт пригодился мне в ЮMoney
Я учился в университете на факультете социально-культурного туризма. На третьем курсе с одногруппником решили поехать в Турцию, чтобы поработать там гидами. Прошли собеседование на английском языке в турецкой компании и, довольные, пошли отпрашиваться в деканат… Но там сказали, что никуда нас не отпустят, потому что надо сдавать экзамены. Пришлось договариваться с каждым преподавателем, чтобы закрыть сессию досрочно. Было сложно, но мы справились и уже в апреле прилетели в Анталью.
По прибытии меня распределили в Аланью — регион, в котором я должен был работать гидом в группах на 40+ человек. Например, нужно было отвезти туристов на яхту с пенной вечеринкой, на представление Огней Анатолии, рафтинг или в караван-сарай. Механика была такой: забираю группу с отеля на экскурсию и во время поездки развлекаю — рассказываю о достопримечательностях, отвечаю на вопросы. В общем, делаю всё, чтобы люди не скучали и были вовлечены.
При этом мне постоянно нужно было учить огромное количество информации, ведь на любой вопрос туриста я обязан был знать ответ. Если не сможешь ответить, тебя посчитают некомпетентным и в финальной анкете с отзывами напишут «Гид не знал ответа на вопрос, который я задал».
Думал, что работа гидом в курортной среде — это рай
Красивые места, хорошая зарплата и много новых знакомств. Но не всё так радужно: это очень тяжелая работа, ведь ты ответственен за каждого туриста в своей группе. А туристы могут потеряться, подраться, из-за этого ты постоянно стрессуешь и не можешь расслабиться. Зато после такого опыта становишься гуру переговоров и знаешь, как найти подход к людям в нестандартных ситуациях.
Через некоторое время мне предложили работу с VIP-туристами и поставили на двухдневные исторические экскурсии — это был уровень повыше и платили там больше, мне всё нравилось.
Потом нас с другом перевели в Сиде, это соседний регион с Аланьей. Там отели подороже и публика более искушённая. Было ещё больше VIP-туров, и в них намного спокойнее, чем с 40 ребятами в развлекательных поездках.
После Турции меня позвали работать на Кипр. Сказали, отдохнёшь ещё пару недель — и поезжай работать с российскими туристами в Ларнаку. Но мне это было неудобно: хотелось закончить учёбу, а потом уже ездить по всему миру и не париться, что есть долги в универе. Поэтому я отложил поездку до окончания учёбы и остался в России.
Наконец перевёл дух: после Турции чувствовал себя изрядно вымотанным. Полученный опыт сильно повлиял на жизненный уклад, система ценностей тоже получила апгрейд.
Когда закончил универ, устроился гидом в Индии
Индия… Говорят, в неё либо влюбляешься, либо ненавидишь. Когда выходишь там из самолета, ощущаешь другой воздух: он очень густой и пахнет специями. Классно сказано об Индии в книге «Шантарам»: «Это самый ужасный запах из самых прекрасных».
Первое, что бросилось мне в глаза, — огромное количество грязи. Но потом, если сама страна тебе понравилась, ты перестаёшь это замечать. В Индии другие люди: живут на один доллар в день и улыбаются чаще, чем мы.
Именно в Индии я получил свой первый опыт продаж
Я был отельным гидом, моей задачей было встречать утром группы, проводить инфо-коктейль, рассказывать про экскурсии, которые есть в наличии, и продавать их туристам. Я проехал по всем экскурсиям, проработал так полгода я понял, что не смогу жить в этом графике: полгода в Индии, две недели дома, в России, а потом опять куда-нибудь на Кипр. Как бы банально это ни звучало, но я скучал по родным краям и понял, что не хочу больше уезжать из своей страны, жить на чемоданах, вечно куда-то собираться. Да, ребята, которые так работают, хорошо зарабатывают, но все они — одиночки. Мне такой график не подходил, и я выбрал остаться в Москве.
Люди, которые приезжают работать гидами за рубеж, проходят курс молодого бойца
Становятся более взрослыми, самостоятельными, учатся жить в коллективе. В Турции мы жили в одном большом отеле, нас было 300 человек. А ещё из-за постоянного взаимодействия с носителями языка ты быстрее его учишь — я за полгода выучил разговорный турецкий, потому что все наши водители были турками и многие из них не знали английского.
Надо считывать, кто как себя чувствует, когда туристы хотят попить или поесть, кто устал, а кто требует продолжения банкета. Понимать, какими порциями выдавать информацию, чтобы людям было комфортно. Ты постоянно учишься быть в меру раскованным в общении и расслабленным в стрессовой ситуации — это нелегко.
В чужой стране ты словно на подводной лодке: сойти нельзя, только вперёд. Когда дела не ладятся, приходится стиснуть зубы и идти до конца. Так учишься гибкости, а заодно и спать стоя, если тебя наказали и отправили встречать туристов в аэропорт. Рейсы при этом очень часто задерживали.
Как стать успешным менеджером по продажам в финтехе, когда за плечами опыт туристического гида
Опыт гида в Турции и Индии многому меня научил. После той работы я сразу ушёл в продажи, мне были интересны e-commerce-проекты. Определил для себя несколько важных качеств, которые необходимы специалисту в сфере продаж:
- Нужно быть коммуникабельным, уметь убеждать, выработать свой собственный стиль общения. Опыт подсказывает: просто перенять чужой стиль нельзя. Через боль, пот и слёзы всё равно вырабатываешь свой собственный, неповторимый.
- Важно быть компетентным, знать продукт на 200%. Собеседник всегда чувствует это, а ты выглядишь более уверенным, когда с ним общаешься: меняется тембр голоса и манера говорить.
- Соблюдать баланс в настойчивости и терпеливости. Это нарабатывается с годами.
- Осознанно выбирать путь, по которому хочешь пойти. Некоторые люди идут в продажи, потому что их никуда не взяли, а другие — потому что осознанно сделали этот выбор. Во втором случае ты постоянно развиваешься: читаешь книги и статьи о продажах, интересуешься маркетингом, ходишь на тренинги и другие мероприятия. В продажах нельзя застаиваться.
- Подобрать хорошего наставника с опытом, который прошёл большой путь и с которым у тебя совпадают взгляды. Он даст много советов и поможет в развитии карьеры.
- Чаще общаться, много звонить, практиковать переговоры, чтобы побороть страх и сделать коммуникацию своей рутиной.
А ещё — любить финтех, разбираться, копать и впитывать, тестировать новые гипотезы и экспериментировать, чтобы в итоге выработать свой уникальный подход к работе.
Впереди у нас ещё много интересных историй о необычном опыте сотрудников ЮMoney и ЮKassa, подписывайтесь на наш блог, чтобы не пропустить.
Работа гидом в таких курортных местах, как Турция, звучит как настоящее приключение
В тот период это воспринималось, как авантюра)