Как выпускать больше изменений в продукте? Или команда разработки как продукт

У проектного менеджера, или деливери менеджера – иногда, возникает такая специализация, основная задача: выпустить в срок запрос на изменение продукта.

Давайте посмотрим, как эволюционно мы развивали наши процессы в командах и пришли к выводу, что главная метрика работы сотрудника – время работы над запросом на изменения – Заказом в нашей терминологии.

В статье рассматривается отдел внутренней разработки в крупной компании.

Для приготовления по нашему рецепту вам потребуется.

Список ингредиентов:

  • Проекты на обслуживании – у нас это интернет-магазины на платформе 1С-Битрикс 🧱
  • Команды разработки – аналитики, дизайнеры, фронт и бэкенд разработчики, тестировщики и devops инженеры 🤗
  • Система подачи заявок на изменения сайтов – Битрикс24, бизнес-процесс для согласования стейкхолдерами 📨
  • Система ведения задач командами – Youtrack ✍
  • Система сбора данных по процессу разработки (Hand Made KPI) 📊
  • Система обучения и адаптации сотрудников (Hand Made HRM) 🧑‍🏫

Мы развиваем 18 проектов на базе 1С-Битрикс, которые обслуживают свыше 1300 доменных имен – сайтов. Копоративный портал с CRM на основе коробочной версии 1С-Битрикс24. PIM систему на Laravel и систему СДО (на базе **** 🤬) . Про «блеск и боль» разработки на Битрикс можно будет написать отдельный пост, но все наши сайты отвечают быстрее 2 секунд при любых раскладах, а это кое чего стоит.

Если мы будем смотреть на команду, как на продукт, то у нее будут метрики продукта и метрики роста:

Метрика команды-продукта – доля времени сотрудников, которое уходит на добавление фич.

Метрика роста – количество выпущенных фич.

Ядро команд разработки состоит из аналитиков и программистов PHP, остальные сотрудники присоединяются к ним при возникновения потребности, для реализации того или иного запроса на изменения сайта.

Все запросы на изменения сайтов, которые обслуживают наши команды, оформляются в виде документов – Заказов. Заказы содержат от 1 до нескольких требований на изменение функционала интернет-магазинов или корпоративного портала.

В этот момент возникает одна из главных неопределённостей – как долго будет выполняться заказ? Когда его сможет получить заказчик-инициатор?

Для уменьшения неопределённости на этом этапе надо классифицировать заказы на категории трудоёмкости:

  • D – простое изменение 1-2 рабочих дня.
  • С – обычное изменение 3-5 рабочих дней.
  • В – сложное изменение 6-10 рабочих дней.
  • А – трудоёмкое изменение 11-20 рабочих дней.
  • А+ – эпическое изменение, требует более 20 дней работы команды.

Вы можете попробовать создать другую систему классификации, но 100% точности всё равно не получить – запросы разные и нам их надо «примерно разложить на кучки», чтобы было от чего отталкиваться при сборе данных.

Категория трудоёмкости пересчитывается в момент релиза, на основе фактических затрат команды. Мы регулярно анализировали причины переоценок и улучшали процесс будущих оценок, чтобы уменьшить погрешность в первоначальной оценке.

В результате мы получили 2х кратное улучшение оценок – сократили ошибки первоначальной оценки трудоёмкости с 60% до 30%.

Предварительная оценка трудоёмкости позволила выявить средние календарные сроки для каждой категории и взять их в качестве отправной точки, чтобы улучшать процессы и сокращать сроки реализации.

В 2020 году, когда более менее выстроилась система и мы начали собирать данные мы получили следующую таблицу в календарных днях:

  • D – изменение 1-2 рабочих дня: реализация 11 календарных дней. 🤔
  • С – изменение 3-5 рабочих дней: реализация 42 календарных дня. 😩
  • В – изменение 6-10 рабочих дней: реализация 100 календарных дней. 😱
  • А – изменение 11-20 рабочих дней: реализация 127 календарных дней. 😬

Так как эпические изменения А+ выполнялись от полугода до 2 лет, то смысла сравнивать их друг с другом нет, но к этому выводу мы пришли немного позднее.

Основные способы разработки выглядели следующим образом:

  • Любое число заказов в работе – нет WIP лимитов
  • Заказ разрабатывается последовательно – передаётся сотрудниками с этапа на этап 🚰
  • Синхронизация коллег на утренней планёрке и в чатах

Любая работа ведётся по тикету в Ютреке, причём он «включается сотрудником в работу» на время, когда ты реально делаешь эту задачу и выключается, если занят другим делом. Это позволяет собирать данные и оптимизировать процессы опираясь именно на данные и факты, а не мнения.

Чтобы облегчить себе процедуры включения и выключения задач, и вообще работу с ними – запилили микроприложение Pixapp которое обеспечивает дружелюбный UI для основных сценариев работы с Youtrack.

Мой список задач на текущий день – включить в работу очень легко.
Мой список задач на текущий день – включить в работу очень легко.

Безусловно такие длительные сроки разработки не устраивали заказчиков, да и нам самим они не очень нравились. Чётко понять причины такого сложно – все работают работу ежедневно, она делается и выпускаются релизы.

Ключевое изменение № 1 – переход к реальным командам разработки

Мы начали собирать полную команду разработки сразу, как только заказ был приоритизирован и передан в работу. В неё включались все виды сотрудников, а если для конкретной реализации не требовался дизайн, пересборка фронта или перенастройка инфраструктуры, то эти специалисты «отключались от команды» и могли прийти только на внутренее тестирование.

Преимущество 👍 – команда вовлекалась сразу, если придумывала как, то могла начать и параллельную разработку.

Недостаток 👎 – техническое задание могло быть готовым уже после реализации, и его согласование задерживало выпуск релиза из-за соблюдения согласованных процедур.

Результаты № 1:

– Календарные сроки сократились на 20-30%.

Уже не плохо, но это не то, чего мы хотели – календарные сроки хотелось сократить в 2 раза минимум.

Ключевое изменение № 2 – постмортем отчет по каждому выпущенному заказу

Мы создали форму и начали заполнять отчеты по тому, что в процессе работы пошло не так, что можно улучшить. Однако, неструктурированная форма отчета в свободной форме вызывала длительное время на их осмысление. Пришлось проанализировать отчеты и выделить типовые причины, по которым происходят задержки с выпуском релиза.

Постмортем отчёт разделили на два блока ответственности – свою и заказчика. Список получился такой:

Проблемы внутри команд разработки:

  • Вовремя не приняты решения по заказу: разбиение, сокращение функционала
  • Новые для исполнителей технологии, сервисы или их части
  • Сценарии взаимодействия были не проработаны
  • Техническая реализация была не проработана
  • Возврат на исполнителя: не проверено за собой
  • Проблемы с внутренними сервисами и технологиями: ранее написанный код, вёрстка, дизайн или документация
  • Проблемы с внешними сервисами и технологиями
  • Ожидание выпуска: зависимость от других заказов ИНТ
  • Проблемы с коммуникациями, взаимодействием внутри команды или регламентами
  • Предложенное решение усложнило изначально поставленную задачу
  • Недостаточно времени у исполнителей на выполнение задачи: дежурства или другие приоритетные задачи
  • Отсутствие исполнителей на рабочем месте: отпуск, больничный или другое отсутствие

Проблемы на стороне заказчика:

  • Бизнес-цель или проблема не определена
  • Инициатор заказа не являлся конечным заказчиком: проблема передачи требований или видения реализации
  • Заказчик плохо понимал особенности имеющегося или добавляемого функционала: проект или работу веб-технологий
  • Заказ не проработанный: изложены не все требования, есть неточности и противоречия
  • Добавлены необоснованные требования на этапе тестирования
  • Задержки для синхронизации с релизом внешней системы: связанный заказ ЕРП, 1С, Астор, Антор и прочее
  • Заказчик несвоевременно предоставил контент: данные для тестирования, фото или тексты
  • Заказчик приостановил выпуск
  • Недостаточно времени у заказчика на коммуникации и тестирование: больничные, отпуска или другая более приоритетная работа

Каждая из причин срабатывала в той или иной степени, причём возникали заказы, в которых они срабатывали, но не приводили к последствиям – заказ выпускался с нормальным календарным сроком.

Результаты № 2:

– Структуризация проблем в процессе с классификацией по степени влияния на календарные сроки.

Наибольшее влияние около 30% оказывают внутренние факторы:

  • Новые для исполнителей технологии, сервисы или их части
  • Проблемы с внутренними сервисами и технологиями: ранее написанный код, вёрстка, дизайн или документация
  • Недостаточно времени у исполнителей на выполнение задачи: дежурства или другие приоритетные задачи

И порядка 15% создают проблемы с календарными сроками на стороне заказчика следующий причины:

  • Заказ не проработанный: изложены не все требования, есть неточности и противоречия
  • Недостаточно времени у заказчика на коммуникации и тестирование: больничные, отпуска или другая более приоритетная работа

Для устранения каждой из причин были намечены следующие действия:

  1. Недостаточно времени у исполнителей – ввели лимит 1 заказ в работе у одного аналитика, и он и команда перестали «распыляться» и начали фокусировано выпускать релизы.
  2. Проблемы с легаси кодом и технологиями – начали переписывать части кода на основе принципов «чистой архитектуры» и внедрять ТДД.
  3. Новые сервисы – определили специализацию для команд, теперь одна команда вносит изменения только в определённый части сайта, а не любую часть проекта. Программисты начали иногда встречать ранее знакомы код.

Сложнее оказалось с заказчиками, они не всегда готовы принимать ответственность за свои требования, всегда можно срыв сроков свалить на разработку.

  1. Заказ не проработанный – начали глубоко прорабатывать начальные требования, выяснять их обоснованность и необходимость. Выискивать МЗР – минимально затратное решение, для реальной клиентской проблемы. Создали «комитеты» – команда собирается на раннем этапе написания заказа, анализирует требования и его потенциальную ценность и сложность.
  2. Недостаточно времени у заказчика – пока ничего хорошего не придумали, для устранения этой причины.

Наибольшее недовольство вызвали проработки заказов – уточнения требований и их обоснованность, это всё буквально воспринималось в штыки. Однако, принесло свои плоды – заказов стало меньше, они стали более обдуманными и содержали минимум требований, которые были полезны клиенту.

Что же произошло со сроками реализации?

Они сократились на 30-50%.

  • D – трудоёмкость 1-2 рабочих дня: реализация 6 календарных дней.
  • С – трудоёмкость 3-5 рабочих дней: реализация 19 календарных дня.
  • В – трудоёмкость 6-10 рабочих дней: реализация 57 календарных дней.
  • А – трудоёмкость 11-20 рабочих дней: реализация 90 календарных дней.

Из данных видно, что 2х кратного сокращения удалось добиться для заказов D и C. Для В и А чуть меньше, но тоже не плохой результат для начала.

Какие инструменты у нас остались в запасе, чтобы еще больше нарастить производительность:

  • Выстроенная декомпозиция и улучшенная параллельность работ
  • Улучшение методик сбора требований

Это позволит оптимизировать добавление фич, но может не улучшить их ценность для клиентов – для этого потребуется перейти на продуктовый подход. А это тема уже следующей истории.

Кроме того, было выявлено, что у нас может наблюдаться существенная утечка времени на исправление ошибок, которые возникают, в том числе, из-за погони за сроками реализации. И тут возникает тот самый противовес, который надо сбалансировать.

Надеюсь, что статья была полезна. Не буду рекламировать никаких тг каналов, но если захотите уточнить что-то или потребуется помощь в улучшении работы вашей команды, то пишите @tatonimus.

11
Начать дискуссию