Недавно у меня возник небольшой конфликт с клиентом. Тот не хотел принимать, что согласованные этапы работы изменяются только платными правками. Ситуация разрешилась, а я вынес новый опыт. Чтобы не попадать в такую же ситуацию, добавьте 5 важных пунктов в договор
Если Заказчик проекта хочет детальное техническое задание, подобно проекту автомобиля, самолёта или ракеты, то следует учитывать, что такое задание может стоить дороже самого проекта. По этому в простых проектах обхожусь брифом и примерами уже существующих проектов. Сложные функционально проекты следует дробить на части, малый и средний бизнес не способен оплачивать проектирование сайта подобно конструированию самолёта или ракеты. Также во многих вопросах может стать актуальным привлечение специалистов в других областях, например по межплатформенным проектам. Заказчик об этом может не знать заранее.
Если Заказчик не хочет принимать выполненные работы, то игнорирование официального обращения к нему по каналам предусмотренным договором в течении оговоренного срока, может трактоваться как его согласие с выполненными работами, считаться автоматически принятыми, это тоже следует прописывать в договоре.
Обычно я делаю проще, не мучаю Заказчика, а прописываю, что если он затягивает проект, не выполняет свои обязанности (не предоставляет в срок актуальную информацию - фото, видео, аудио, тестовые материалы), то я могу приостановить сроки исполнения работ на неопределённый срок до устранения препятствий или отказаться в последующем от договора в одностороннем порядке, если его дальнейшее исполнение будет неактуальным в силу экономических или других иных причин, так же прописываю условия по взаиморасчётам в таких случаях.
Ещё прописываю в договоре, что могу добавить демо материалы в место актуальных. Тем самым завершаю проект описанный по брифу. А после появления актуальной информации, добавляю её на сайт.
Конечно не следует быть слишком категоричным иногда стороны бывают не правы, важно проявить терпение друг к другу, в разумных пределах, иначе можно утонуть в бюрократии. В 90% случаев я заранее знаю, где ошибается Заказчик и могу указать на его логические ошибки. Знаю компании которые будут делать любую глупость описанную Заказчиком выкачивая из него деньги, а потом упрекать его этим же. Но это не наш подход, так как работаю в команде. Высшая степень уважения к заказчику — сделать работу как следует, а не как он хочет :)
Немаловажным определить в договоре, кто является ответственным в постановке задач и вопросах принятия выполненных работ, не дожидаясь мнения заместителя директора на этот счёт.
Про работы на усмотрение Исполнителя - это актуально не для всех случаев, но актуально для творческих решений, когда Заказчик не может дать точных установок. Практика - меня попросили сделать логотип, я сказал, что стоимость разработки 15 тыс. рублей, срок одна неделя, но результат оплачивается независимо от того, понравился он или нет, так как вы доверяете моему чутью, имени и репутации, если этого недостаточно, то ищите другого дизайнера либо потраченное время того не стоит.
За всё время деятельности у меня был один недовольный конфликтный клиент, который в последующем признал свою ошибку, но мне это стоило терпения.
Если кому-то интересны юридические и практические аспекты, пишите, я помогу в них разобраться. Всем благ и творческих успехов!
Олег, большое спасибо за развернутый комментарий! Много полезного)) Большую часть уже применяю в агентстве. Некоторые же идеи ваши понравились, добавлю себе, спасибо!
Кстати, интересно, какие условия по взаиморасчётам промываете в случае одностороннего отказа от договора?