9 принципов реализации бизнес-идеи

В этой статье расскажу, как мы искали оригинальный формат диагностики и обучения бизнес-аналитиков, а пришли к инструменту для поиска сложных решений в формате бизнес-игры, и поделюсь принципами, которые помогли мне найти команду мечты, запустить серию бизнес-игр и найти новые идеи для развития получившегося продукта.

Укрощение BABOK Ч1. Бизнес-анализ на пальцах
Укрощение BABOK Ч1. Бизнес-анализ на пальцах

С чего все началось

Выступая на разных ивентах, я вижу, как тема бизнес-анализа с каждым годом становится все более востребована. После мастер-классов отклик участников становился все сильнее, поэтому я захотел чего-то более масштабного: создать контент, с которым можно выйти за рамки профильных конференций, и поделиться своими мыслями и опытом на большее количество людей.

По моим ощущениям, классические форматы ー доклад с презентацией, мастер-класс/воркшоп, круглый стол и т.д. ー часто или очень абстрактные, или очень узкоспециализированные. И в том, и в другом случае далеко не всегда можно повторить чужой опыт в своей работе. А мне хотелось погрузить людей в такую среду, где можно ощутить себя настоящим бизнес-аналитиком со всем доступным инструментарием. Некий квест в реальности, где тебе все подвластно. Но тут встает еще одна боль: отрыв теории от практики. Даже если человек раскрывается в среде, которую я создал вокруг, это не значит, что в его повседневной работе такое будет применимо. По этой причине какое-то время назад меня увлекли игротехники, которые помогают незаметно создавать эту самую волшебную среду, где все получается и можно проектировать лучшие решения.

И тут все сошлось: увлечение игротехниками, актуальность темы, ее практическая польза и тиражируемость формата. Так я и занялся разработкой бизнес-игры, в которой участники проектируют решения бизнес-проблем, т.е. применяют на практике методы бизнес-анализа. Игра могла стать связующим звеном между различными теоретическими принципам, описанными в BABOK*, и реальными задачами в российских компаниях. Хотелось получить готовый инструмент как для развития общего понимания бизнес-анализа у коллег по ИТ, так и для поиска решений в реальных задачах.

*BABOK (Business Analysis Body of Knowledge) ー это набор знаний, практик и компетенций в области бизнес-анализа, разработанный Международным институтом бизнес-анализа (IIBA). Он включает в себя ключевые концепции, процессы, терминологию и техники, используемые в этой области. BABOK служит основой для профессиональной практики бизнес-анализа и является ценным ресурсом для специалистов, стремящихся к развитию своих навыков в этой области.

IIBA

Экспертный совет

Отлично, с идеей и форматом реализации определился. Пора переходить к сбору рабочей группы. В одиночку мероприятие такого формата разработать очень сложно: тут нужна команда, которая включает в себя людей с сильной теоретической базой, практиков и тех, кто любит организовывать мероприятия.

Все началось с обсуждения идеи игры в чате аналитического фестиваля (ЛАФ). Я создал группу в Telegram и разослал анонс по профильным чатам. Через несколько суток в группе уже было более 60 участников.

Следующим шагом было познакомиться с участниками и отсеять ботов, а также тех, кто пришел просто понаблюдать со стороны. В этом помог опрос, который выявил в нашей команде предпринимателей, студентов бизнес-школ и профессионалов в области управления, бизнес-архитекторов и, конечно, аналитиков. После объявления правил «включайся или уходи» кто-то вышел сам, кого-то пришлось попросить принудительно, и первый состав рабочей группы насчитывал уже 34 человека. Было решено закрепить две регулярные встречи в неделю.

На установочной встрече я пообещал более конкретно сформулировать и нарисовать возможные варианты реализации. После чего мы распределили задачи и что-то делали в рамках общей регулярной встречи, что-то происходило между участниками параллельно.

В результате регулярных встреч еще часть людей отвалилась, и круг участников окончательно сформировался. Это были десять человек, захваченных идеей и заинтересованных в качественном результате.

Основа механики

В течение следующего месяца мы выбрали финальный вариант игры, проверили на непротиворечивость в BABOK v3 и частично заполнили примерами из своей практики. После этого привлекли еще несколько десятков человек на тестирование на их рабочих бизнес-кейсах. Впоследствии один человек вошел в основную рабочую группу.

Спустя еще пару месяцев результатом работы стал алгоритм подготовки и проведения бизнес-анализа на стадиях поиска решения. Мы осознанно взяли только часть общего процесса, т.к. даже этот кусок уже получился сложнее, чем нужно для непрофильных конференций. Еще несколько месяцев ушло, чтобы упаковать его в виде бизнес-игры, для которой не требовались теоретические знания и какой-то определенный опыт. Именно в формате игры мы представили наш продукт на Летнем аналитическом фестивале и дальше дополнили разными механиками и визуализацией.

Спасибо ребятам из сообщества аналитиков и рабочей группы, которые дошли со мной до готового продукта. Вы самые из самых!

Про механику бизнес-игры для аналитиков я опишу в отдельной статье серии “Укрощение BABOK”.

Оценка полученного результата

В первой бизнес-игре приняло участие четверо ведущих и 60 участников, среди которых были бизнес- и системные аналитики из разных компаний и отраслей, руководители проектов, менеджеры продуктов и несколько QA-инженеров. В процессе было организовано пять команд, которые решали один и тот же бизнес-кейс.

После завершения игры команды презентовали друг другу полученные результаты и принимали решение, стоит брать в реализацию то или иное решение или нет. А ведущие делились своим взглядом со стороны о происходящем внутри команд и обменивались впечатлениями. На выходе участников ждал флипчарт, на котором можно было отметить свое настроение, поделиться впечатлениями и подписаться на телеграм-канал. Канал был специально создан для сбора обратной связи, диалога с ранними последователями и анонсов подобных игры на других площадках.

Позднее мы поняли, что такой формат подачи информации подходит не только для специалистов в области анализа и проектирования, но и управленцев и бизнес-заказчиков. По этому поводу у нас есть новые идеи, которые мы будем прорабатывать в той же рабочей группе и обязательно поделимся с вами результатами.

Заключение

По прошествии полугода подготовки, десяти проведенных игр, сотни отзывов и CustDev можно смело сделать вывод, что у нас получилось создать по-настоящему тиражируемый продукт. К тому же, этот продукт требует минимальной подготовки для формата конференции и позволяет показывать мир, в котором бизнес-анализ работает на полную катушку и приносит максимальную пользу всем участникам процесса.

Сам подход к сбору рабочих групп и совместной проработки идей, создания бизнес-игры или материалов для конференций показал свою эффективность. Я уверен, что он может иметь огромный потенциал для создания тренингов, циклов статей и всего, что связано с передачей опыта.

Подводя итог, хочу поделиться кратким чек-листом принципов, которые помогли мне реализовать свою идею и, возможно, помогут в реализации ваших.

  1. Придумать что-то новое/необычный формат и ясно сформулировать идею сложнее, чем может показаться. Полезно выписывать все требования и ограничения, это поможет определить, чем идея не является, и подтвердить вашу мотивацию к ее воплощению. Например, для себя я определил, что моя идея не является ни докладом с презентацией, ни мастер-классом по конкретному методу.
  2. Команда единомышленников. Не пытайтесь все завязать на себе и сделать в одиночку. Организуйте рабочие группы и чаты ранних последователей, которые помогут проводить исследования, подтверждать гипотезы и реализовывать вашу идею, добавляя свои знания, смыслы и опыт.
  3. Не бояться отсеивать тех, кто не вносит ценности. Часто люди готовы просто наблюдать. К сожалению, это не тот случай, где пассивная позиция поможет делу: здесь нужно включаться, предлагать и делать. Не стесняйтесь расставаться с простыми наблюдателями.
  4. Регулярность и труд все перетрут. Сделайте вашу работу над реализацией идеи методичной и регулярной. Дисциплина помогает организовать процесс и сделать его эффективным. Настоящее творчество возможно не только в хаосе.
  5. Лидерство и фасилитация. Группа не может существовать без лидера, который не только объединяет всех идеей, организует работу, но и вдохновляет, дает возможность раскрываться талантам и создает атмосферу, в которой можно высказывать даже очень смелые решения.
  6. Проверка на живых примерах. Сомневайтесь и проверяйте на живых примерах. Ваш опыт ー только ваш. Искать респондентов можно в профильных и не очень чатах, на митапах и конференциях. Расскажите, зачем это вам нужно и какую возможную пользу принесет респонденту ー и примеры для оценки всегда найдутся. Я публиковал, например, такие сообщения: «Ребята, у кого есть тупиковые задачи, к которым вы не знаете, как подступиться? Кажется, у меня есть алгоритм, который может быть полезным. Давайте проверим».
  7. Публичные выступления. Самая лучшая реакция ー живая.
  8. Обратная связь. После завершения мероприятия лучше всего собирать ее в каком-то простом формате, например «укажите по шкале от 0 до 100%: понравилось, полезно, увлекательно». Это позволит сделать заземление самим участником, задуматься о произошедшем, пока еще накладывается эффект от эмоций. Нелишним будет пару дней спустя разослать опрос, где можно уточнить какие-то моменты. Также важна диагностика, как ваша идея и реализация повлияли на человека и его деятельность в целом. Лучше всего это сделать спустя пару месяцев, когда закончилась саморефлексия.
  9. Чаты и каналы, посвященные вашему продукту. Большинство продуктов начиналось с нескольких людей, их идей и потребностей. Если вокруг вашей идеи уже собрана рабочая группа и полученный продукт будет развиваться, то создавайте отдельные каналы коммуникации, куда заворачивайте всех участников и тех, кому это может быть интересно в будущем. Такие каналы позволяют оценивать попадание в реализацию, собирать обратную связь в процессе саморефлексии, доносить до людей, что происходит с вами и вашим продуктом.

Пробуйте, собирайте рабочие группы и делитесь обратной связью!

Еще больше историй про менеджмент, командообразование и работу в кровавом энтерпрайзе в моем канале — Strategy Quest. Откровенно про управление изменениями — стратегия, сообщества, диагностика, ивенты, менеджмент и бизнес-анализ.

77
Начать дискуссию