Найти, обучить и удержать: как Cofix борется с нехваткой кадров в HoReCa

98% кофеен Cofix открыты по франшизе. Это значит, что бариста, старшие смены и управляющие не имеют прямых контрактов с головной компанией. Как в такой ситуации продолжать привлекать и мотивировать талантливых ребят, поддерживать уровень сервиса, и чем здесь помогает отлаженный образовательный процесс, рассказывают руководитель отдела по подбору персонала Cofix в России и СНГ Мария Воробьева и руководитель отдела обучения и развития персонала Cofix Global Ирина Могенсен.

Рынок HoReCa переживает нехватку кадров на массовые позиции. В декабре 2023 года спрос на специалистов в индустрии вырос на 63%, а предложение снизилось на 11% по сравнению с тем же периодом 2022-го. Ситуация сложная, потому что несколько причин сошлись в одной точке:

● самый низкий за последние 30 лет уровень безработицы;

● отток рабочей силы из стран СНГ из-за ослабления рубля;

● последствия демографической ямы в девяностых;

● из-за геополитической ситуации часть потенциальных сотрудников релоцировалась, а некоторые выбрали работу в других отраслях, в том числе в оборонной, где предлагают высокие зарплаты;

По данным Росстата, зимой 2024 года безработица составила 2,9% — исторический минимум для страны. Если переводить цифры в понятные категории, то это значит, что на одного соискателя приходятся пять вакансий. В Москве ситуация ещё более сложная для работодателей.

5
вакансий приходится на одного соискателя в HoReCa в России

При таком выборе и без того высокая в HoReCa текучесть кадров усиливается. Для нас это вызов, чтобы быстрее закрывать появившиеся вакансии, обучать новый персонал и удерживать опытный. Вот, как мы справляемся.

Деньги, развитие, признание, комьюнити: четыре мотива продолжать работать в Cofix

Деньги. В Cofix работают разные люди, но ядро сотрудников самой массовой позиции бариста — студенты и вчерашние выпускники в возрасте от 18 до 25 лет. Много ребят из Центральной Азии. Большинство из них стремится зарабатывать как можно больше — это их главный мотив. Чтобы сделать процесс вознаграждения более прозрачным, в 2023 году мы запустили программу лояльности для сотрудников Cofix Connect с мотивационной составляющей.

<p><i>Так выглядят цели в Cofix Connect: сотрудники видят шкалу прогресса с задержкой всего в 17 минут и четко понимают, что они получат за достижение нужного результата</i></p>

Так выглядят цели в Cofix Connect: сотрудники видят шкалу прогресса с задержкой всего в 17 минут и четко понимают, что они получат за достижение нужного результата

Выполняя командные задания, сотрудники получают подарочные карты сервиса Giftery, которые можно обменять на сертификаты более 300 магазинов. Такие бонусы — максимально близкий к реальным деньгам вариант. Просто платить наличные или переводить на карту мы не можем, так как трудовые отношения у сотрудников не с нашим юридическим лицом, а с франчайзи.

Как мы создавали Cofix Connect, можно прочитать в этом материале

Также мы не ограничиваем сотрудников в возможностях подработки и даем нужные для этого инструменты. Ребята могут выйти на смену в другие кофейни Cofix в свободное время. Система обучения в компании стандартизирована — никаких неожиданностей в требованиях на новом месте человека не ждет, и он сможет так же качественно делать работу. Это тоже помогает справляться с дефицитом кадров.

Более того, система обучения Cofix построена по принципу конструктора. Например, управляющий должен пройти также позиции бариста, тренера, старшего смены. Так у него получится заменить кого угодно, если людей не хватает. Это расширяет возможности для подработки: в своей кофейне человек может занимать должность старшего смены, а в другие — выходить как бариста.

Развитие. В системе образования Cofix есть обязательные блоки подготовки к профессии и необязательные — их человек проходит, если хочет развиваться. Это помогает дать новые смыслы сотрудникам, которые хотят двигаться вперед. Обычно это люди с определенным опытом работы в Cofix. Мы стараемся их сохранить и мотивировать.

Например, бариста может пройти тренинг PRO barista, чтобы узнать больше о нюансах зерна и его обжарке, научиться пользоваться колесом вкусов кофе. Это базовые вещи для спешелти-кофеен, но для заведений, рассчитанных на массового потребителя, выглядят следующим этапом в понимании продукта. Старшие смены в процессе обучения на управляющего кофейни обязательно проходят курсы про сервисное мышление, учатся правильно давать обратную связь и так далее.

Найти, обучить и удержать: как Cofix борется с нехваткой кадров в HoReCa

С опытом работы в кофейне есть возможности карьерного развития в центральном офисе. Например, в команде обучения, либо стать аудитором (чеккером) кофеен и проверять соблюдение стандартов качества в точках сети. Зная ситуацию изнутри, проще обучать полевых сотрудников, принимать у них сертификацию или помогать с открытием, находить слабые зоны в других кофейнях и купировать проблемы до того, как недостатки заметят гости. Опыт ребят в полях очень помогает.

Не дают делу превратиться в рутину постоянное обучение работе с новыми инструментами, гайды по созданию сезонных напитков и разная информация о новинках в меню.

Признание и самовыражение. Нередко к нам приходят работать творческие ребята: дизайнеры, художники, музыканты. Для них сотни разбросанных по шести странам кофеен становятся сценой и выставочным пространством. Например, в проекте COFIX VOICE мы дали возможность музыкантам, в том числе нашим сотрудникам, попасть в плейлисты кофеен. Также проводили конкурсы с дизайном стаканчиков и скетчбуков. А девушка-бариста из Польши расписывала стены кофеен Cofix в своей стране и после отправилась для этого же в Испанию. Получились классные проекты, которые дополнили её портфолио.

<p><i>Работа художницы-бариста Cofix в кофейне в Валенсии</i></p>

Работа художницы-бариста Cofix в кофейне в Валенсии

Показать себя могут и те, кто сфокусирован на работе с кофе. Три года подряд мы проводим чемпионат бариста Cofix Cup. В нем принимают участие команды всех городов, где открыты наши кофейни. Кроме основной программы есть индивидуальный творческий конкурс на рецепт оригинального напитка. В 2023-м победителем стала васильковая матча, которую приготовила Ангелина Бурая — старшая смены в кофейне Cofix из Минска. И этот напиток включен в наше весеннее меню 2024 года.

<i>Cofix Cup 2023</i>
Cofix Cup 2023

Комьюнити. Согласно исследованию, которое по нашему заказу провели Tiburon research в декабре 2023 года, 87% сотрудников Cofix удовлетворены коллективом в кофейнях, что значительно больше средних по рынку показателей. Это помогает снизить текучесть кадров, поэтому мы делаем акцент на коллективе как в работе с ребятами, управляющими и владельцами точек, так и во внешних коммуникациях.

Чтобы создавать связи не только внутри кофейни, но и между разными заведениями, привлекаем ребят к общим мероприятиям. Например, приуроченным ко дню рождения компании. Вместе делаем добрые дела — с 2021 года с московским Центром реабилитации временно бездомных животных «Юна» помогаем кошкам и собакам обрести любящих хозяев. Теперь и Cofix Connect с конкурсами и рейтингами кофеен создает ощущение общего комьюнити и здоровой конкуренции.

<p><i>Благодаря Cofix Connect сотрудники видят, что их кофейня не существует в вакууме, и могут сравнивать свои достижения с другими</i></p>

Благодаря Cofix Connect сотрудники видят, что их кофейня не существует в вакууме, и могут сравнивать свои достижения с другими

Что помогает привлекать новых сотрудников

Найти исполнителей на массовые позиции при такой высокой текучести кадров — проблема для рынка. Она не новая и вряд ли куда-то исчезнет. Поэтому много лет назад мы сфокусировались на бренде работодателя. Это приносит плоды и сегодня. Вот что подкупает соискателей больше всего.

1. Можно без опыта. В исследовании, о котором мы рассказывали выше, выяснили, что Cofix воспринимается соискателями как место работы, куда можно устроиться без опыта. Этот факт отмечают и 97% текущих сотрудников. Так мы привлекаем много новичков.

Чтобы в такой ситуации не страдало качество, построили комплексную образовательную систему. Быстрое обучение важно и для партнеров — по правилам сети человек начинает работать в кофейне самостоятельно без наставника только после сертификации, — и для самих сотрудников, так как их зарплата повышается по сравнению с тем, что платят стажерам.

Cofix school — специальная программа для обучения линейного персонала: бариста, старших смены, управляющих кофеен и тренеров-наставников. Обучение построено по гибридному принципу: стажеры проходят модули онлайн на базе платформы iSpring и после закрепляют полученные навыки в полях. Двигаемся шаг за шагом, чередуя блоки теории и практики. Когда все модули завершены, стажеры проходят очную сертификацию на должность.

комментирует Ирина Могенсен
<p><i>Погружаться в новую профессию может быть сложно, поэтому мы добавляем рассказы сотрудников об их впечатлениях, например, от первого дня. В них стажеры находят поддержку и понимают, что не только у них кипела голова от новых терминов </i></p>

Погружаться в новую профессию может быть сложно, поэтому мы добавляем рассказы сотрудников об их впечатлениях, например, от первого дня. В них стажеры находят поддержку и понимают, что не только у них кипела голова от новых терминов

У каждого сотрудника на старте есть карта обучения с понятным треком, где прописаны сроки, четкая последовательность действий и понятный финал. Материалы максимально наглядные, с простыми формулировками в тексте, гифками и картинками. Нам важно, чтобы их могли освоить в том числе ребята с языковым барьером. Подробнее о системе обучения Cofix мы рассказывали в этом ролике.

<i>Избавляем инструкции от сложных речевых конструкций и делаем упор на визуал, понятный с любым знанием языка</i>
Избавляем инструкции от сложных речевых конструкций и делаем упор на визуал, понятный с любым знанием языка

2. Гибкость. В том же исследовании мы выяснили, что внешние кандидаты ставят нас на первое место в HoReCa среди работодателей, у которых можно совмещать работу и учебу. Стараемся поддерживать этот образ делом: предлагаем гибкий график, помогаем находить место работы недалеко от дома или вуза.

3. Надежность и оплата с первого дня. Cofix — международная компания, что выгодно отличает нас от большинства локальных конкурентов, особенно после ухода некоторых известных сетей из России. Для многих решающим моментом при выборе становится тот факт, что мы предлагаем оплачиваемые стажировки.

4. Просто и свободно. У нас много ярких сотрудников: с цветными волосами, пирсингом, интересными татуировками. Они проявляют себя и заметны в кофейнях внешне. Свобода быть собой и отсутствие строгих правил к внешнему виду привлекают таких же ребят. Но, конечно, возможность самовыражения не отменяет необходимость следованию санитарным правилам и нормам — с этим в Cofix всё строго.

Найти, обучить и удержать: как Cofix борется с нехваткой кадров в HoReCa

5. Бренд работодателя. Всё, что описано выше — важные, но не единственные элементы бренда работодателя, которые влияют на выбор в пользу Cofix. Мы создаем образ открытой, динамичной и демократичной компании со справедливыми ценами и условиями труда, поэтому привлекаем соответствующих кандидатов.

Например, к нам приходят работать в должности бариста студенты, которые стесняются общаться с людьми и хотят прокачать навыки коммуникации. А Cofix они выбирают потому, что уже заходили к нам за кофе, им понравилась атмосфера и стиль общения сотрудников.

Кроме работы над брендом работодателя, мы уделяем внимание созданию кадрового резерва, особенно это касается сложных локаций далеко от метро или нетипичных позиций. Например, в новом направлении Cofix Bakery работают повара, а поскольку такие проекты ориентированы на спальные районы, которые не всегда расположены рядом с метро, найти подходящих кандидатов бывает непросто.

делится Мария Воробьева

В первичном общении с кандидатами на стандартные позиции здорово помогает чат-бот. Во-первых, поколение Z и миллениалы охотнее вступают в переписку, чем отвечают на звонки с незнакомых номеров. Во-вторых, такой вариант сильно экономит время, так как небольшой командой мы обрабатываем около 3000 потенциальных соискателей в месяц.

Три идеи на будущее

Грейды. Мы продолжим движение к максимальной прозрачности системы вознаграждения сотрудников и теснее свяжем с теми усилиями, которые прилагают ребята на карьерном пути. Верим, что будущее линейных позиций в HoReCa — система грейдов на основе цифровых продуктов. Скоро в Cofix Connect можно будет посмотреть, как человек выполняет индивидуальные KPI и закрывает цели, какие курсы проходит в образовательной системе. На основе этого сотрудники смогут не только получать предсказуемое вознаграждение, но и точно понимать, какие усилия позволят им продвинуться по карьерной лестнице и вырасти профессионально.

Реферальные программы, которые также будут реализованы на базе Cofix Connect. При устройстве на работу ребята смогут вводить индивидуальные промокоды пригласивших их сотрудников, за что последние будут получать бонусы по мере продвижения их протеже по карьерной лестнице. Автоматизация позволит не запутаться при наших объемах и прозрачно разрешать возможные вопросы, когда одного и того же человека на словах приглашали несколько сотрудников.

Поощрение тренеров. Это важные люди в кофейне, они обучают новичков, формируют первое впечатление о компании и ее ценностях, создают фундамент на будущее. Мы хотим больше отмечать тех, кто подходит к этой работе со знанием, душой, и доносит до ребят те смыслы, которые важны в корпоративной культуре Cofix.

1313
6 комментариев

Интересно было почитать! Помню, как потратил час на общение с hr, обсуждая детали вакансии, офис и как у вас все хорошо, кроме зарплат.
И всегда было странно для меня - "поколение Z и миллениалы охотнее вступают в переписку, чем отвечают на звонки с незнакомых номеров". А как они собираются работать-то, нужно же быть "в контакте" с гостями весь рабочий день. Вам не кажется, что изначально ваша модель с чат-ботом вводит в некоторое заблуждение соискателей. Или его смысл в том, чтоб привести людей на "оформление", а дальше используете методы удержания? Можно же и и интервью проводить в боте, чтоб свести к минимуму переживания и стресс молодых ребят. Так вот и вопрос: какой процент людей отсеивается после 1-2 месяцев работы и не может ли это быть связано с "простым" наймом на работу, и недооцененной реальностью стажера? Или выгоранием от того же.

1

В текущих реалиях рынка соискателей откликов не так много, поэтому, чтобы искать и нанимать кандидатов, нужно подключать холодный поиск и максимально дожимать саму воронку. Как раз для этих целей у нас внедрен чат-бот, для первичной связи с кандидатами, он позволяет ускорить процесс холодного поиска сотрудников, охватить бОльшее количество кандидатов, связаться с ними быстрее конкурентов и выделить тех, кто заинтересовался вакансией и готов дальше прийти на личное собеседование. То есть бот рассказывает основную информацию о вакансии и уточняет, насколько кандидат заинтересован в дальнейшем продолжении диалога, собирает у него основную информацию, например, возраст.
Тем самым не теряется время на первичный дозвон, раньше у нас был колл-центр, но тогда обрабатывалось гораздо меньшее количество холодных кандидатов, терялось время на ожидание ответа и был очень маленький процент тех, кто перезванивал. А как раз в чат-боте кандидаты гораздо активнее отвечают, ведут переписку в удобное им время, у них визуально остается фиксация условий и дальнейших шагов, а также те, кому вакансия не актуальна, могут честно ответить о причинах отказа, все это позволяет значительно расширить первый этап воронки и более эффективно ею управлять.
Дополнительно чат-бот позволяет контролировать процесс уже личных собеседований в кофейнях через сбор обратной связи у кандидатов об их удовлетворенности.

3

Студенты могут быть в это время, например, на парах или ехать в метро, поэтому достучаться в чате должно быть проще, чем голосом. Даже если до экстравертов. То есть это должно позволять больше людей через первый уровень воронки проводить, мне так кажется.

1

побороть нехватку кадров просто невозможно, слишком мало людей хотят работать

1

Тоже так думаю, тем более, что людей на этих вакансиях могут легко заменить роботы. А программировать, танцевать на сцене или хотя бы в вебкаме или зарабатывать на бирже может не каждый.