Как выжать максимум при планировании задач в Todoist — опыт главы социального продукта Aliexpress
Head of Social Product в AliExpress Russia и автор Telegram-канала про софт-скиллы Игорь Демишев написал для vc.ru колонку о том, как он использует Todoist для повышения своей эффективности при решении рабочих задач. Актуальный спойлер — многие советы подходят и для удаленной работы!
Мое настоящее знакомство с GTD-техниками началось вместе с трансформацией из разработчика в менеджера (об этом как-нибудь в другой раз). В какой-то момент я попал на семинар по использованию Todoist, организованный коллегой. Тогда я понял, что эта штука может помочь мне справиться с этой не простой трансформацией. Это было в марте 2016 года.
Поскольку я больше практик, после семинара я сразу начал использовать инструмент. За это время я ознакомился с какими-то базовыми штуками вроде джедайских техник Максима Дорофеева, что-то подобрал у коллег, что-то в интернете.
Некоторые техники прижились и сильно вросли в мою повседневную рутину. В особо критичные моменты я понимаю, что без них я просто не вытягивал бы тот объем обязательств, которые на себя беру. А объем рос вместе с расширением зон ответственности — от руководителя небольшой команды разработки в несколько человек до ответственности за продукт, над которым работают десятки человек.
Статья про техники, которые работает у меня. Надеюсь что-то из этого окажется для вас полезным!
Основы
Про базовые вещи советую дополнительно ознакомиться с творчеством Максима Дорофеева. Он изучил все лучшее, что было придумано на тему GTD, и упаковал в очень доступную и понятную концепцию. Далее то, чем пользуюсь я.
Заводите атомарные задачи
Легко загнать себя в ловушку, записав слишком большую задачу в список дел. Например, «построить процесс приоритезации задач в команде».
Сделав это, вы рискуете оказаться демотивированными — за день такие вещи не делаются. Вам придется переносить задачу, даже если что-то успели сделать по ней. Кроме того, каждый день вам придется восстанавливать контекст, если задача описана слишком широко.
В приведенном примере, это может быть «выбрать методологию приоритезации», «настроить в таск-трекере дашборд проектов», «провести обучение команды».
Записывайте все задачи
К сожалению, я не могу похвастаться отличной памятью, поэтому все задачи попадают в Todoist. Важно записывать их в такой формулировке, чтобы вы потом не тратили время вспоминая, что имелось в виду.
Единственное исключение для внесения в список дел — то, что можно сделать сразу и потребует меньше усилий, чем записать задачу. Обычно это правило 5 минут — все задачи, которые можно сделать за 5 минут можно делать сразу.
Записывайте задачи сразу
Если вы не будете записывать задачи, вы будете тратить энергию на то, чтобы не забыть что-то важное. Держать задачи в голове — очень ресурсозатратное занятие. Оно может выбивать вас из состояния потока. Настоятельно рекомендую не пренебрегать этим правилом.
Если нет времени записать задачи во время встречи, сразу после встречи создайте задачу «разобрать результаты встречи на задачи».
Продумайте навигацию по задачам
Когда задач очень много, спасает продуманная навигация. Я уже давно активно пользуюсь проектами. С ними я думаю все понятно — можно завести древовидную структуру и трекать задачи по разным направлениям вашей работы.
Недавно я по совету коллеги начал пользоваться тегами. Один из подходов, который мне очень нравится, — использовать теги для разметки задач, делегируемых другим людям. Вы просто вносите задачи в список в момент делегировани, и забываете про них до даты чекпоинта.
Например, если у меня есть регулярная встреча 1 х 1 с человеком из моей команды, я могу просто открыть всё, что я ему делегировал 1 кликом по соответствующему тегу. Люди, кстати, потом удивляются, как удается не скатываясь в микроменеджмент — помнить все ключевые активности =)
Приоритезация
Я узнал про матрицу Эйзенхауэра в самом начале своей карьеры руководителя. Тогда мне показалась эта штука ужасно скучной. Теперь я понимаю — у меня не было столько работы, чтобы эта методология была способом «выжить» в таком потоке задач.
Сейчас ситуация поменялась, и задач сильно больше, чем я могу сделать. Даже с овертаймами. Я не могу представить, какой бы была моя эффективность без применения этой методологии.
Матрица Эйзенхауэра — созданный 34-м президентом США подход к приоритезации задач. Она представляет собой 4 квадранта, в основании которых лежат 2 оси: важности и срочности. Каждая задача относится к какому-то из квадрантов.
- Важные и срочные дела.
В идеале этот квадрант должен всегда быть пустым. Если у вас там много всего, то у вас проблемы с планированием. Сюда по дефолту попадают задачи, которые мешают достижению ваших ключевых целей, могут вызвать серьезные неприятности или относятся к вашему здоровью. - Важные, но не срочные дела.
Этот квадрант заслуживает наибольшего внимания и должен составлять ежедневную повестку любого человека. В идеале те 80% усилий по Парето должны лежать именно в области задач отсюда. Если вы будете успевать делать все эти задачи вовремя, они не будут утекать в первый квадрант. При этом вы более осознанно сможете подойти к их решению и добиться больших результатов. В этот квадрант должны попадать ровно такие же задачи, как в первый, но по которым еще не горят сроки. Кроме того, здорово не забывать сюда включать и задачи про планирование, обучение, соблюдение режима и так далее. - Срочные, но не важные.
Это то, что отвлекает нас от важных дел, но при этом не влияет на наши цели. Это навязанные кем-то встречи, внезапные хлопоты по дому, прилетевшая срочная задача, которая вам совершенно не нужна. Обычно такие задачи предлагают либо делегировать, либо не делать. - Не срочные, не важные.
Стандартное решение — не делать эти дела. Но на самом деле, тут может скрываться пласт задач для переключения активностей и отдыха от работы. Например, «встретиться со школьным другом» или подобное. Касательно не рабочих задач, я предлагаю следить за этим списком и периодически доставать оттуда задачи.
А теперь самое главное — как вы думаете, почему в todoist 4 уровня приоритетов? :) Правильно, но помимо использования флажков для отнесения задач к квадрантам матрицы, есть еще и метод с метками. Смотрите гайд в официальной документации:
Планирование
Планируйте свой день
Сейчас я использую довольно простую технику — все вносимые в список дел задачи я ранжирую по приоритетности, отношу к проектам и ставлю им даты сразу.
Многие советуют в конце дня планировать свой следующий день. Пока мне не удалось привить себе эту привычку. Поэтому обычно я прихожу с утра на работу и офигеваю от количества запланированных на день задач.
Первым делом я чищу список от того, что на самом деле можно сделать позже — переношу эти задачи на другой день, оставляя срочные, критичные. Мелкую рутину оставляю по остаточному принципу.
Заводите регулярные задачи
Еще один мощный инструмент планирования, который я постоянно использую, — регулярные задачи. Туда круто вносить рутинные повторяющиеся задачи, которые важно не забыть.
Например, у меня были такие: «Провалидировать прогноз по выручке каждое третье число месяца», «Скинуть отчет за неделю {имя руководителя} каждый четверг».
Еще отличный вариант — ставить еженедельную задачу «Разобрать результаты недели и спланировать следующую неделю, каждую пятницу» или планировать время для этого в календаре. Без этого планирование, скорее всего, не случится.
Оптимизируйте свой рабочий график
У меня много встреч в течение дня, и раньше зачастую они заполоняли все рабочее время, не оставляя слотов для работы над индивидуальными задачами. Или оставались получасовые слоты между встречами, в которые не успеешь нормально погрузиться в большие задачи.
В итоге это выливалось в то, что к 19:00 встречи заканчивались, и вместо того, чтобы пойти поучиться или просто отдохнуть, я садился выполнять скопившиеся на этот день задачи.
Отличный совет по этому поводу мне дал мой ментор. Теперь я прямо в календаре бронирую себе на неделю хотя бы несколько слотов для сфокусированный работы, длительностью не менее часа.
Эффективность
Используйте свои пики продуктивности
Полезно знать, когда вы наиболее продуктивны, и в это время делать наиболее важные задачи. Например, под вечер обычно моя продуктивность снижается, поэтому я стараюсь не ставить на вечер важных встреч. На вечер я оставляю рутинные задачи, которые можно сделать «на автопилоте».
Утром же я стараюсь сделать важные и сложные задачи, а так же «съесть самых противных лягушек» — задачи, которые не хочется делать.
Работайте в состоянии потока
Я минимизирую отвлекающие факторы, чтобы добиться более высокой производительности:
- У меня по умолчанию замьючены чаты в мессенджерах, исключения — личные сообщения и избранные чаты.
- Я разбираю почту не в момент, когда приходит сообщение, а между выполнением остальных задач
- Я не трачу время на залипание в соц сетях на работе. Только иногда по пути домой или в перерывах — для того, чтобы набрать полезной информации для последующего прочтения в метро.
Несмотря на свою простоту, для меня это оказался один из самых сложных в реализации пунктов. Есть такое понятие FOMO (Fear of Missing Out) — подсознательныйх страх пропустить что-то важное. Бороться с ним легко — сделайте первый шаг и попробуйте все вышеперечисленное и увидите, что ничего страшного не произойдет =)
Не говорите «у меня нет времени»
Это относительно новый для меня инсайт. Вы не делаете какие-то вещи не потому, что нет времени, а потому что не ищете возможности их сделать. А это в свою очередь говорит о ваших приоритетах.
Что мне помогает:
- Отводить задачам определенное количество времени явно.
- Ужимать количество времени, выделенное на задачу.
По закону Паркинсона, задача занимает всё время, выделенное на неё. Когда вы ставите жесткие рамки, мозг начинает думать, как сделать эту задачу быстрее, и отбрасывает все лишнее.
В Todoist можно вносить оценку на выполнение задачи тегами. Кстати, если выполнение займет больше часа, вероятно стоит задачу подробить на более мелкие.
Кстати, именно поэтому я стараюсь не овертаймить на работе постоянно. Моей команде не нужен загнанный и усталый лидер.
Избегайте перегрузов
Очень важно следить за тем, чтобы входящий поток задач долгосрочно не превышал исходящий. Особенно для важных и срочных задач. У меня был случай на запуске большого проекта, когда я довольно долго постоянно вносил задачи с красным флажком в Todoist.
Дошло до того, что я начал делать это на автомате, пропуская этап осознанной оценки задачи. Надо ли говорить, что долгая работа в таком режиме очень изматывает?
Поэтому, если у вас постоянно идет поток «красных» задач, поставьте себе 2 «красных» задачи «проанализировать причины возникновения важных и срочных задач» и «решить системные проблемы, генерирующие срочные важные задачи» и выполните их ASAP.
Вам нужно ответить на несколько вопросов:
- Правда ли все те задачи важные?
- Что вызывает поток этих срочных важных задач?
- Как я могу их перевести в разряд не срочных?
Рефлексируйте
Многие советуют проводить ревью сделанного в конце дня/недели. Я до этого пока не дошёл — пробовал пару раз по заданию коучей, но бросал. Когда пробовал — было интересно, но всё разбивалось об наличие каких-то более горящих дел с профитом в моменте.
Заключение
Приведенные мной советы довольно универсальны. Про многие уже неоднократно писали другие авторы. Мне кажется, важно, как все эти методики складываются в вашу личную систему продуктивности. Кому-то, как и мне, тяжело даётся рефлексия, кто-то легко входит в состояние потока и так далее.
Делитесь в комментариях своими подходами к повышению личной эффективности!
Поэтому зачем то перечислю их в этой статье, которые и сам Дорофеев не изобрел.
Матрица Эйзенхаура писать в 2020 - это уже за гранью добра и зла
Ожидал именно максимально эффективное использование todoist в реальных залачах, а не перечисление его фич и основ gtd
У всех разный уровень подготовки по этой теме, кому-то это было полезно почитать.
Возможно ты сможешь поделиться менее очевидными вещами)
Приятно, что есть люди управляющие своими обязательствами )) Если не привязываться к продукту, то описанные техники сильно помогают продуктивности. Одно выключение уведомлений мессенджеров и почты, уже прибавляет % к концентрации над задачей))
Сам использую техники Максима Дорофеева и GTD около 3-х лет, правда на других продуктах, но это не важно.
И еще замечание небольшое. Я сам давно работаю с различными системами организации задач и рабочего времени, но иногда у меня закрадываются сомнения насчет самого образа жизни.
Так ли нужно брать на себя столько задач, что их приходится как-то разбирать, упорядочивать и что-то придумывать, чтобы не забыть? Все больше понимаю, что возможно за этой суетой пропускаешь то, что действительно для тебя важно и нужно. Не лучше ли будет организовать свою жизнь так, чтобы в день было 2-3 дела, которые не придется никуда записывать?
Я пока не понимаю как это сделать в рамках своей жизни если честно. Даже если выделить 2-3 дела, они так или иначе декомпозируются на кучу мелких задач, которые нужно трекать.
Я так мог совсем давно, когда был рядовым разработчиком, и то наверное эффективнее было бы пользоваться таск-трекером.
В том то и дело, что в какой-то момент жизни можно было без всего этого обходиться. Теперь надо разобраться, стала ли жизнь счастливее с той поры, когда понадобился менеджер задач. Все, конечно, индивидуально, и многое изменилось в целом. Доход, без сомнения, стал выше. Но качество остальных моментов жизни не уверен.
Ну и реклама! Жесть!
Николай, я искренне люблю todoist, но никому ничего не навязываю. Вот в соседней ветке человек пользуется trello, к которому советы так же применимы.
Я пользовался any.do по рекомендации, больше года наверное. Не то, чтобы он не нравился. Но все время было чувство, что я не получаю пользы от взаимодействия с ним, а скорее одно раздражение.
Часто видел и читал о todoist и об опыте планирования в нем. Наткнулся на вашу статью – спасибо. Лично для меня очень полезная. Переехал на этот планировщик. Удобно, очень :)
Спасибо, рад что вам помогло!
Чего мне очень сильно не хватает в todoist, так это возможности задать время на выполнение задачи, которое можно будет автоматически просуммировать, например, за день. К примеру, у меня есть задача на 3 часа и 3 задачи по часу. Я указываю время их выполнения и ставлю в один день. В итоге я вижу, что в этот день у меня заняты 6 часов и больше ничего не добавляю.
Я давно обхожу это ограничение, явно прописывая время на исполнение в самом начале задачи, например так:
"1 час Познакомиться и протестировать Apache Guacamole"
Сумму часов за день приходится просчитывать в уме. Вариант прописывать время в тэгах удобен, мне не пришло в голову. Спасибо за идею, надо попробовать. Но тем не менее, это не то. Не хватает именно автоматического подсчета затраченного времени на задачи в день.
Попробуйте использовать Todoist с Google календарем. В задаче указывайте длительность выполнения в таком формате: [90m] - таким образом в календарь занесется задача на 1.5 часа. Вот здесь подробнее
Это очень крутой совет, спасибо!
Для твоей задачи возможно подойдет обычный календарь?
Обычный календарь не то. Todoist удобнее календаря, так как много дополнительного функционала. Просто не хватает этой фишки.
+1
Давно ищу такой планировщик, чтобы можно было указывать "вес" (или время выполнения) задачи и не планировать на день больше, чем возможно.
Удивительно, но я нигде этого не видел. Смотрел несколько наиболее популярных сервисов по ведению дел и ни в одном этого не было. Вроде бы очевидная и полезная функция при планировании рабочего дня.
Sorted 3. Но только для macOS/iOS.
Такую функцию видел в инструментах - nirvanahq.com, facilethings.com, doit.im Сам несколько лет пользуюсь первым, по возможности стараюсь у каждого действия указывать оценку требуемого времени. Соответственно, если вдумчиво пользоваться этой функцией, можно увидеть общую оценку времени, необходимого для выполнения списка запланированных действий.
P.S. Также у NirvanaHQ есть и параметр для действия - энергетический запас (high, medium, low). Таким образом, можно очень тонко планировать день. Всё согласно GTD :)
недавно выкатили длительность задач
Спасибо за пост! Интересно было почитать, каким образом вы организовали todoist.
Кстати! Можно ли настроить todoist таким образом, чтобы ставить регулярные задачи по четным/нечётным неделям? Что-то типо: "каждый чётный понедельник в 9:00 *действие*". Есть такое в todoist?
Кажется нет, либо я не нашел как это сделать
Такой функции действительно нет, однако команда "каждые 14 дней" позволяет поставить задачу так, как задумывалось
спасибо, было интересно.
пользую todorant
Рад, что оказалось полезным!
Так вот почему пинг рефов по понедельникам!
Да, знай, я не отстану – у меня записано)
Юзаю сейчас трелло, тоже самое.
Мне кажется туду листы в своей массе довольно схожи и в каждом можно применить техники из данной статьи =)
@Igor Demishev, спасибо за статью с лайфхаками. Пробовал разные планировщики, Todoist как-то обошёл стороной. На первый взгляд довольно-таки неплохо. Единственно, что мне хотелось бы видеть, это возможность отслеживать процент выполнения Эпика в зависимости от завершения подзадач, что визуально мотивирует продолжать выполнять подзадачи и помогает постепенно более корректно поставить процесс планирования.
Спасибо, Ренат!
В todoist кажется такой штуки нету =(
А удалось найти планировщик, который такое умеет?
В том-то и дело, что пока не встречал, к сожалению.
Особенно, если планировщик ещё и совместную групповую работу поддерживает, то это прям must have фича для меня, так как это позволяет визуально отслеживать изменение того или иного Эпика/задачи в скоупе в рамках работы с группой.
В какой-то мере запрос уже похож на софт для управления проектами.
Там же тогда надо по хорошему и трудозатраты вносить, чтобы честно считалось)
Ну не так все амбициозно :) Думаю, что достаточно было бы, если для каждой подзадачи устанавливать время ее выполнения, которое будет суммироваться и отображаться в прогресс баре самого Эпика в виде 100%. Далее, по мере закрытия подзадач, прогресс бар Эпика также отсчитывает от 100% вес каждой закрытой подзадачи и показывает остаток в %.
в Асане есть цели и портфели
Решение задачи в процентах от выполненных подзадач есть в TickTick
Регистрация в сервисе заканчивается HTTP ERROR 502
Эх а я любил и долго пользовался вандерлистом, в частности при командной работе. Но увы его продали майкрасофту, и теперь в этом их Ту-Ду процесс работы убит нафиг(
Какую замену для себя нашли и почему выбрали?
Пока пришлось перейти на ту-ду, но мы уже кричим от его ужасной работы:) И честно говоря после прочтения вашей статьи поставил снова тудуист, и включил премиум, и как то вроде зашло. Потому что раньше я его уже ставил и мне показался интерфейс больно сложноватый и функционал излишен. А вот сегодня мне уже так не показалось, а самое главное у них чувствуется что ребята прям развиваются, у ту-ду такого нет. Майки их купили видимо что бы окончательно похоронить. Поэтому будем юзать теперь тудуист, спасибо вам за статью:)
Очень рад что она оказалась полезной!
Несмотря на то, что приоритет пишется через е, приоритизация пишется через и. Такой вот безжалостный русский язык.
Что же касается софтины, мне показалось, что она неоправданно дорогая.
Век живи - век учись)
Я её начал сам оплачивать после того, как год попользовался платной за счёт компании. Слезть уже не смог)
Всем привет!
Никак не могу разобраться, как выставлять дедлайны в Todoist. Хотя может быть такая функция вообще отсутствует в приложении ( что было бы странно для приложения такого уровня ).
Сейчас я могу создать задачу и выставить дату, в которую эту задачу нужно выполнить. Но, это трудно назвать дедлайном. Хотя, в руководстве по Todoist они это так и называют.
Просто есть такие задачи, которые можно выполнить только в определённую дату : например встретится с человеком, или сходить на приём к стоматологу. И в таком случае, указать конкретную дату выполнения ( и при необходимости выставить напоминание ) очень полезно.
Но, есть такие задачи (или цели), в которых не важно в какой именно день ты её выполнишь - главное выполнить не позже определённой даты.
И вот как выставить эту конечную дату, я так и не разобрался.
Там только в 1 месте можно выставить дату, это будет датой на которую в календаре будет стоять эта задача.
Да, вот про это я и говорю. Это дата выполнения задания ( как в обычном календаре ).
А я искал возможность указать именно дедлайн.
Но, я придумал как решить этот нюанс.
Перешел на премиум, и мне открылись метки.
Создал метку «дедлайн», и ставлю её ко всем задачам, где задание нужно выполнить не в указанный день, а в любой день, но не позже указанного.
Но, это «выход из положения». Было бы здорово, если бы разработчики ввели нормальный функционал предназначенный для подобных ситуаций.