«Мне приходится объяснять людям, почему фан в работе — это важно»: ключевое из подкаста с Андреем Молчанским, X5 Tech

Привет, это подкаст «Код за деньги» от КОД9. Записали выпуск с директором по разработке X5 Tech Андреем Молчанским: обсудили карьерный путь, поговорили о том, как могут существовать стартапы внутри корпорации и обсудили стереотипы про работу менеджеров. В статье — только ключевые мысли в текстовом виде.

«Мне приходится объяснять людям, почему фан в работе — это важно»: ключевое из подкаста с Андреем Молчанским, X5 Tech

▶ Смотреть выпуск полностью на Ютюбе

Что такое X5 Tech

IT-компания, которая разрабатывает решения в области анализа данных, информационные ресурсы, внутренние облачные сервисы, цифровые проекты и другие продукты для X5 Group. Андрей Молчанский — директор по разработке.

Я с детства хотел стать директором

В X5 Tech я сейчас занимаюсь полным циклом разработки, начиная от получения инвестиций и заканчивая третьим уровнем поддержки. То есть всем, что связано с производством. Амбиция стать IT-директором у меня была всегда.

Первая моя работа была в компании, которая предоставляет хостинг для сайтов, я занимался технической поддержкой. Однажды мне внезапно позвонил рекрутер и пригласил на собеседование в Sitronics Group. Сказал, что понравилось моё резюме. Я нигде его не размещал, но на собеседование всё равно решил сходить.

Мне предложили должность тестировщика, зарплату больше, а ещё сказали, что добавят в менеджерский резерв компании. К слову, про тестирование я тогда почти ничего не знал, но согласился перейти к ним.

Через полгода работы тестировщиком мне передали управление производством. Я был кем-то вроде администратора проектов, в переводе на современный язык. Мы с командой контролировали и планировали разработку и всех, кто к ней причастен, следили за таймингами, прописывали планы на каждый день, делали прогнозы.

Ещё через полгода в той же фирме я стал полноценным релиз-менеджером. Таких у нас было несколько человек, мы отвечали за планирование всех версий новых релизов.

А ещё через время я попал в X5 Tech, и дальше весь мой карьерный путь шёл по менеджерскому треку.

Мы были «пиратами», которые готовы быстро и дёшево сделать MVP

Моя работа в компании X5 началась с проекта для «Пятёрочки», тогда нам нужно было разработать технологию, которая собирает, хранит и обрабатывает большие данные. А ещё показать четыре бизнес-кейса применения, чтобы получить финансирование и дальше развивать этот проект.

Весь этот проект начинался как стартап внутри корпорации. Мы делали его в партнёрстве с Сергеем Добряковым — он отвечал за продуктовое развитие, а я занимался организацией технической составляющей проекта. Мы вдвоём писали райдер, обсуждали, на каких условиях будем заходить в этот проект, что нам нужно. И скажу честно — было непросто.

Первый проект для «Пятёрочки» в 2017 году — как всё прошло

Договорились с бизнесом, что через 3 месяца в компании будет MVP архитектуры для сбора и анализа больших данных, но при условии, что у нас карт-бланш и мы не будем проходить всю бумажную волокиту.

Мы понимали, что если будем участвовать во всех бюрократических процедурах, то максимум, что успеем — собрать первый технический документ с описанием архитектуры. Поэтому решили начать работу как можно скорее и старались избегать бумажной волокиты на протяжении всего процесса.

Сами инициировали закупки, договаривались с логистическими компаниями, чтобы успеть к сроку. Процесс закупок в корпорациях обычно устроен сложно, и если бы мы следовали всем процедурам, точно не успели бы получить оборудование за 3 месяца.

Поэтому решили сделать часть работы за поставщика, например, сами договаривались с логистическими компаниями. В X5 нам тоже оказывали поддержку в этих процессах — это помогло завершить работу в срок.

Наняли 30 человек за 3 месяца. Чтобы реализовать проект, нам нужна была команда. В 2017 году мало кто понимал, как нанимать технических специалистов в области больших данных и работать с ними, поэтому собеседовать разработчиков мы решили своими силами.

Главное, на что смотрели тогда — подходим мы друг другу с точки зрения культуры и ценностей. А только потом обращали внимание на опыт работы и технический бэкграунд.

Показали в срок первый результат — MVP. Там не было всей функциональности, но главное — мы проверили гипотезы и успели в обещанный срок. Тогда в команде было примерно 30 человек.

Благодаря тому, что мы сами подбирали членов команды по ценностям, к концу первых трёх месяцев сотрудничества всё работало, как слаженный механизм. Потом мы постепенно доросли до 600 человек.

Департаменты могут жить в здоровом производственном конфликте, но недолго

На протяжении нескольких лет внутри компании мы так и существовали отдельно, как одно из направлений разработки. Я бы назвал нашу работу «оголтелой продуктовой разработкой» — нам ставили задачу, и мы быстро выдавали первые результаты.

Параллельно с нами в компании был департамент более классического IT, который обеспечивал стабильность основного контура и бизнес-процессов.

До какого-то момента мы нормально уживались внутри одной компании, но со временем стали чаще конфликтовать из-за распределения задач между департаментами.

Когда конфликтов стало слишком много, в X5 приняли решение выделить нас в отдельную бизнес-единицу X5 Tech. Так из нескольких департаментов образовалась отдельная компания со своими финансами, организационной моделью, операциями, и главное — бюджетом, в том числе инвестиционным.

Многие идут работать менеджерами, потому что это модно

Мы в компании тратим много сил, чтобы бороться со стереотипами насчёт работы менеджера. Но по моему опыту, многие на рынке пока продолжают думать примерно следующее:

🤔 Зарплата у менеджера больше, чем не у менеджера. И многие выбирают такой карьерный трек только из-за денег.

🤔 Если стать менеджером, будет меньше давления относительно задач, которые не хочется выполнять, но которые кто-то поставил.

🤔 Если я уже долго этим занимаюсь, то нельзя бросать и начинать что-то новое. Есть заблуждение, что если в какое-то дело вложено много сил и времени, то нужно обязательно продолжать. Но это ошибочно.

Если возникли сомнения относительно того, подходит ли вам эта должность — лучше честно ответить себе на вопрос: «Зачем мне это?». И рассмотреть что-то другое, если понятно, что роль не подходит.

🤔 Быть менеджером — это модно. Наверное, это заблуждение и привело к тому, что найти хорошего менеджера сейчас очень сложно.

На собеседованиях приходится фильтровать людей, чтобы найти тех, кто осознанно выбрал эту позицию и работает в этой роли правильно.

В ритейле много интересных идей, но в ближайшие годы покупатели вряд ли заметят глобальные изменения

Изменения на этом рынке происходят, но в перспективе трёх лет они не будут столь глобальными, что их заметят все. Из интересного я бы выделил такие тренды:

🤔 Автоматизация и сокращение физического труда в магазинах и на складах. У людей есть страх, что машины отберут у всех работу, но я замечаю, что в ритейле происходит наоборот. Работы много, а персонала постоянно не хватает. Поэтому на этом рынке был и будет тренд на то, чтобы автоматизировать процессы и уменьшать количество физического труда.

🤔 Роботизация. В европейских странах часть тяжёлой физической работы на складах делают роботы, но в Россию сложно перенести такие практики. Потому что обычно роботы заточены под товары определённого размера и для магазинов с большим ассортиментом не подойдут.

В некоторых магазинах в России уже используют роботизированных помощников, но пока таких примеров мало.

🤔 Искусственный интеллект. Технологии ИИ тоже когда-нибудь в большом объёме проникнут в ритейл, но это сложно — люди им не доверяют. Чтобы искусственный интеллект стал частью этой сферы, должно точно пройти ещё сколько-то лет.

🤔 Виртуальная реальность. Я часто слышу об идеях с походами в магазин с помощью очков виртуальной реальности. Человек надевает их и оказывается в магазине. Смотрит ассортимент, набирает товары в виртуальную корзину, оплачивает на кассе, а потом их доставляют к нему домой.

Но пока это тоже только размышления.

🤔 Доставка из магазинов до дома. Уже есть примеры внедрения этой технологии в Китае. Там любят свежие морепродукты, готовы ходить в магазин и выбирать их, но не хотят носить домой пакеты продуктов. Для этого там внедрили технологию доставки товаров из магазина.

Выглядит это так: человек приходит в магазин, набирает продукты, оплачивает, вешает корзину на специальный крючок и уходит. Пока покупатель идёт до дома, товары едут к нему с доставкой. И зачастую продукты доезжают даже быстрее, чем человек оказывается в квартире.

Какие-то из этих технологий точно появятся и у нас. Может, не в ближайшие 2–3 года, но точно появятся, когда рынок будет готов.

Чтобы стать хорошим специалистом в IT, стоит двигаться поступательно

Вот примерный план:

Сформулируйте цель и пропишите шаги к её достижению — это правда важно. Ответьте себе на вопрос: «Зачем я хочу занимать эту должность?».

Пропишите ваши сильные стороны и качества, которые стоит доработать. Это ещё одно хорошее стартовое упражнение.

Некоторые люди ощущают, что они классные, но не могут ответить, почему. Я считаю, важно уметь честно ответить себе на этот вопрос, и вывести его из пространства ощущений в пространство фактов.

Найдите ментора. Важно, чтобы наставник совпадал с вами в системе принципов и ценностей. У меня тоже были менторы, и я считаю, это повлияло на меня и мой карьерный путь.

Менторы могут быть двух видов. Положительные — это те, на кого вы смотрите и видите качества, которых нет у вас. Ориентируясь на них, эти качества можно взрастить. А ещё ментором может быть человек, на решения которого вы смотрите и понимаете, что так вы бы точно не хотели. Оба варианта полезны.

Меня самого тоже просили быть ментором несколько раз, но я понимаю, что пока не готов. При этом, если кто-то смотрит на меня в работе и берёт что-то из моего опыта себе — я исключительно рад.

Не бойтесь дауншифтить

Есть люди, которые хотят сразу занимать высокие должности, перескочив много этапов до этого. Я не знаю, как стать хорошим директором и перепрыгнуть все начальные должности, но знаю, как стать хорошим специалистом, если идти последовательно. А ещё думаю, что дауншифтить тоже нестрашно.

За свою карьеру я не раз дауншифтил — и в плане денег, и в плане должностей. Считаю, что этого не нужно бояться.

В этой статье — только мысли Андрея из подкаста. А мои дополнения и другие заметки про агентский бизнес можно посмотреть в телеграм-канале 👇🏻

2525
2 комментария

"почему фан в работе — это важно" - кто объяснит? Не нашел ответов в данной статье.

Ответить

Статья – это краткий конспект видео. Фрагмент про фан можно посмотреть тут: https://www.youtube.com/watch?v=EiBV_g45SZY&t=1160s

Ответить