Иерархичность по-азиатски, или Трудно ли быть боссом в Сингапуре

Следующая особенность азиатских стран - высокая иерархичность (дистанция власти), что часто выражается в доминирующей роли руководителя и нежелании сотрудников брать на себя ответственность, принимать решения и, тем более, спорить с тем, кто выше по статусу.

Иерархичность по-азиатски, или Трудно ли быть боссом в Сингапуре

В Азии (это одинаково распространяется на все страны региона) очень ценится формальный статус, который дает должность. Руководителя всегда видно на встрече - он сидит по центру или в другом почетном месте, говорит первым (либо царственно наблюдает за ведущими диалог подчиненными), с ним "сверяются" взглядами сотрудники, за ним всегда остается последнее слово.Неформальный статус зачастую определяется возрастом, и чем он более почтенный, тем больше уважения, иногда даже благоговения человек получает со стороны коллег и партнеров. Продвижение по службе связано преимущественно с возрастом и стажем (за исключением семейных компаний, где родители-владельцы часто вовлекают своих детей в бизнес и доверяют высокие посты). В Сингапуре к незнакомым пожилым людям обращаются aunty (тетушка) или uncle (дядюшка), и это звучит уважительно. Задумаемся, а ведь в России нет обращения-прямого аналога, не правда ли?

Минутка теории

Нидерландский ученый Герт Хофстеде в конце прошлого века исследовал параметры (к некоторым из них мы с вами еще вернемся), по которым можно "разложить" различия между странами по полочкам. И первым из них значится дистанция (удаленность) власти - power distance. Этот параметр отражает такую степень неравенства в распределении власти и влияния в обществе или компании, которая воспринимается членами общества как сама собой разумеющаяся и как неотъемлемая черта комфортного общественного уклада. В обществах с культурой высокой дистанции власти (их еще называют иерархичными) обычно существуют терпимость к авторитарному стилю управления, уважительное отношение к статусу и должности. В этих культурах характерно сохранение неравенства, как в формальных, так и в неформальных отношениях между людьми. Данный показатель велик в арабском мире, Мексике, Индии, во всех азиатских странах и низок в так называемых эгалитарных странах (например, в Дании, Германии, Нидерландах, Израиле и Австралии). Россия, кстати, по исследованию Хофстеде, тоже относится к иерархичным странам, но что бы он ни утверждал, на практике в Азии дистанция власти выражена намного сильнее.

Различия между эгалитарными и иерархическими культурами. Источник: "Карта культурных различий", Э. Мейер
Различия между эгалитарными и иерархическими культурами. Источник: "Карта культурных различий", Э. Мейер

Кейс 1

Будучи относительно молодым с точки возраста управленцем, да еще и представительницей прекрасного пола (а сфера деятельности компании была очень даже мужской - сетевое оборудование), я, казалось бы, могла попасть в Азии в зону риска - не будут воспринимать серьезно. Приятным удивлением стало то, что сила визитки с директорской должностью перевесила. Власть и все ее атрибуты (коими в Азии является подчинение, формальное согласие с задачами, отсутствие прямого сопротивления со стороны сотрудников) прилагаются к должности. Вас не будут "челленджить", вам нет необходимости объяснять причины своих решений и "продавать" сотрудникам их работу. Конечно, это не значит, что они бросятся ее делать быстро и качественно - совершенно нет! О том, как бороться с тихим и вежливым сопротивлением азиатских сотрудников нужно говорить отдельно. Но это значит, что management decision - это закон. В России, после объявления любой реформы я привыкла бороться с возражением своей команды продаж, и мне было очень странно, что в Сингапуре это не требуется. Объявил, известил, проинформировал - этого хватит, люди идут "переваривать" и исполнять (придумывать как не исполнять).

Кейс 2

Самому взрослому сотруднику, которым я когда-либо управляла в своей жизни, был на тот момент 61 год. Это был вышедший на пенсию сингапурец, в прошлом бизнесмен, которому в целом хватало на жизнь, но хотелось еще "тряхнуть стариной", а форма это вполне позволяла - физическая, интеллектуальная, коммуникативная. Тот продавец своей активностью мог бы дать 100 очков вперед многим сорокалетним российским сэйлзам. Через несколько месяцев, когда осторожный оптимизм сменился уверенностью в том, что схема с возрастными менеджерами по продажам работает, у него появился коллега буквально на год младше. Оба мужчины занимались активными продажами по Сингапуру и юго-восточному региону: писали, звонили, встречались (но недолго, т к на носу был ковидный 2020-й) и нигде ни разу не столкнулись с эйджизмом. Наоборот, мне показалось, что доверие к бренду как-то возрастало после их переговоров с партнерами. Порой с ними соглашались встретиться только из уважения, без всяких перспектив в развитии сотрудничества. Сравнить мне было с чем - самой первой сотрудницей моего сингапурского отдела продаж была девушка 20-ти с небольшим лет. Разница в восприятии молодости и зрелости со стороны клиентов была очевидна.

Вывод

Высокая должность (пусть даже формально, лишь на визитке, а не в трудовой книжке) в Азии позволит вам открыть большее количество дверей. Присутствие на встрече представителя высокого ранга усилит шансы, что и противоположная сторона "уравняет силы", направив аналогичного по уровню делегата.Возраст "за 50 и далее" не является помехой для делегата с вашей стороны, а, наоборот, станет символом того, что в компании чтут зрелость, ценят многолетнюю службу, доверяют жизненному опыту.

44
Начать дискуссию