За кулисами IT-событий: зачем вам туда ходить

Изображение: Shutterstock
Изображение: Shutterstock

Развитие сотрудников — краеугольный камень успеха любой компании, особенно в динамичной IT-отрасли. Этот процесс многогранен и включает разнообразные форматы: от корпоративного обучения и участия в профессиональных сообществах до посещения профильных мероприятий.

«Рексофт» уделяет пристальное внимание развитию своих специалистов. И чтобы узнать больше об этом аспекте IT-индустрии, мы обратились к нашему партнеру — Андрею Дмитриеву (JUG ru Group), опытному организатору и сооснователю крупнейших IT-конференций в России. Андрей рассказал о своем пути от программиста до организатора мероприятий и поделился ценными советами для тех, кто собирается посетить IT-событие.

Андрей Дмитриев
программный директор и организатор конференций команды JUG ru Group, Java-конференций JPoint, Joker и JBreak

Из кода в комьюнити

Моя IT-карьера началась в 2000 году с программирования. Я работал с Python, мобильной разработкой, бэкендом на Java и многим другим. Несмотря на многообещающие перспективы, в 2016 году я решил сменить вектор и погрузился в организацию IT-конференций. Более того, у меня уже был подобный опыт. Я оказался перед выбором и отдал предпочтение тогда еще стартапу, тогда еще, возможно, сомнительному. Но пересилила уверенность в том, что конференции — это идеальная платформа для того, чтобы реализовывать свое желание объединять людей и давать им импульс для роста и развития.

От митапов к большим конференциям

Этот путь начался с небольших митапов Java-разработчиков, организованных Яковом Сироткиным еще в 1997-1998 годах, позже мы подхватили эту инициативу как JUG.ru. Сообщество росло, и мы стали проводить более масштабные мероприятия. Так в 2013 году мы провели первую конференцию JPoint, которая собрала около 500 участников. Мы сделали ее платной (что было довольно непривычно для того времени). Это стало поворотным моментом: мы поняли, что можем создавать качественные, востребованные и окупаемые встречи.

Эволюция IT-конференций

За последние 15 лет многое изменилось. Организовывать конференции стало проще: появились новые технологии, площадки и инструменты. Если раньше разрулить все, начиная от технического оснащения и заканчивая подбором спикеров, было отнюдь не тривиальной задачей, то сейчас во многом отрасль IT-мероприятий встала на рельсы. Конечно, и сейчас в регионах организовать конференцию труднее, Москва и Санкт-Петербург в этом плане абсолютные лидеры в России.

Российские особенности: многотрековость и гостеприимство

Кстати, раз уж заговорил о различиях. Занимательный факт, но в России почему-то лучше прижились многотрековые конференции. Это когда несколько докладов идут одновременно, и вам приходится выбирать, кого же вы больше хотите послушать. На Западе же, наоборот, конференции чаще проходят в монотрековом формате, доклады идут один за другим, в одном помещении, без разделения на одновременные потоки. Кроме того, возросли требования к комфорту на российских конференциях, в то время как на западе все гораздо проще. Возьмем, к примеру, тот же перекус: там вам, скорее всего, предложат небольшой набор их нехитрых снеков, яблока и колы. Этого хватит, чтобы не отвлекаться на голод, но и удовольствия особого не получишь. Наши зарубежные гости часто удивляются российскому гостеприимству. Например, Морис Нафталин, автор книги о дженериках в Java, он был нашим первым международным спикером. Конечно, мы очень старались окружить его заботой и вниманием. Даже в театр сводили. Он, кстати, хорошо подготовился: и пьесу изучил, и галстук надел. Морис остался очень доволен!

Тусоваться или учиться?

Что ж, с историей предлагаю на этом закончить и перейти к вопросу «а зачем туда ходить-то?». Очевидно, что у вас есть два варианта: прийти как посетитель или же как спикер. Рассмотрим сперва роль посетителя. Зачем обычно люди едут на конференции?

Я вижу несколько групп разработчиков с разными мотивациями:

  • «Расширители горизонтов» интересуются новыми технологиями и трендами.
  • «Искатели знаний» хотят получить знания от экспертов и узнать лучшие подходы и решения.
  • «Охотники за работой» (хотя это уходит на второй план) используют конференции для поиска новых возможностей найма.
  • «Перезагрузчики» едут на конференции, чтобы сменить обстановку, отдохнуть от рутины и зарядиться энергией.

И каждая из этих целей важна. Задача конференции уже давно вышла за рамки сухой передачи знаний от эксперта к аудитории. Даже цель «потусоваться», которую многие почему-то считают какой-то постыдной и недостойной, на самом деле несет огромную ценность. Человек отдохнет, зарядится энергией и новыми идеями, обменяется мнениями с коллегами и, вероятно, найдет нестандартные пути решения рабочих задач.

Онлайн vs офлайн: вечный спор

Что лучше: онлайн и офлайн? Это просто разные вещи для разной аудитории с разными целями. Онлайн-встречи — это все же больше про лекции. Здесь вы вряд ли получите лут, афтерпати и полноценный нетворкинг. Зато вы сэкономите время и деньги. Кроме того, для кого-то это просто более комфортный вариант. Ничего не отвлекает, можно поставить паузу или перемотать, налить себе любимый кофе и, в конце концов, самому решить, когда сделать перерыв. Конечно, помимо указанных выше недостатков, некоторые слушатели (и я в их числе) отмечают, что в онлайн-формате порой сложно удерживать концентрацию и не отвлекаться (даже на собственные мысли). Для некоторых спикеров также может оказаться сложным вещать, не видя в полной мере отклик аудитории. Тем не менее, во времена пандемии онлайн-формат стал, без преувеличения, спасением для IT-комьюнити.

Офлайн-формат конференций предполагает гораздо большее разнообразие активностей, но, конечно, потребует больше затрат — и времени, и денег. Многие думают так: я иду на конференцию, значит, я должен переслушать все доклады и все-все запомнить. А вот нет. Конечно, если это ваша осознанная цель, вы можете поступить и так, в конце концов для этого лекции и проводятся. Но ваш путь может быть и другим. Ценность офлайн-формата, на мой взгляд, как раз больше в нетворкинге, коммуникации и расширении кругозора. Вы можете тусоваться у стендов, собирать лут, общаться с другими разработчиками, присоединяться к воркшопам — и все это будет ничуть не менее полезно, чем просмотр лекций. Суть в том, чтобы заранее определить свою цель — зачем я сюда пришел? — и постараться ее достичь.

Как стать спикером?

Но есть ведь и еще один вариант посещения конференции. Вы можете и сами стать спикером. Главное — найти интересную тему. И зря вы сейчас думаете, что вам не о чем рассказать. Если, допустим, вы фронтендер, которому нечего рассказать фронтендерам, подумайте, что бы вы хотели рассказать, предположим, дизайнерам или менеджерам?

Вот вам пример. Когда бэкендеры во всю уже пользовались CI/CD, в 2016 году к нам пришел первый докладчик, который на конференции для мобильщиков стал рассказывать, как этот CI/CD делать. И оказалось, что для мобильщиков это информация уровня «Вау!».

Если ваша тема интересна, но вы переживаете, что не сможете ее хорошо презентовать аудитории, это тоже не беда. Организаторы помогут с подготовкой доклада и презентацией. Конечно же, при одном условии: вы будете стараться и за вами не придется бегать и уговаривать.

Ну а чтобы наработать скилл выступления и научиться не дрожать перед большой аудиторией, начните с малого. Помимо конференций, есть локальные митапы, студенческие сообщества и другие встречи, рассчитанные на небольшое количество участников. В общем, если хочется, но колется, постарайтесь найти для начала публику, перед которой вам будет комфортно, а потом и до больших конференций дорастете.

Ну и в заключение резюмирую основную мысль.

Конференции — событие многогранное. Это не просто источник знаний, но и место встречи единомышленников, возможность вдохновиться и найти новые пути развития.

Перед посещением определите свои цели. Чего вы хотите достичь: получить новые знания, найти работу, пообщаться с коллегами? Изучите программу и спикеров, выберите доклады, которые вам интересны. Не бойтесь задавать вопросы: это отличный способ получить дополнительные знания и завязать контакты. Используйте возможности для нетворкинга. Общайтесь с участниками, обменивайтесь контактами, участвуйте в мероприятиях, делитесь впечатлениями в соцсетях. Ну и самое главное — получите максимум впечатлений.

Что ж, до встречи на конференциях! Желаю вам продуктивного нетворкинга, интересных докладов и, конечно, приятного лута. Пусть участие в IT-событиях станет для вас источником профессионального и личностного роста!

На тему IT-ивентов Андрей пообщался и с нашими коллегами, ведущими подкаста «Скрамное IT», и рассказал, чем же на самом деле занимаются айтишники на конференциях. Приятного просмотра!

Начать дискуссию