Global Hack: русские норм, но их немного

На выходных прошел глобальный антикризисный онлайн-хакатон. Российское участие в нем было креативным, но не слишком масштабным.

В глобальном хакатоне приняло участие 98 стран.​ theglobalhack.com
В глобальном хакатоне приняло участие 98 стран.​ theglobalhack.com

Организаторы оценивают общее число участников в 11000+ человек, на Россию пришлось около 1%. Итоговое число идей — более 1000, российских — 15. Почему так получилось, какие результаты хакатона и что думают сами участники — в моем материале (как волонтер я помогал с его организацией).

The Global Hack — глобальный онлайн-хакатон, участники которого 9-12 апреля работали над оперативным решением глобальных проблем, связанных с пандемией коронавируса. Проект был реализован технологическим сообществом как некоммерческий, изначальные инициаторы — эстонские Accelerate Estonia и Garage48. Всего в мире прошло более 40 локальных хакатонов, глобальный стал логичным этапом.

Призовой фонд хакатона составлял 195 тыс. евро. Разработка была разделена по 10 трекам — от быстрого реагирования на вызовы вируса до искусства. Команды работали как над собственными идеями, так и над конкретными «антикризисными» запросами со стороны более чем 20 партнеров — глобальных организаций, органов власти, корпораций и пр.

Командам помогало более 40 менторов, например, Стив Юрветсон, известный венчурный инвестор, входящий в совет директоров Tesla и SpaceX, Сэм Альтман, CEO в OpenAI и экс-президент крупнейшего инкубатора стартапов Y Combinator и др. Технически хакатон был организован с использованием Slack для коммуникаций, Devpost для регистрации, и Guaana для оценки проектов.

Победил в хакатоне немецкий проект SunCrafter, разработавший переносное решение для УФ-дезинфекции с питанием от солнечных панелей. Из других интересных результатов: инновационный материал для масок, приложение для ранней диагностики симптомов вируса на основе показателей вариабельности сердечного ритма, переносное устройство-вентилятор легких, сервис для быстрого подбора волонтеров, решение на основе нейронных сетей для оценки вовлеченности и понимания учеников-студентов при онлайн-обучении, электронная платформа для организации работы правительства в условиях карантина, мобильное приложение для поиска экспертов в сложных ситуациях и др. Общий список 30 победителей есть на сайте.

Россия и The Global Hack

Небольшое число наших участников глобального мероприятия объясняется тем, что до сих пор в России не было своего антикризисного хакатона (спойлер: в ближайшее время их будет, как минимум, три). Это влияло и на продвижение глобального мероприятия и на поиск местных партнеров. Как пример — больше всего участников было из стран Балтии/Скандинавии и Индии — стран, где провели успешные хакатоны при поддержке государства и местного технологического сообщества.

Кроме того, наши команды больше ориентированы на локальные мероприятия и задачи, есть вопрос и в большем удобстве участия в хакатонах на русском. Тем не менее, в Global Hack были команды из России и еще больше было команд с участием русскоязычных разработчиков. Отмечу, что наши проекты были, преимущественно, в "легких" направлениях и не затрагивали создание сложных платформ и устройств.

В short list вошел, например, проект Никиты Шевченко, технологического предпринимателя из Москвы, посвященныйпродвижению онлайн-конференций, которые в условиях карантина стали основным форматом мероприятий.

Демо Никиты Шевченко

Второе место в категории Media&Entertainment занял проект Александра Пермякова из Барнаула, занимающегося экспедициями, по созданию VR-приложения для виртуальных путешествий, актуального для тех, кто изолирован дома.

Презентация Александра Пермякова.

Команда Школы дизайна ВШЭ представила коммуникационную кампанию о том, чем мы первым делом займемся после кризиса.

Презентация команды Школы дизайна.

Мнения наших участников, в целом, позитивны, хотя были и определенные проблемы. «Организация хакатона отличная, но вот работа с ментором не состоялась, наш ментор не смог принять участие, а все другие уже были перегружены», - сказал Александр Алексеев, возглавлявший команду ВШЭ. «Не было нормальной организации, но это понятно, они не ожидали такого прироста участников. Никто не понимал, что нужно делать, где результаты, критерии выигрыша», - такое мнение у Никиты Шевченко.

«Я участвовал, наверное, в десятке хакатонов - и этот был просто наикрутейшим. Непривычно, конечно - нет общего физического пространства, и поток информации просто повальный - 10 тысяч человек в Slack! За полчаса до дедлайна хакатона лег сервер платформы подачи заявок, было стрессово! Пилишь проект двое суток, а потом ложится сервер - так себе ощущения. Но организаторы все быстренько перезапустили, и отдельно приятно, что все данные, введенные до отказа сервера, сохранились в черновике на сайте. Это круто», - радуется Александр Пермяков.

Как обычно, хакатон дал ценный опыт (в случае победы ценность дополнялась призами от 5 до 20 тыс. евро), новый взгляд на собственный проект, новые идеи, networking и массу впечатлений. Направление анткризисной разработки в формате хакатонов явно на подъеме. "Тема только растет в своей значимости. Мы будем развивать варианты решения", - резюмирует Александр Алексеев общую позицию участников.

В завершение — общая инфографика по Global Hack:

44
Начать дискуссию