Шведский подход к пандемии: интервью с основателем Deasign

История digital-агентства Deasign началась в 1998 году в Стокгольме, когда три одноклассника Дэвид, Эрик и Аксель соединили свои таланты и первые буквы имен, чтобы основать компанию. В 2010 году шведский опыт лег в основу нового игрока на российском рынке digital: так появился Deasign Russia.

У наших основателей мы взяли всё лучшее: чёткие процессы, готовность к изменениям и ответственность каждого члена команды за свою работу. Эти понятные принципы позволили нам сохранить работоспособность агентства даже в период вынужденной удаленной работы.

Несмотря на то, что Швецию называют «островом спокойствия» в период мирового карантина, мы решили поговорить с основателем Deasign Акселем Бендриком и узнать, как пандемия повлияла на жизнь и бизнес на родине нашего агентства.

Официального и обязательного карантина в Швеции, как и в России, нет: правительства обеих стран рекомендуют оставаться по возможности дома, соблюдать дистанцию в общении друг с другом, не собираться группами более 50 человек. Однако разница все же есть: в российских городах до 30 апреля закрыты учебные заведения, торговые центры, музеи, кинотеатры и другие общественные места, а общепит работает только в режиме доставки. Похожие меры принимают во всех странах, где зарегистрировано более 100 случаев заболевания вирусом COVID-19, но шведское правительство до сих пор не решилось обязать предпринимателей закрыть свои двери.

“Мы смотрим на наших соседей: Финляндию, Норвегию, Данию, в целом, на Европу, и видим, что у нас более расслабленное отношение к происходящему. В шведской прессе постоянно звучит риторический вопрос к властям: почему они не ужесточат меры? Почему не закроют хотя бы школы и детские сады на карантин? Выйдем ли мы победителями из этой ситуации или проигравшими, покажет только время.”

​Основатель агентства Deasign Аксель Бендрик
​Основатель агентства Deasign Аксель Бендрик

Аксель говорит, что пока правительство еженедельно обновляет свои рекомендации: призывают по возможности работать из дома, не навещать пожилых родственников, не пользоваться метро. Единственный официальный запрет коснулся перемещений: в день внутри Швеции совершается всего 8 перелетов, но только для тех, кто хочет вернуться в родной регио

У нас до сих пор открыты рестораны, бары и другие общественные места. Никого не вынуждали закрываться, как в России. Но, надо сказать, что посетителей все равно очень мало. Я думаю, что наш успех в шведском менталитете: мы доверяем властям и прислушиваемся к их рекомендациям больше, чем в Италии и Франции. Не обязательно официально запрещать что-то, чтобы шведы этого не делали.

В Стокгольме люди разделились условно на два лагеря: есть те, что напуган, но стараются уважительно относиться к новым ограничениям, но есть и слишком сильно взволнованные люди. Они в первые недели пандемии скупали макароны, туалетную бумагу, сейчас начали приобретать большое количество лекарств впрок.

Аксель Бендрик, Основатель агентства Deasign

Главная проблема, с которой столкнулись шведы в период карантинных мер, – одиночество пожилых людей. Пенсионерам трудно начать активно использовать онлайн-сервисы и не обращаться за помощью к молодому населению. В последнюю неделю в Стокгольме заработала волонтерская служба помощь пожилым, но правительство пока не поддержало организацию финансово.

Опустевший офис шведского digital-агентства Fröjd группы Deasign​
Опустевший офис шведского digital-агентства Fröjd группы Deasign​

Несмотря на то, что в прессе регулярно ругают действия шведских властей, Аксель считает, что правительство делает очень многое. Временно были снижены все социальные налоги, из бюджета выделяются поддерживающие выплаты бизнесам. Если в компании снизилась загрузка сотрудников до 40%, и управляющий персонал принимает решение выплачивать только часть зарплаты, оставшуюся ее часть покрывают социальные выплаты из бюджета страны.

Многие люди сейчас теряют работу. Сфера туризма и общепит находятся в настоящем аду. Но и все другие, например, реклама, маркетинг тоже испытывают трудности, но не такие критичные. К счастью, шведское правительство взяло на себя много обязательств: из бюджета покрывается часть арендной платы ресторанов, баров, фитнес-клубов и турагентств. Если бизнес закрылся по причине болезни кого-то из членов команды, то можно обсуждать возможность полного отсутствия каких-либо платежей.

Аксель Бендрик

Аксель и его коллеги уверены, что главные негативные последствия для бизнеса еще впереди. Компании стараются готовиться к осени, понимая, что за лето ситуация может не нормализоваться.

Шведский подход к пандемии: интервью с основателем Deasign

“Пока шведские компании не начали реагировать и обращаться к ситуативному маркетингу. Скорее, наоборот, маркетинговых и рекламных кампаний стало меньше, многое поставлено на стоп. Мы видим спад активности более чем на 50%. Во-первых, у некоторых клиентов нет сейчас денег на рекламу, а во-вторых, многие бояться поднимать эту сложную тему. Может быть, в апреле мы увидим какие-то кейсы”.

По словам Акселя, сейчас клиенты особенно нуждаются в помощи по SMM: важно, чтобы бренды не теряли коммуникацию с потребителями, делали больше digital-активностей.

Мы понимаем, что для каждого клиента кризис проявляется по-разному. Поэтому кому-то мы временно не делаем новых предложений, а с кем-то начинаем работать активнее. Наши клиенты из сферы туризма особенно нуждаются в поддержке: мы сейчас разрабатываем кейс, посвященный привлечению внимания к путешествиям внутри страны, когда часть ограничений будет снята.

Аксель Бендрик

Шведская команда Deasign сейчас работает почти полностью удаленно: в офисе находится только сам Аксель и несколько менеджеров проектов. Основатель агентства считает, что главная проблема карантина – ощущение одиночества. Коллеги скучают по живому общению и атмосфере офиса. Зато сложностей с организацией работы нет: благодаря четким и понятным процессам все работает как часы.

“Я верю в то, что рутина помогает сотрудникам не расслабляться: мы проводим утренние онлайн-конференции каждый день всегда в одно и то же время, обсуждаем планы на день. В пятницу мы вместе завершаем неделю на очередном звонке так же, как делаем это в офисе обычно.

Важно сохранить все привычные процессы, но перенести их в онлайн. Я думаю, здесь есть и плюсы: мы развиваемся в новом современном русле, модернизируем процессы. Теперь мы учимся проводить онлайн-воркшопы с клиентами, а менеджеры развивают свои управленческие качества в условиях дистанционной работы.

К счастью, все члены команды чувствуют свою личную ответственность. Это то, чему мы всегда учили и что позволяет соблюдать дедлайны. Личное обязательно перед клиентом и ежедневная утренняя конференция – вот секрет успеха удаленной работы.”

11
1 комментарий

Вот мрут шведы в 5 раз больше, чем Норвегия, но зато прям как бацька, своим путём: стильно, модно, молодёжно.

Ответить