{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Как SaaS Callibri сопротивляется весне 2020-го. Цифры, боль и оптимизм

Как просела HoReCa слышали все, как растут ликероводочные и маскалатающие тоже понятно. А как живет прикладной В2В, причем IT, бизнес — инфы нет. Тишина. Тсцрр, тсцрр (это типа сверчок). Почему так? Причина проста — оптимизма нет, довольно стремно, а по ночам даже страшно, при этом надо держать лицо, улыбаться и загадочно отвечать: «у нас-то? неплохо-неплохо!». А то клиенты же разбегутся.

Меня зовут Иван Шкиря, я CEO компании Callibri. И я вот подумал, что хватит писать про успешные успехи и про ещё более успешные успехи, неумело замаскированные под провалы.

Ну, знаете, когда «я попал в аварию, но виновником оказался известный венчурный инвестор и теперь у меня не только свой стартап, но и любовник…». Так что в следующих пятидесяти абзацах расскажу, как в реальности прошел апрель в моей компании.

План изложения таков:

  1. Видение, что творится вообще.
  2. Видение, что творится на нашем рынке.
  3. Команда.
  4. Маркетинг.
  5. Продукт.
  6. Итоги апреля.
  7. План бэ.

Предисловие

Что у меня за компания?

Callibri делает сервисы прокачки маркетинга: МультиТрекинг и МультиЧат. Первый показывает, сколько людей позвонили или написали на email с конкретного рекламного объявления, и сколько такой лид стоил. А второй — это чат для сайта, который объединяет все текстовые каналы коммуникаций (соцсети, мессенджеры, Яндекс.Диалоги, Авито и т.д.) в один и помогает получить больше заявок с того же трафика. То есть одним продуктом мы сидим в болоте сквозной аналитики и коллтрекинга, а другим — на рынке онлайн-консультантов.

Видение общее

Вот тут я расписывал подробнее, но если вкратце, живу я примерно в такой картине.

Вокруг неразбериха и паника, никто не понимает, что будет дальше, но пока все живут в осторожном оптимизме. Мол, после майских будет получше. Но я считаю, что не будет. Ситуация будет усугубляться с каждым днем и где-то в начале лета Россия это осознает, смирится и начнет потихоньку учиться жить в этих условиях. Но экономика будет дальше валиться.

Но понятное падение рынка — это уже хорошо. Лучше управляемо падать, чем неуправляемо психовать.

Что дальше? Где-то к сентябрю рынок стабилизируется и начнет расти.

Высокий ценовой сегмент и понты в В2В вымрут. Средний сегмент сильно перестроится, но останется. Появятся дискаунтеры на всех рынках.

Видение рынка аналитики

Естественно, аналитика нужна маркетингу всегда, в кризис особенно. Но в кризис рулит бизнес, а не только его маркетинговая компетенция. Нормальный бизнес в кризис все платежи прогоняет через призму двух вопросов:

  • Как этот платеж поможет нам больше заработать?если на него нет ответа, то задается второй
  • Как этот платеж поможет нам меньше потратить?

Если и на этот вопрос четких и понятных ответов не следует — платеж перемещается или в корзину, или на самое дно очереди. Отсюда несколько выводов:

  • Компании, которые сохранят затратную часть без изменений и не переключатся со стратегии на тактику — помрут.
  • Компании, в которых маркетинг имеет маленькие яйца (управленческую волю в смысле), останутся без какой-либо платной аналитики, а может быть и без маркетинга вообще.
  • Компании, где маркетинг и умный, и с яйцами, срежут весь жирок.

Подробнее про последний пункт. Сокращение затрат на маркетинг — это не «давайте башлять в еламу на 30% меньше». Нет, это так не работает. Людей должно стать меньше, а общая их производительность должна стать выше. В такой момент CMO (как, впрочем, и любой другой управленец) должен найти точки синергии. Например, оптимизировать траты на разные сервисы: обратный звонок, онлайн-консультант, систему лид-менеджмента, квизы, чат-ботов, аналитику, коллтрекинг. В «жирное» время прикольно копаться в этом всем, настраивать, и потом ломать голову, как атрибуцировать все данные и свести в один отчет. В кризис на это нет ни времени, ни ресурсов, ни настроения. Тут основная экономия не в затратах на сам сервис, а в затратах на настройку и обслуживание, плюс снижение рисков потери данных и неточности. Поэтому лучше выбрать пару сервисов, которые будут включать в себя максимум этих функций (если они правда необходимы).

Еще один гвоздь в гроб различных интеграторов: любая автоматизация вторична, а бизнес-процесс — первичен. На растущем рынке вполне себе нормальная история полгода внедрять решение, потом еще полгода его править, а потом смотреть и думать, а что с этими данными можно сделать. В текущих условиях это не вариант. CRM завтра внедрять будем, сегодня работать надо.

В условиях кризиса задача компании — найти правильную модель работы. Для этого бизнес-процессы надо выстраивать с чистого листа, смотреть, что они работают, а уже потом автоматизировать. Поэтому любые проекты по автоматизации со спорной эффективностью, которые могут сработать, а могут и нет, уйдут в стол. Или под него.

На этом про то что снаружи — все. Теперь о том, что у нас внутри.

Команда

До весны 20-го мы жили спокойно и про запас. Пилили свои продукты, планомерно росли, прокачивались и брали всех подходящих кандидатов. Ну, работы много, людей всегда не хватает, потому брали, учили, увольняли, брали новых и жили в этой бесконечной бурлежке.

В марте я дал хэдам установки:

  • прекратить увеличивать штат «про запас»,
  • перестать сюсюкаться с текущей командой.

Уже тогда было понятно, что кризис к нам приходит, и он превратит рынок соискателей в рынок работодателей.

В апреле я сказал срезать лишних.

Все сокращения пришлись на менеджерские отделы (саппорт, продажи, сопровождение), т.к. количество работы у них упало, а вот количество работы у маркетинга и разработки только выросло. Более того, найм туда не закрыт. Но это только потому, что я оптимистичен в прогнозах (ну, что осенью начнется рост, а не зомби-апокалипсис).

Загрузка менеджерских отделов упала, прибыль упала, и я принял единственно верное решение — сократить высвободившийся персонал. Но не для всех разумность и правильность этого решения очевидна. Поэтому поясню.

Есть факт:

  • Спрос упал.

Из него два следствия:

  • Прибыль упадет.
  • Трудовые ресурсы освободятся.

Возможный результат:

  • Оплачиваемые люди, не создающие ценности — второй удар по кэшфлоу после падения прибыли.

Ясно понятно, что решение этой задачки лежит в двух плоскостях:

  • Поднять спрос. Мы этим занимаемся постоянно, но тут моментальных успехов достичь сложно.
  • Срезать лишние трудовые ресурсы.

И вот тут разные предприниматели поступают по-разному.

  1. Кто-то сохраняет все как было, убивая экономику предприятия.
  2. Кто-то переводит персонал на неполный рабочий день.
  3. Кто-то проводит сокращения.

Первое — самое ужасное, что можно придумать. Второе актуально в тех случаях, когда переизбыток трудовых ресурсов носит временный характер, а восполнить их быстро не получится.

Но я исхожу из двух предпосылок (которые могут оказаться ошибочными):

  1. Кризис этот небыстрый, и никакого отскока ждать не стоит.
  2. Когда люди понадобятся — рынок будет переполнен крутыми и дешевыми кадрами.

Возможно, это звучит цинично, но моя задача — сохранить бизнес и доходы основной команды, а не быть хорошим и приятным чуваком для всех.

Конкретные цифры ниже.

Маркетинг

До весны 20-го мы в первую очередь развивали продукты, во вторую создавали на них спрос и только в третью собирали тех, кто пользуется сторонним решением, но хочет его сменить. Т.е. в основном мы росли за счет новых клиентов, которые только осознали необходимость в сервисах, подобных нашим, и выбрали нас по совокупности факторов. Фокуса на существующих клиентов в рынке мы не делали по многим причинам:

  • мы не из Москвы и даже не из Питера, по встречам ходить и песни петь нам неудобно,
  • мы делаем best buy решение, у нас элементарно нет запаса маржинальности, чтобы давать такие «агентские», которые многие дают,
  • мы вкладываемся в соотношение цена-качество, а не имидж, поэтому крупняк нас может не знать,
  • в целом наш клиент тот, кто ищет лучшее решение в интернете. А большой клиент преимущественно в столицах, и покупает не лучшее, а то, что ему знакомо,
  • рынок рос и нам хватало,
  • ну и честно-то, я откровенно боялся лезть в этот змеиный угол.

В конце марта — начале апреля мы сменили фокус. Работы на расширение рынка мы перевели на второй план, т.к. это, безусловно, важно, но требует много ресурсов и окупается очень долго. Возможно, дольше, чем мы можем себе позволить.

Но мы увидели, что те самые большие клиенты, которые раньше так любили личные встречи, красивые конференции и «партнерские вознаграждения» больше не готовы за это платить. А тут как раз мы, все то же самое, но в синергии с другими сервисами и дешевле. И то, что мы из региона, уже никого не смущает. Главное — результат. Поэтому новой задачей маркетинга стало привлекать тех «крупняков», кому старый поставщик аналитики-чатов стал не по карману.

Продукт

До весны 20-го план был следующий. Мы отлично чувствуем себя в среднем сегменте, но хотим большего. Нам нужен крупняк, нужны большие чеки, в том числе чтобы больше отдавать через агентские. Поэтому планом на весну был запуск нашей взрослой сквозной аналитики и открытие офиса в Москве. Сквозняк планировался дорогим, поскольку мы единственные, кто умеет делать и трекать всё (чаты, звонки, ботов, соцсети, квизы и т.д.) и отвечать за свои слова и цифры. Мы разработали, описали и довели до ума модель, в рамках которой все эти обращения верно атрибуцируются со всем трафиком, рекламными кампаниями и расходами. Звучит мудрено и похоже на буллшит, но каждый, кто внедрял сквозную аналитику и общался с поддержкой сервисов знает, что реально никто не понимает, откуда какие цифры берутся. А у нас все четко.

Но этим прекрасным планам сбыться было не суждено. Пришел COVID-19, а вместе с ним:

  • никому не нужен офис в Москве,
  • никому не нужны дорогие решения,
  • никому не нужна сквозная аналитика.

Тут стоит пояснить. Сквозная аналитика (в идеале) дает инфу, сколько стоила та или иная продажа. Это необходимая инфа для e-commerce и других ниш, где продажи происходят на сайте. А вот для бизнеса, где есть отдел продаж, а цикл продажи дольше пары недель — сквозная аналитика не более, чем просто модная и дорогая игрушка. Т.к. в момент получения данных они оказываются устаревшими на несколько месяцев, а значит практически неприменимы. Это красиво и интересно светить на квартальных отчетах. Но ответа на вопрос «а как мы на этом заработаем или хотя бы сэкономим?» как не было, так и нет. А в текущих условиях это недопустимо. Поэтому недвижимость и автосалоны историю со сквозняком в своих бюджетах начали резко и беспощадно «оптимизировать».

Что делать? Выкидывать технологию мы не будем. Но продукт придется завернуть в иную маркетинговую обертку и выпустить тогда, когда рынок будет готов. Об этом стоит написать осенью.

Но что же делать продуктовой команде? Во-первых, мы переориентировали ее на помощь продажам. Если раньше при обращении «крупного застройщика» с «а сделайте мне интеграцию вот с этим газоблоком» мы отказывали, т.к. эта фича явно нужна паре клиентов, а мы ориентированы на массовый продукт, то сейчас пара клиентов с большим чеком нужна больше, чем потенциальные «массовые продажи». Т.е. принятие продуктовых решений стало больше тактическим, нежели стратегическим действием.

А во-вторых, основной ресурс мы бросили на План бэ, об этом ниже.

Цифры

Март мы закрыли с ростом в 8,51% к февралю, с точки зрения маркетинговых показателей это вообще был лучший месяц за всю историю. Но потом началось. Девятого апреля я сидел на даче, лил кофе мимо рта и тупил в следующие цифры:

  • Сервисные заявки от текущих клиентов: -29%
  • Общее количество обращений в отдел продаж: -32%
    (из них: звонки: -46% чаты: -14% заявки: -10%)
  • Поступление средств: -34%

Первая цифра свидетельствует о том, что текущим клиентам вообще не до Callibri. Вторая о том, что и будущим не до этого. А с поступлениями средств довольно сложная история.

Мы работаем только по предоплате. И в целом у клиентов есть положительные балансы, с которых они заказывают и оплачивают услуги. Это объясняет то, что в марте мы спокойно росли, хотя Россия уже находилась в пятой точке. Снижение объемов поступлений может означать как общее падение, так и настороженность клиентов. Они уходят в минуса, откладывают платежи, но потом могут вернуться. А могут и нет.

Поэтому после первой декады апреля мы приняли ряд мер по оптимизации всех расходов и стали жестче смотреть на кадры. В результате сегодня нас 40, хотя еще в начале весны было 50.

Может быть я перебздел, но это не так страшно, как вероятность того, что я недобздел. Время покажет.

Оставшиеся 20 дней апреля мы перестраивались на новые правила работы (собираем по рынку клиентов, ушедших от конкурентов, перенастраиваем РК на правильные месседжи). Естественно, все так просто как казалось, не оказалось. Наше бронебойное УТП «У нас справедливая цена ниже рынка, потому скидки не даем» работает в идеальном мире. В реальности плохо всем, и конкуренты не хотят отпускать клиентов. Максимум, что мы видели — 85% скидки. Про адекватность и рентабельность таких шагов — промолчу.

Итак, итог апреля (к февралю):

  • -34,9% — снижение количества новых клиентов. А могло бы быть и 100%

  • -24,8% — падение поступлений средств. Если учесть то, что клиенты израсходовали все балансы, реальное падение не так ужасает

  • -21,7% — падение количества активных клиентов. Это жуть, вернулись в лето 19-го
  • -18,4% — настолько просели в реализации услуг. После первой декады апреля мы приняли план не допустить падение более 20% и достойно его выдержали
  • +8,14% — увеличение среднего чека. А это как раз потому, что стали радушно принимать клиентов конкурентов с крупным чеком

Хорошо это или плохо — никто не скажет. Я верю, что все инициативы оправдали себя. Более того, основные ресурсы были брошены не в оборону, а в нападение. И об этом следующий пункт.

План Бэ

Возможно, кто-то из конкурентов сможет оптимизировать продукты и научится работать в нашем ценовом сегменте. Но такое падение экономики не может не создать дополнительную нишу. Ведь верхний ценовой сегмент не исчез, он просто сместился ниже, туда где мы. А что под нами? А под нами только Яндекс Целевой Звонок, который настоящим коллтрекингом и не является, зато имеет отличный ценник (в 3 раза ниже нас и в 10 раз ниже среднего по рынку) и предельную простоту.

План бэ прост:

Уже в мае мы запускаем продукт в нижнем сегменте рынка. Кому интересно, подписывайтесь на меня в фейсбуке. Скоро я расскажу, что это будет, и как можно сделать очень крутой (я сама оригинальность) и очень дешевый продукт на технологичном рынке так быстро. Это интересное приключение, пристегивайтесь!

P.S. маркетинг запрещал мне публиковать какие бы то ни было цифры, и приличная их часть до статьи не дошла. Но я считаю, что тут нечего бояться, поэтому призываю всех, кто не ссыт, в комментариях написать сферу деятельности, рост-падение апреля к марту и ваши мысли о причинах. Практической пользы это никакой не даст, а вот эмоционально многие поймут, что не им одним нынче хреновастенько. Но этим словом статью заканчивать не хочется, поэтому — ура!

Жму руку

0
82 комментария
Написать комментарий...
Pavel Golubev

Ребята, пожалуйста подтяните техническую часть своего сервиса.

Про мультичат.
Хотел подключить, пока делал написал 6 тикетов в саппорт по поводу JS-ошибок в интерфейсе.
Еще он не работает на телефонах в горизонтальном режиме.
Еще скрипт нельзя подгружать асинхронно. Поэтому он первый кандидат на выпиливание при оптимизации производительности. Особенно на мобильных версиях.
Еще он никак не кастомизируется. Даже правый/левый угол отображения виджета нельзя выбрать. Даже пульсацию всех цветов радуги нельзя убрать.
Если я хочу не мульчат, а только колтрекинг, то всё равно грузится весь функционал мультичата, сбора заявок, форм обратной связи и т.д., модульности нет никакой.
Еще его никак нельзя вкорячить в инфраструктуру сайта. Хочешь чтобы форма подачи заявки/обратного звонка появлялась при нажатии на соответствующую кнопку на сайте - фиг, сделать так нельзя.

Про названия разделов в админке.
Реально нефига не понятно. Раздел лиды называется ЕЖЛ, раздел с дашбордами - ОКО. Понятно, что креатив и свежо, но стойкое ощущение, что ты в НИИ чертеж читаешь СПРФ-ГТ.12.0432 не покидает ни на минуту.

Про копирайтинг ловце лидов.
Это ад, тексты в духе Алиэкспресса "Товары в вашей корзине грустят без вас".

Ответить
Развернуть ветку
Valeria Natorina

охох... Павел, давайте разбираться. 

Про асинхронную загрузку скрипта уточнила - такой вариант есть, но, к сожалению, на конкретных сайтах могут быть конфликты, которые этому мешают. Проверить, можно ли это сделать на вашем сайте, можно только через техподдержку. Пожалуйста, напишите мне в личные сообщения (или на почту [email protected]) ID вашего проекта или адрес сайта - мы проверим и я смогу что-то конкретное ответить.

По JS-ошибкам тоже возьму паузу до завтра - разберемся с техподдержкой, что идет не так, нужно время на то, чтобы просмотреть историю тикетов и работы по ним.

Про горизонтальную загрузку - по нашему мнению нормально вести переписку со смартфона в горизонтальном режиме нельзя, клавиатура занимает почти весь экран. Поэтому решили поставить такую заглушку.

Дальше в списке я вижу, что вам нужны функции, которые уже есть и работают. И некоторые, которые нужно уточнить.

1. Кастомизация МультиЧата находится в разделе Настройки МультиЧата - Основное. Там можно выбрать, слева или справа отображать МультиЧат, указать конкретный цвет для него. Скриншот, где это искать, прикрепила, но вот еще инструкция: https://callibri.ru/help/nastroyka_multichata/kak_nastroit_vneshniy_vid_multichata

2. В этом пункте не очень понимаю, что вы имеете ввиду:
"Если я хочу не мультичат, а только коллтрекинг, то всё равно грузится весь функционал мультичата, сбора заявок, форм обратной связи и т.д., модульности нет никакой".
Если вы хотите коллтрекинг и подключаете только коллтрекинг, МультиЧат грузиться никак не может, его функционал просто недоступен, вы его в настройках даже не увидите. Или вы имеете ввиду то, что в МультиТрекинге можно настроить перехват форм заявок с форм сайта? Ну так это можно и не настраивать, если не нужно. 

3. "Чтобы форма подачи заявки/обратного звонка появлялась при нажатии на соответствующую кнопку на сайте" - форму заявки как раз можно открывать по клику на кнопку на сайте, вот здесь написано, как это сделать: https://callibri.ru/help/ustanovka_skripta_callibri/dopolnitelnye_vozmozhnosti_skripta_callibri

4. Про названия разделов - во-первых, так исторически сложилось. ЕЖЛ расшифровывается как Единый Журнал Лидов, но я понимаю, что это может быть неочевидным. Во-вторых, раздел ОКО - это один конкретный дашборд с данными по Оценке качества обслуживания, в нем хранятся данные только по этому инструменту. Все остальные отчеты находятся в разделах Аналитика и Графики.

5. По копирайтингу в ловцах лидов тоже не совсем понимаю, что именно вы имеете ввиду. Поясните, пожалуйста - поправим, если что-то выглядит непонятно или слишком сложно, это как раз в моих силах :) 

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Golubev

1. Ок, место можно выбрать. Спасибо. Как сделать так, чтобы он перестал пульсировать и всячески привлекать к себе внимание?
2. Огромный скрипт который тащится целиком на страницу, даже если используемый функционал 1/5.
3. По якорю открывается окно мультичата, т.е. углу все равно показывается отвлекающая мигающая штуковина. Её никак нельзя убрать.
Я исхожу из парадигмы, что пользователь - вдумчивый человек, сначала прочитает, что есть на сайте и только потом, если на найдет ответа на свой вопрос, нажмет на кнопку "задать вопрос". И после этого как раз и должен появляться виджет.
4. Вас самих не смущает, что разделы графики и аналитика - это разные разделы?
5. Текста из прикрепленного скриншота достаточно.

Наш менеджер еще не прочел ваше сообщение.

Конечно, ведь я его не написал. Но если вдруг написал и его не читают, то всё еще хуже.

Если хотите закрыть сайт, оставьте свой телефон и email

Время пользователя уже потрачено впустую, раз он хочет уйти. Так в догонку email просят оставить.

Не можете остаться в чате - менеджер скоро появится

Ну конечно, не могу. Вариант, что продукт представленный на сайте, банально мне не подходит - даже не рассматривается.

Ответить
Развернуть ветку
Valeria Natorina

1 и 3. МультиЧат — это чат для сайта, а не хелпдеск. Задача таких сервисов — повышать конверсию сайта, то есть привлекать больше обращений от посетителей. Поэтому любой аналогичный сервис содержит некую иконку в углу сайта, которая так или иначе привлекает к себе внимание. На рынке есть сервисы, которые выглядят и мигают гораздо более навязчиво, чем МультиЧат. У нас есть клиенты, которые наоборот считают, что МультиЧат слишком незаметен. Поэтому текущее решение (он мигает не бесконечно, а раз в несколько секунд) мы считаем разумным компромиссом между излишней навязчивостью и задачей привлечения внимания.

2. Это не так. У нас не монолитный JS, он не тянется целиком на каждой странице. Модули разных функций (поп-ап окна, квизы и т.д.) подтягиваются по необходимости.

4. Так сложилось исторически. Сначала появился раздел «Графики», позже «Аналитика». Чтобы не ломать привычки клиентов, мы пока их не объединяем в один. Но да, у нас есть план по переработке всего сайдбара ЛК и перегруппировке его разделов. Мы понимаем, что сайдбар не идеален.

5. Текст из скриншота - это предпросмотр в кабинете, а не реальное первое сообщение. Предпросмотр показывает, как может выглядеть приветственное сообщение большого объема. Вы можете настроить какой угодно приветственный текст, настроить какой угодно текст автоответчика в настройках таба Чат, можете включить запрос контактов, а можете выключить, автоответчик также можно не использовать. В настройках таба видно, что этот текст - вариант автоответчика, когда менеджер не читает сообщение пользователя больше 60 секунд. В таком сценарии текст более чем уместен, потому что менеджер действительно еще не прочитал сообщение, но, повторюсь, вы можете написать для своего чата совершенно другой текст - вам виднее, какие потребности и задачи у посетителей вашего сайта, мы же здесь показываем только пример. В прикрепила еще скрин с другого проекта (тоже нашего, если что) - в нем, например, совсем другие тексты.

Павел, буквально месяц назад мы полностью пересобрали раздел с инструкциями по настройке сервисов, сейчас в нем пошагово разобрано, как настроить все, что есть в Колибри. Пожалуйста, просмотрите его https://callibri.ru/help, здесь показано, как что-то включить или выключить, как кастомизировать Чат и многое другое. Если вы не найдете информацию о какой-то функции в настройках самих сервисов, в нашем чате дежурит менеджер, о существовании функций как таковых всегда можно спросить у него. 

Ответить
Развернуть ветку
79 комментариев
Раскрывать всегда