Студент должен как можно быстрее начать писать реальный код

Студент должен как можно быстрее начать писать реальный код

Обсудили с экспертом работу с образовательной программой, ожидания студентов и советы поступающим на курс.

Василий Ванчук
Руководитель и преподаватель на курсе JavaScript Developer. Basic в OTUS

Расскажи о твоем опыте. Как ты пришел к преподаванию?

У меня была трудная молодость, я увлекся тренингами, пикапом, НЛП и прочими радостями. В моем профиле LinkedIn даже была информация о том, что я сертифицированный НЛП-тренер и бизнес-тренер. Я был молод и неопытен, не знал, что нужно держать в профиле. В 2013 году мне написал директор одного из центров занятости в Минске с предложением: «Василий, я вижу, что ты разработчик, а ещё я вижу, что ты занимался НЛП, мы хотим сделать крутой курс по PHP».

У меня была мечта пройти сертификацию, и я решил, что было бы здорово пройти курс и заодно вспомнить все, что нужно для сертификации. Я подготовил программу и провел ее, а затем прошел сертификацию. По итогам курса людям понравилось, и они попросили меня продолжить. Вот так я и втянулся: некоторое время преподавал PHP, а потом полностью переключился на JS.

Расскажи о твоем подходе к работе с программой.

Мой подход к работе с программой заключается в том, что человек должен как можно быстрее начать писать реальный код. Я не стал зацикливаться на изучении абстрактных концепций, я хочу, чтобы уже через месяц или полтора студент начал писать приложение. Мы готовим студентов к реальным задачам и хотим, чтобы они как можно раньше начали писать реальные проекты. Например, первый проект, который они пишут, – это сайт с прогнозом погоды, ссылкой на который можно поделиться с будущим работодателем или просто показать маме.

Во время обучения мы можем рекомендовать студентам сторонние ресурсы, которые просто доступны в интернете. Не всем это нравится. Но мы не собираемся изобретать велосипед. Если где-то в открытом доступе кто-то уже хорошо рассказал то, что вам нужно знать, мы, скорее всего, пошлем туда. Не вижу никакого смысла брать и повторять с тем же или с худшим качеством. Вам, как разработчику, так или иначе, нужно научиться пользоваться чужими решениями, просто потому, что это часть промышленной разработки.

Для кого создан курс JavaScript Developer. Basic?

На мой взгляд на наш курс стоит идти, если человек уже что-то попробовал, «взял в руки» и понял, что ему это действительно интересно. Кажется, что прийти на курс – это дороговато для попытки понять, нужен ли вам JavaScript или нет. Уж проще пойти в HTML-академию или solo-learn, чтобы обучиться бесплатно или относительно недорого.

Идти к нам стоит только в том случае, если попробовал и понял: «мне это нравится, хочу еще». Чем больше человек знает в начале курса, тем лучше будет результат в конце. Если приходит студент, который ничего не знает, вообще никогда ничего не пробовал, никогда ничего не делал, ему, скорее всего, будет очень тяжело. Я не говорю невозможно. Я говорю, будет тяжелее, чем если бы он знал базовые вещи. И здесь вопрос: вывезет человек или нет? Это зависит от того, какая у него мотивация, какое у него желание. А если мотивации нет, то тогда точно идти не стоит.

С какими сложностями студенты обычно сталкиваются при обучении?

Иногда приходят люди, которые уже достаточно много знают. Иногда они смотрят на первые занятия, думают: «это слишком просто, я делать это не буду, я и так это знаю» . А потом, когда они вновь обращают внимание на курс, они уже упустили ту точку, когда мы все объясняли. Если бы они все это слушали, им было бы понятно. А так они отвлеклись, подумали, что здесь все слишком просто и легко. Не рассчитали с какой скоростью мы входим в более сложные вещи.

Бывает, что студенты просто не могут рассчитать свое время и силы. На самом деле, чтобы качественно погрузиться в курс, нужно не меньше 3-4 часов в день, не в неделю…

Как вы работаете с обратной связью от студентов?

Мы слушаем людей. Мы читаем то, что нам пишут в обратной связи после занятий. Через все каналы, через которые к нам обратная связь приходит, мы прислушиваемся. Один из наших вебинаров длился 5 часов. Студенты написали, что им было много, что естественно, понятно. Мы его разбили на два вебинара, но и они длились по 3 часа каждый. Студенты на следующий прогон снова написали, что им много, мы снова их разделили. Так получилось добиться идеального тайминга.

Какой у вас подход к преподаванию?

Я не уверен, что остальные преподаватели это разделяют, но моя задача сделать жизнь студента сложной, но посильной, нагрузить его по максимуму, но так, чтобы он справился.

Для меня важно научить людей решать вопросы, которые у них будут, если они продолжат заниматься разработкой. Если человек устроится в компанию, возможно, у него будет ментор, а может, и не будет. В любом случае хорошо бы научиться решать проблемы максимально самостоятельно. А это означает гуглить. Это означает читать документацию и материалы, пробовать, ошибаться и так далее. Если бы я мог человеку в голову просто взять и вложить определенный кусок, чтобы он там остался и прижился, я бы это сделал. У меня такого механизма нет, я его не знаю. Поэтому людям сложно. Я знаю, что им сложно, но я не ставлю целью облегчать им жизнь.

Если вы платите деньги, имейте смелость доверяться тем, кому вы заплатили. Есть тренер, который говорит прыгать – значит, прыгать, говорит, отжиматься – значит отжиматься, то же самое действует и в программировании.

Начать дискуссию