Подписка на все лето за 1₽
18+

Как запустить стартап, часть первая

Привет, это вводная статья, которой я запускаю свой блог или серию материалов, по поводу запуска собственного продукта. В котором буду делиться опытом.

В закладки
Слушать

Предыстория

Семь лет работы в ИТ в разных компаниях, на разных должностях, в основном как продакт, но есть и чисто проджектовый опыт.

Семь попыток запуска собственного проекта (отдельно от работы), из которых пять я зафейлил, один закрыл в ноль и один проект получилось поднять в плюс. Но его я тоже закрыл, потому что зарабатывал мало и не видел, не понимал, как я буду расти. Скажем, мне было не очень интересно этим заниматься.

В общем, сейчас это восьмая попытка, с учетом предыдущих ошибок, опыта и знаний, которые я получил.

Кроме реального опыта, в багаже больше десяти разных платных обучающих программ по запуску, касдеву, рекламным каналам, инструментам и так далее.

Более 50 книг, сотни статей, блогов и прочего изученного материала по теме.

Я начну с ошибок, которые я допускал, чтобы можно было провести причинно-следственную связь с тем, что я делаю сегодня. Возможно, некоторые покажутся вам слишком тривиальными, и мне тоже они кажутся сейчас тривиальными, правда, я потратил кучу своих денег, времени и сил, чтобы теперь так считать. Однако есть и совсем не тривиальные.

Разработка не равно продукт

Ситуация примерно следующая: вам приходит в голову «гениальная идея» и вы спешите написать ТЗ и найти программиста. И это самый верный путь к провалу.

Разработка продукта начинается с исследования целевой аудитории и рынка.

Если ваша идея не подтверждена данными, то это химера. Скорее всего, вы потеряете деньги и время.

Поэтому в первую очередь идет исследование. Отсюда мы переходим к следующей ошибке.

Недостаточность исследования

Эту ошибку допускают не только стартаперы, но и инкубаторы, которые в погоне за результатом, проводят поверхностные исследования, не давая толком собирать продукт. Очевидно, что такие инкубаторы и их продукты долго не живут. И такие примеры в России есть.

Исследование — самая важная часть запуска продукта. На этом этапе отпадает основное количество идей. Что в себя включает правильное исследование?

1. Верхнеуровневый анализ рынка — да, но суть в том, что верхний уровень данных недостаточен и не дает никаких оснований для принятия решения. Это всего лишь очень грубый набросок, чтобы в общем понимать расклад. Но в общем мало, нужно знать детали, потому что все именно в деталях. Поэтому верхний уровень это очень общая информация, которой недостаточно.

Что примерно включает верхнеуровневый анализ? Сколько денег на рынке, какие игроки, преимущества, слабости, кто клиенты, основные каналы трафика или дистрибуции. Список вопросов по нюансам.

2. Средний уровень анализа:

2.1 Исследование проблематики. Если вы, допустим, решаете проблему одиночества, нужно понять, что такое вообще одиночество. Разобрать эту проблему на атомы.

2.2 Исследование «лучшести». По факту идея стартапа — это противоречие между тем, как есть сейчас, и тем, как может быть, но лучше. Здесь важно понять, реально ли можно быть минимум в три раза лучше (средняя мера). Лучше — дешевле, быстрее, удобнее.

Например пользоваться банком Т лучше, потому что в три раза быстрее решать вопросы в чате, чем в отделении. Я не говорю про удобнее в рамках UI/UX.

(Опционально.) Поиск противоречий и применение элементов ТРИЗ, той части, где используется подобие гегелевской диалектики, формата «тезис — антитезис — синтез». Я не утверждаю, что это идеальный фреймворк и не пропагандирую его, но это хороший инструмент для работы с гипотезами.

Очень грубо на примере Тревиса Калланика:

Тезис: В Париже полно таксопарков, и поэтому я сейчас, ночью, в Новый Год, спокойно уеду в отель.

Антитезис: Я не могу уехать и иду пешком.

Синтез: Uber.

И да, у ТРИЗ и диалектики много критики, в том числе Карл Поппер критикует диалектику. Но советую всем разбираться самостоятельно. Напоминаю, что Поппер серьезный товарищ, работы которого использовались небезызвестным финансистом, в рамках «похода на Банк Англии», на котором он заработал $1 млрд.

Но еще раз — разбираться лучше самостоятельно, поэтому данный пункт опционален. Опционален в части ТРИЗ и диалектики, гипотеза «лучшести» в любом случае должна присутствовать, иначе это асимметрия. Об асимметриях будет пункт ниже.

2.3 Исследование поведения ЦА, сейчас модно называть это jobs to be done, но на самом деле идея очень простая — понять, какую задачу решает клиент, покупая продукт.

Например, одиночество может быть проблемой нехватки общения, а может следствием психического расстройства и человеку нужны таблеточки.

Это две разные аудитории с двумя разными потребностями. В одном случае сервис знакомств, в другом — врач. Могут ли они пересекаться, где и как — вопрос экспериментов.

2.4 Общение с ЦА на предмет подтверждения потребности вашего продукта, это тот самый касдев. То есть всего-лишь один из пунктов, а не полное исследование.

2.5 Общение с участниками рынка (то есть представителями ваших конкурентов) под любым предлогом на предмет получения дополнительной информации. Скорее всего есть детали, о которых изначально неизвестно.

На примере Revolut: это была платная консультация со спецом по платежным системам, о которой рассказывает Сторонский в своем интервью.

Потому что данные с верхнеуровневого исследования, чиселки в табличках из интернета — это просто пыль в глаза. Но я реально встречал некоторых странных личностей, которые считают, что этого достаточно.

Если брать успешных отечественных стартаперов, то Федор Овчинников на данном этапе исследования пошел работать к конкурентам. Это заняло несколько месяцев.

То есть это достаточно трудоемкий этап, и он такой не последний. Как правило, когда первые два уровня пройдены последовательно, то уже на них становится понятно, есть ли у вас шансы или нет. Выводы с первого и второго шага, подтверждаются экспериментами.

И вот мы только подходим к последнему шагу исследования. Исследования! То есть нет даже никакого MVP.

3. Эксперименты.

На этом шаге, в основном, следующие задачи:

3.1 Подтвердить юнит-экономику: бьются ли все конверсии? Окупает ли чек затраты и стоимость привлечения? Реальна ли та маржа, которую мы изначально туда закладывали?

3.2 Сделать первые продажи.

3.3 Попробовать разные каналы. В каких каналах наша ЦА, мы должны были узнать во втором пункте, но на самом деле можно пробовать.

На данном шаге есть одна важная ошибка: шап-ляп налить трафик с каждого канала.

Каждый канал — это эксперимент в себе. Он требует изучения, определенного бюджета, работы с офферами (их нужно будет переделывать и переписывать), работы объявлениями (их нужно будет переделывать и переписывать), работы с настройкой рекламной кампании (ее, возможно, тоже нужно будет переделывать).

То есть, условно, не 50–100 тысяч рублей бюджета на все каналы, а 50–100 тысяч рублей на один канал :) Чтобы реально получить данные.

По факту в вашей команде должен быть маркетолог-рекламщик, у которого есть успешный опыт настройки РК, или вы сам такой человек, или вы записываетесь на курс-марафон, где спецы вам помогут и будут разбирать ваши домашние задания. Конкретно по вашей теме, а не общее бла-бла.

Если вы просто посмотрели видео в ютубчике и решили, что этого достаточно для настройки РК, вы, скорее всего, зафейлитесь или уже зафейлились.

Вопрос, нужен ли на третьем шаге MVP, если нам нужно сделать продажи?

Ответ: если можем обойтись без, значит, не нужен. Есть разные механики продать без продукта, можно продать через оффер для подтверждения и вернуть деньги, можно взять предоплату, это все зависит от продукта. Если, допустим, вы выводите новое устройство, возможно, нужна будет пробная партия. Но обычно с устройствами уже понятно на первых двух этапах исследования.

Если, допустим, вы выводите биометрический терминал оплаты, то, скорее всего, из поведения вашей ЦА вы увидите, что такой терминал ей не нужен. Я уже не говорю, что он будет дороже для бизнеса, без явных преимуществ.

На такое исследование, только по одному продукту может уйти от одного до шести месяцев в зависимости от наличия ресурсов и знаний в рамках предмета.

Еще раз, только на исследование от одного до шести месяцев: )

Далее коротко по остальным ошибкам, потому что статья получится очень длинной.

P. S. Хочу заметить, что третий этап исследования может сильно отличаться в зависимости от ЦА продукта. Если это b2b, то вы пытаетесь выйти на ЛПР в организациях и вывести их на пилот. Пытаетесь взять предоплату на разработку или уже получить первый заказ, то есть подписать.

В идеале у вас уже есть база ЛПР-ов таких организаций или вы берете на зарплату сейлза, у которого она есть, или это ваш партнер, тот самый сейлз. Выходить в холодную очень сложно, я сам знаю на своем опыте. Если это b2c, там другая последовательность, b2g другая.

Нужно привлекать инвестиции на запуске

Не нужно привлекать инвестиции. Запуск можно сделать только на свои деньги или на деньги friends and family. Можно сделать на деньги с предоплаты за продукт, но для этого нужны определенные условия и деньги на присейл, в любом случае.

Инвесторы не дают деньги на запуск, но они вам и не нужны, потому что инвестор заберет у вас долю бизнеса. В инкубаторах обычно 80%. Зачем вам кому-то отдавать долю? Когда бизнес-модель работает, можно занять в банке или у знакомых. Занять под процент, не за долю.

На свое исследование я потратил примерно 1,2 млн рублей — накопления плюс продажа авто.

Если у кого-то есть иллюзии, я всем рекомендую читать данную статью. Вы можете заменить проект автора вашим собственным и проверить по тому же алгоритму :)

Партнерство

Партнерство очень сложная история, не возникающая по звонку. Чтобы оно было успешным, вы должны хорошо знать или изучить своего коллегу, иначе через два-три шага в лучшем случае это акционерный конфликт. В худшем вы останетесь без бизнеса. Если такого человека рядом нет, делайте сами или не делайте тогда вообще. Свой продукт — история не для всех, в корне которой лежат не деньги (или, скажем, не только), как ни странно.

У меня, к сожалению, на данном этапе нет партнеров.

Аналогии и поиск идей за океаном

«Исторические параллели всегда рискованны». Суть в том, что не только исторические, но, вообще, в принципе любые параллели рискованны.

Бизнес-модель большинства американских проектов — капитализационная. То есть они убыточны и живут на инвестиции. Более подробно, как это работает, я описал здесь.

В России такие проекты не выживают, вы должны быть прибыльными. Поэтому западные идеи, чаще всего, требуют очень глубокой локализации либо вообще не взлетают. И смысла нет их оттуда тащить, они рассчитаны на другой рынок. Более продуктивно генерировать идеи на базе данных, полученных с локального рынка. Либо собирать чемоданы и уезжать.

Ошибка подхода или ошибка мышления

Есть такой замечательный профессор психологии Б. М. Теплов, который написал книгу «Ум полководца». В ней он на конкретных данных объясняет, как работают мозги военачальника. Суть в том, что при запуске продукта, нужно комбинировать два подхода или, скажем, два скилла, условно, конструкторский, или конструкторско-изобретательский, и полководческий. И между ними большая разница.

Полководец действует на скорость: он ориентируется по обстановке без права на ошибку, а изобретатель, наоборот, действует очень неторопливо, взвешенно, перебирая множество вариантов, сжигая тонны расходного материала на экспериментах.

Полководец может отступить тактически, изобретатель отступает стратегически, сменив объект своей деятельности, потому что задача может быть нерешаемой в принципе. Тактически он может только констатировать факт, что эксперимент не удался.

Изобретатель изобретает за счет правильно выбранной стратегии в отношении объекта своей деятельности и большого количества экспериментов, 90% из которых будут неудачными. Полководец побеждает за счет правильно выбранной тактики в каждом отдельном сражении. Например, Суворов при штурме Измаила не планировал, как ему выиграть русско-турецкую войну. То есть это две разные логики действий.

Здесь основная логическая ошибка, что разработку продукта путают с его дистрибуцией и работают не с продуктом, а с асимметриями. Поиск асимметрий это больше вопрос дистрибуции. Разработка, безусловно, производится при участии дистрибуции, но не заменяя одно другим и не путая.

Более того, разработка продукта требует огромной усидчивости, чего обычно не хватает синтезаторам (дистрибьюторам). Если у вас много энергии и вы не можете сидеть на месте, копаться в данных и аналитике, то лучше зайти в стартап как сейлз, CBDO или маркетолог-сейлз. Будет больше толку.

Нужно научиться сочетать две эти логики и понимать, где и когда какая из них применяется.

Теория принятия решений в условиях неопределенности

Неопределенность не равна рискам. В неопределенности риски просчитать невозможно в принципе, и поэтому они фиксируются. Но не для стартапера, стартапер должен уметь действовать в условиях неопределенности, иначе он не идет вперед.

Часто в ходе запуска можно столкнуться с неопределенностью из-за отсутствия данных. Тема принятия решений в условиях неопределенности описана нобелевским лауреатом Гербертом Саймоном. Но переводов его книг на русский язык нет. Более того, все, что есть в свободном доступе на английском, это скудные концепты лекций. В любом случае советую ознакомиться, чтобы иметь базовое понимание этого вопроса.

Внутренние эмоциональные состояния не константы

Когда ты смотришь на стартап до того, как ты начал им заниматься, это одно состояние. Когда ты внутри — другое. Это то, о чем обычно не пишут и не рассказывают, но запуск — это очень тяжелые эмоциональные качели, с новыми эмоциональными состояниями, в которых нужно научиться жить и работать. От чего иногда едет крыша.

Когда она едет, допускаются ошибки. Чтобы этого не было, желательно иметь знакомого психолога или хотя бы изучить азы психологии, чтобы классифицировать эти состояния и научиться из них выходить самостоятельно.

По факту любой стартап может сильно покалечить психику. Это и сложные неврозы, и продолжительные депрессии, и ряд других сложных состояний. Обратите на это внимание.

Интуиция интуиции рознь

По тому же Б. М. Теплову, интуиция это следствие эрудированности в каком-то конкретном вопросе. Например, врач, всю жизнь изучавший и лечивший одну проблематику, легко ставит диагноз по внешним симптомам.

Понятно, что запуская стартап, не факт, что ты всю жизнь изучал эту проблематику. Поэтому под интуицией чаще всего подразумевается интуиция животного уровня. Как врожденный механизм выживания. Но она работает только в тех вопросах, для принятия решений в которых не нужен анализ сложных структур данных и множества факторов.

И если решение, где требуется изучение такой сложной структуры, принимается с помощью животной интуиции, то оно, скорее всего, ошибочное.

В мозге работает такой механизм — акцептор результата действия. Он отвечает за целеполагание и постоянно пытается выдать желаемое за действительное. Это врожденный механизм, который выведен нашим выдающимся ученым, академиком АН СССР и учеником нобелевского лауреата И. П. Павлова, Анохиным П. К.

Этот акцептор результата действия постоянно пытается убедить тебя, что «у тебя все получится». Даже если цель — создать межгалактическую колонию.

Соответственно, ключевой вопрос, который должен задавать себе каждый стартапер: «Я схожу с ума или у меня есть данные?»

Я думаю, для вводной статьи достаточно. В следующей статье, я разберу более фундаментальные вопросы, например, как понять, чем заниматься, как я пришел к тому, чем сейчас занимаюсь, и какие за этим стоят причины.

{ "author_name": "Фахреддин Мирзоев", "author_type": "self", "tags": ["\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u044b"], "comments": 59, "likes": 48, "favorites": 337, "is_advertisement": false, "subsite_label": "life", "id": 129880, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 26 May 2020 17:34:44 +0300", "is_special": false }
18+
Подписка КиноПоиск
на все лето за 1₽
Оформить
Подписка КиноПоискаHD за 1 ₽ на 2 мес., далее — 269 ₽/мес. Предложение до 31 августа 2020г. Только для пользователей без активной подписки сервиса КиноПоиск. Условия просмотра: http://ya.cc/4y4UX
1 рубль
Объявление на vc.ru
0
59 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
15

"Семь попыток запуска собственного проекта"
"Все семь закрыл"
" ... платных обучающих программ .. касдеву, рекламным каналам, инструментам и так далее."
"Более 50 книг, сотни статей, блогов и прочего изученного материала по теме."

Согласился бы дружище на операцию, которую тебе сделает хирург, у которого из 7-ми пациентов 6-ро на том свете, а 1 без ног и рук остался? Но у него куча статей, кастдевов и прочитанных книг.

Ответить
11

Ваша аналогия была бы верной только в тех случаях, если бы Вы вкладывали деньги непосредственно в проект автора или если Вы ждёте попунктную "серебряную пулю" (чего не бывает) для построения прибыльного продукта. А так - это просто чужой опыт, который после прочтения статьи можно наложить на свой, и задать себе вопросы в стиле:
- Я смотрел в эту сторону?
- Почему я не согласен с этим высказыванием?
- А что будет если я сделаю так же в своём бизнесе? тд.

Ошибки делают абсолютно все продакты. Вопрос в том, какие выводы мы из них делаем.

Ответить
0

-> "Это опыт, который после прочтения статьи можно наложить на свой"

все верно, спасибо

Ответить
2

Есть такое хобби - запускать стартапы

Ответить
0

это больше, чем хобби. но главное, понимание того, что успешный опыт можно будет "тиражировать", поднимая ставки. 

Ответить
1

Это, почему успешный опыт можно тиражировать?
То есть, вам кажется, что в данный момент у вас нет какого-то знания, как делать успешный проект и как только вы опытным путем им обзаведетесь, то сможете запускать успешные бизнесы один за одним?

Ответить
0

Напишу об этом в следующей части ;) скоро...

Ответить
1

Сейчас набегут с минусами и фразами «а что сделал ты» :)

Ответить
0

Ничего не мешает написать в ответ "запустил 100500 продуктов и прикрыл 100500 из них"
Печатать в интернеты буквы - это же бесплатно!

Ответить
0

добрый день, это абсолютно справедливый аргумент. своих ошибок я не скрываю, говорю о них открыто.

другая сторона вопроса заключается в том, что стартаперство это априори высокорисковая деятельность. здесь фейлрейт выше, но и вознаграждение, в случае успеха, тоже выше. 

если вы владеете информацией, как делать так, чтобы получалось с первого раза и готовы этой информацией делиться, я вам за неё готов заплатить. 

Ответить
11

Могу ошибаться, но если бы каждый стартап, у которого не сходится юнит-экономика, не запускался, то в мире было бы на десяток-другой меньше многомиллионных(а то и миллиардных) компаний.

Ответить
0

Ну скорее всего - это исключения. 
Если сравнить кол-во стартапов, которые запустились без предварительного анализа и стартапы, которые взлетели без подготовки, то первых будет в сотни, а то и тысячи (в общем очень много) раз больше. 

Ответить
8

Речь не про какой-то общий анализ, а конкретно про юнит экономику. У большого количества стартапов ее вообще невозможно посчитать правильно в первый год жизни, не говоря уже о стартапах где ее вообще невозможно считать, например, когда у вас полностью бесплатный продукт, который нацелен исключительно на рост аудитории. Это такие продукты, о монетизации которых задумываются только спустя годы бурного роста. Инстаграмы и тиктоки тому пример. Юнит экономика это правильно, но только там где она уместна. Просто уже достало, в каждой подобной статье о юнит экономике пишут так, будто она подходит под любой проект и ее всегда можно посчитать, хотя это не так.

Ответить
0

ну, у них( у тех, кто не может подбить юнит-экономику, потому что масштабирование и все такое -  одна монетизация - инвестиции. Проч то автор и говорит

Ответить
8

Я не осилил. Кому не лень скажите что за 8й проект у автора?

Ответить
4

У меня четвертая пока попытка, сперва не хватало знаний, но были деньги, теперь наоборот, дорого знания обошлись)

Ответить
0

да, с теоретической базой проблемы, ее нужно собирать самостоятельно :) если сделал выводы из ошибок, считай, получил хорошее образование ;) 

Ответить
3

Ассоциации с биржевой игрой)))) Это, когда сливаешь депо, начинаешь листать литературу, покупаешь тренинги и в итоге так же в минусе))
Не согласен с первого пункта. Если пришла идея и она еще нигде не реализована, то спешите. Если она вас заинтересовала с точки зрения потребителя, то есть минимум еще несколько сот тысяч человек, кому она тоже понравится. Так зарождались гениальные проекты. Посмотрите истории самых успешных стартапов, они вам подскажут и расскажут, что медлить нельзя. Единственные враги на пути к успеху, это сомнение и лень.

Ответить
0

-> "Если пришла идея и она еще нигде не реализована, то спешите." есть риск, что если она еще не реализована, то она просто никому не нужна. нужно исследовать. 

->  "Единственные враги на пути к успеху, это сомнение и лень."
Не могу сказать, что единственные и не могу сказать, что в такой постановке вопроса. 

Ответить
1

1. Не надо выдергивать предложения из контекста, - теряется смысл истинный.
-> Если она вас заинтересовала с точки зрения потребителя, то есть минимум еще несколько сот тысяч человек, кому она тоже понравится
2. Ваше дело принять или нет. Но, судя по первому ответу, у вас много сомнений.

Ответить
0

"есть минимум еще несколько сот тысяч человек, кому она тоже понравится" - нужно подтверждать данными -> исследовать. 

Ответить
3

Вот вы стартаперы такие, хотите что-то запустить, а на картинке посадка ведь https://en.wikipedia.org/wiki/Falcon_9_first-stage_landing_tests  🤔

Ответить
0

SpaceX - пример известного стартапа

Ответить
2

А как же истории больших проектов? Google, Facebook, Instagram. Они были сделаны в партнерстве. Разница лишь в том, что продуктологов как Вы там не было ))

Ответить
0

партнерство?) фейсбук же начался с того, что один студент украл идею у другого)))

Ответить
1

тогда все друг у друга что-то крали, и идеи витали в воздухе
Марк просто взял и сделал, т.к. имел навыки

Ответить
0

ну как минимум партнерства там не было сразу...

Ответить
0

партнерами были люди которые помогли найти деньги на хостинг и команду (в момент роста проекта)

Ответить
2

Крутая статья! Спасибо!

Ответить
0

спасибо за добрые слова! 

Ответить
1

В статье было раскрыто несколько интересных мыслей, а главная на мой взгляд о том, что стартап в РФ должен быть прибыльным, а как минимум с доходом.

Что касается всего остального: хочется кричать программистам «Делайте свои проекты», но если они будут тратить время на исследования, копания рынка и поиск инвестиций, то быстро перегорят.

В идеале просто сделать что-то, продавать это в течении 2-4 месяцев, улучшить и начать про это активно рассказывать. И клиенты и при необходимости инвесторы найдутся.

Ответить
2

хочется кричать программистам «Делайте свои проекты»

Это примерно как кричать бедным "становитесь богатыми". Начиная с того, что не все программисты вообще хотят делать свой проект. А ввиду того, что часто бывает особый склад характера, привычки и прочее, сделать из интроверта перфекциониста ловкого дельца бизнесмена задача весьма незаурядная. 

Ответить
2

Часто слышу эту позицию от сотрудников и партнёров - программистов.
Не обязательно сразу быть дельцом - сделать приложение, поставить в него рекламный плагин, выпустить карту для приема денег из Гугла. Для этого не нужно ни с кем коммуницировать.

Ответить
2

Тут же куча моментов, поэтому и часто слышите. Идея. Есть генераторы идей, а есть гениальные исполнители. Часто это разное. Сделать технически прием денег - одно, а сделать валютный счёт в банке, например, уже напрягает. Мы в большой степени не настолько свободны внутри себя, чтобы без сильной положительной кооперации или негативной мотивации изменить своим установкам. А куча скилов, которые необходимы на начальном этапе?! Идея, анализ рынка, расчеты, создание продукта, монетизация, продвижение, продажи и т.п. Это рост ширины компетенций в ущерб глубине. А это уже навык не кодера, а предпринимателя. Напрашивается аналогия - почему все наемные работники не станут предпринимателями? Примерно так.

Ответить
1

И через неделю получить письмо от гугла, что ваше приложение недостаточно полезное...

Ответить
0

в идеале программистам хорошо бы маркетолога в команду. причем начинать именно с маркетолога. 

Ответить
1

Когда уже будет часть 2?
Хорошая статья, имеются спорные моменты, но множество умных мыслей тоже. Интересно читать, у самого много фейлов, но продолжаем работать.
Кстати расскажи как работать с эмоциональными качелями, это очень кстати.

Ответить
1

Вторая часть в процессе. Она достаточно ресурсоемкая и я хочу сделать анимацию. Это займёт какое-то время.

По эмоциональным качелям рекомендую Курпатова.

Можно смело начинать с Красной таблетки 1, 2. И дальше, что будет откликаться, у него порядка 100 книг, по разным проблематикам. Сейчас вышла новая, Панические атаки, ещё не читал, но в список добавил.

Выготский, Анохин, Павлов - если вам Курпатова не хватит.

Восходящая спираль, Алекс Корб - хорошая книга.

Как рождаются эмоции, Лиза Баретт, очень хорошая книга.

Более того, рекомендую ознакомиться с классификацией основных психических расстройств. Изучить признаки, это база. А дальше уже становиться более менее понятным, куда копать.

Но нужно ещё понимать, что не все можно решить книгами. Когда продолжительная депрессия, может быть нужен уже психолог или даже психиатр, чтобы выписал препараты. И терапия займёт какое-то время.

Это что касается психики, эмоций.

Насчёт состояния конфликта, тут книги не помогут. Тут только самостоятельно это переживать, тем самым, подвигая болевой порог :)

Вы наверное спросите, как компенсировать? Есть спорт и все остальное )) Выбор не большой, смотрите, что вам больше подходит ))

Ответить
1

Пока не все так плохо. Спорт подтверждаю очень спасает!

Ответить
1

У нас 4-ый только стрельнул. Лет 5 пришлось положить ... Нелегко все это, но очень интересно

Ответить
1

Можете рассказать идеи ваших прошлых проектов? Очень интересно...

Ответить
1

Почти как Хрущев - запустил не только человека в космос, но и сельское хозяйство

Ответить
0

оценил шутку, спасибо )) 

Ответить
1

"Ситуация примерно следующая: вам приходит в голову «гениальная идея» и вы спешите написать ТЗ И это самый верный путь к провалу.
Разработка продукта начинается с исследования целевой аудитории и рынка." - вообще, это неправда. Многие просто видят проблему на рынке. Даже проще, в их повседневной жизни и решают эту проблему решить. На этом этапе можно посмотреть есть ли такой же продукт/похожий на "потенциальном" рынке.
Очень многие продукты запускают без понимания ЦА и они успешно работают. Само собой, когда продукт уже на рынке и есть первый пул людей, которые его тестируют можно понять кому этот продукт интересен.
Так что просто сидеть и расписывать целый маркетинговый план необязательно. Если сделать быстро простенький рабочий MVP, получишь намного больше информации о рынке чем занимаясь теорией.
Плюс, определение ЦА не на практике часто дает неверный результат. И вся эта работа просто догадки кому продукт может зайти, а кому нет. Поэтому надо идти на рынок, тестить, получать отзывы и дорабатывать. И повторять эти действия пока у вас не будет яхты/виллы/вертолета или вы продадите эту компанию и больше не будете парится о ее существовании.

И тезис о первых инвестициях от друзей и семьи - уже было миллиард историй о том как распадались семьи и дружба когда в ней участвует бизнес. И блин, даже поговорка есть по этому поводу, против народной мудрости не попрешь.
Такая тема пройдет в случаях когда у друзей/семьи столько денег что они могут просто выдать из кармана на запуск бизнеса. Но даже такие люди понимают как работают деньги и как их надо зарабатывать, поэтому рано или поздно вас попросят отчитаться/дать долю в компании и тд

Ответить
0

полумеры = полу результаты
в ваших словах много "синтезаторской" логики. вы говорите о следствии, а не о причине. чтобы купить яхту, нужно получить сверхприбыль. сверхприбыль получается при определенных условиях. чтобы эти условия выполнить, нужно не только много делать, но и много думать, потому что ресурсы всегда ограничены. думать без данных, это фантазировать. поэтому нужно исследовать. но думать это еще процесс в себе, который нужно изучать, чтобы думать правильно. небезызвестный финансист заработал 1 млрд долларов, потому что учился у Поппера (с его же слов), чьи теории, позволили ему много и правильно думать. стартапер не конкистадор, вернее не только. 

Ответить
0

Я не очень поняла насчет полумер, ну да ладно. Насчет яхты: мой тезис в том, что вы повторяете процесс запустил-потестил-проснализировал-улучшил-запустил до тех пор пока вам не надоест или пока вы не купите себе ту самую яхту и вам уже не нужно будет заниматься дальше процессами. У всех разные цели, яхта была просто примером)
Конечно нужно думать, в моем комментарии нет ничего о том что не нужно анализировать. Просто на то они и стартапы, что в них все происходит быстро, нужно адаптироваться на месте, а для того чтобы адаптироваться, нужно бежать в «поле» и быть со своей ЦА. А если сидеть и расписывать маркетинговое исследование, очень вероятно что на рынке уже появятся другие компании, которые уже путем тестирования и действия ушли далеко и забрали себе кусочек рынка где могла быть ваша компания.
Насчет Поппера: каждый находит для себя того самого «вдохновителя/ролевую модель» и тд. В данном случае это был Поппер, хотя это может быть кто угодно.
Стартаперы должны набивать шишки, лезть на рожон чтобы быть самыми крутыми для своей части рынка и целевой аудитории.

Ответить
0

в процесс "запустил-потестил-проснализировал-улучшил-запустил" нужно добавить: "исследовал ->запустил или не запустил-потестил-проанализировал-улучшил-запустил." потому что ресурсы всегда ограничены и каждый запуск это деньги и время. 

это ошибка, стереотипы что стартап должен все делать "быстренько" 

HADI очень поверхностная история, опять таки, аналогия из западных материалов для западных стартапов, которые поднимаются убыточными и работают по кап. модели 

Поппер это не вдохновитель или ролевая модель. Поппер это фреймворк для думать. 

Ответить
1

КРАСАВЧИК УДАЧИ У ТЕБЯ 100% получится, что бы выкинуть  шестерки надо просто бросать кубики =) а ты научился подкручивать

Ответить
0

спасибо за добрые слова! пока я прихожу к выводу, что это не  "кости", а "шахматы", где соперник часто "мухлюет" или пытается 

Ответить
0

Удивительно. Человек зафейлил 8 проектов. И сейчас решил обучать других, как запускать успешные проекты.

Нет, я вовсе не критикую решение попробовать в девятый раз, это правильное решение.

Я не критикую решение рассказывать о своей девятой попытке - именно в формате описания действий, на мало ли кому-то интересно будет.

Но, Карл, писать простыню с рассказом что делать/неделать при запуске стартапа - это просто нонсенс какой-то.

То, что ты построил свой текст вокруг своих прошлых ошибок, не делает его полезным. Это то же самое, что и «ошибка выжившего», только в обратную сторону: «ошибка неудачника» (простите). Тот факт что у тебя не сработал Канал А, не дал результата Метод Б, не означает, что этот канал и этот метод не работают, понимаешь? Это означает лишь что они не работают У ТЕБЯ.

Отбельного упоминания заслуживают те 200+ человек, которые добавили этот пост в закладки. Любопытный индикатор «качества» аудитории

Ответить
0

добрый день, я не заметил в своей статье призывов к тому, чтобы совершать те или иные действия, или не совершать. откуда причинно-следственная связь с учить? 

что касается каналов, тоже не вижу нигде утверждений, что один канал работает, а другой - нет. я, в общем то, и обращаю внимание на то, что если канал не сработал, не факт, что он не работает в принципе. и чтобы так утверждать, нужно хорошо данный канал проработать. для этого в нем нужно разбираться. 

насколько я понимаю, суть "ошибки выжившего" и заключается в том, чтобы искать полезную информацию не только среди "выживших", но и среди "не выживших". поэтому она так и называется.

Я понимаю ваш тезис: недостаточно данных для утверждений, недостаточно, чтобы вывести закономерности.

Антитезис: сколько раз нужно "наступать на грабли", чтобы понять, что на них наступать не нужно?

а если отнестись к этому, как к еще одному источнику информации для изучения?

В исследовании закономерностей среди разных групп, появляется еще один источник, вы считаете в этом нет пользы? ) это противоречит вашему тезису с "ошибкой выжившего".

по моему, путь исследовать разные источники данных, это как раз путь не допустить ошибку выжившего ) 

аудитория vc как раз все правильно делает

Ответить
0

Пришло время запускать курсы!

Ответить
0

Здорово. Если бы еще проанализировали собственные успехи - было бы ещё и полезно.

Ответить
0

Можно сразу было переходить ко второй части, а остальное увести за TLDR. Про анализ рынка довольно полезно. "Инвесторы не дают деньги на запуск", смотря какие инвесторы и сколько денег, у Дудя в фильме про Долину был эпизод про деньги как раз на запуск, сумма небольшая $10к, но для старта совсем неплохо.

Ответить

Комментарий удален

0

Я на пункте 2.4 расхотел запускать стартап. Ожидал в начале статьи, что будет скучный лонгрид, после того как прочитал, что автор пропустил через себя 50 книг, сотни статей, тысячи уроков, миллионы ошибок, за которые он заплатил и сейчас поделиться снами БЕСПЛАТНО. Да никому это неинтересно. Каждый делает собственные ошибки исходя из своих возможностей и характеристик. И в этом прелесть, что нужно учиться на своих ошибках - не на чужих. Разумеется я говорю про высокоуровневые ошибки, а не про низкоуровневые, типа - "не ходи в ту парикмахерскую, не повторяй мою ошибку".

Ответить
0

Вы просто ещё не дошли к тому, что учиться на своих ошибках, не нужно ) Зачем терять время?

Или это «ожидаемые потери», в ходе экспериментов.

Нужно их, ошибки, не допускать. Стараться сразу делать правильно. Главный вопрос, как? )) «Как делать правильно?» И вот правильность действий, это вопрос методологии.

Просто данной методологии, конкретно под наш рынок, пока ещё нет. Она нигде не описана. У нас многое делается «по наитию».

А ошибки, как раз, всегда конкретны. И у всех похожие, если не одинаковые. Потому что опыт, это ступени, и ресурсы всегда ограничены, а значит, и варианты.

И в том, чтобы изучать чужие ошибки, и лежит, в том числе, вопрос правильности действий. Когда других вариантов учиться, нет. Это данные для исследования.

Я очень надеюсь, что когда-то, смогу описать целую методологию. В общем, для этого и пишу статьи, чтобы была база.

Что касается «бесплатно», я не жадный )

Ответить

Комментарии