Кто такой бизнес-консультант и почему вам нужны те из них, кто сомневается

В последние годы окружающий мир меняется быстрее, чем большинство из нас - это факт! Особенно это чувствуется, когда ты пытаешься построить что-то на годы и десятилетия. Особенно, если это бизнес. На определенном этапе развития большинство предпринимателей признается себе в том, что они перестают успевать за изменениями и им нужна поддержка. И ищут они ее часто у разного рода бизнес-консультантов. Сегодня мы попробуем понять, что это за птица такая и на что желательно обратить внимание при ее выборе

Кто такой бизнес-консультант и почему вам нужны те из них, кто сомневается

Меня зовут Владимир Личманенко, в свободное время веду телеграм-канал Голубой вертолет, а в остальное время помогаю предпринимателям в развитии их компаний, больших и малых. У меня есть небольшой (хотя, все относительно конечно) опыт подбора консультантов и я хотел бы поделиться им с вами. Возможно, это сэкономит вам немного времени! Приступим!

Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого
Сократ

Стоит констатировать, что стремление нашего среднестатистического соседа к знаниям и саморазвитию стало повсеместным. Результаты опросов, проведенных одной из крупных площадок среди частных лиц, сообщают, что 89% респондентов развиваются без конца при любой удобной возможности. И это конечно же прекрасно! Деловые люди, как самые активные члены общества, по моим наблюдениям, не отстают от самого общества, хотя аналогичных исследований бизнес-среды я не нашел.

Ситуация, в общем, объяснима достаточно легко - скорость изменений в окружающем мире растет с увеличивающимся день ото дня ускорением. И вот мы все понемногу осознаем себя в той самой сказочной стране чудес, где нужно бежать, чтобы просто стоять на месте! Концепция обучения длиною в жизнь так же известная как «непрерывное развитие», давно и успешно показавшая себя в глобальных компаниях, ушла в народ - спрос на лучшие практики различного рода менеджмента в малом и среднем бизнесе растет семимильными шагами от года к году. Они хорошо помнят классику и знают, что продолжить движение можно только, если бежать в два раза быстрее. Бизнес жаждет знаний! Спрос, как водится, рождает предложение и рынок достаточно быстро закрыл дефицит поставщиков знаний. И конечно же, как часто, бывает в эпоху дефицита, квалифицированных рук не хватило, а потребность в поиске путеводной звезды в шторме изменений сохранилась и с каждым днем становится только острее.

Сегодня мы попробуем разобраться кто же такие настоящие бизнес-консультанты и чем они принципиально отличаются от дилеров успешного успеха. Позволю себе напомнить, что все изложенное на этих строчках не претендует на роль истины в последней инстанции, а является частным (моим) мнением, основанном на моем же практическом опыте. Принимать это мнение к сведению или нет - вам решать. Предупрежден - вооружен.

И тут бы уже пуститься в раздачу ярлыков и объяснения кто есть кто, но для начала я хотел бы сделать остановку на паре распространенных когнитивных искажений, одинаковое понимание которых вами и мной будет весьма полезным в ходе дальнейших рассуждений.

Первое из них - систематическая ошибка выжившего (также периодически может встречаться как ошибка выжившего). По слухам, термин берет начало во времена Второй мировой войны, когда военные конструкторы анализировали возвращающиеся на базы бомбардировщики на предмет возможных улучшений. Как бы сейчас сказали, они проводили кастдев. Обратив внимание на то, что большинство пулевых отметин находится на крыльях, хвосте и фюзеляже, они решили в первую очередь укреплять броней именно эти области, но математик Абрахам Вальд, входящий в состав рабочей группы, резонно возразил, что укреплять нужно как раз незатронутые пробоинами области - их повреждения с высокой вероятностью являются критичными для самолета, но в виду последующей катастрофы данные об этих повреждениях отсутствуют у тех бомбардировщиков, которые успешно вернулись на базу. Собственно, само искажение сводится к систематической ошибке выборки и стремлению выявить общие черты среди «выживших», игнорируя «погибших». Этот тип когнитивных искажений можно встретить практически повсюду - вы же слышали про ту самую бабушку, которая выпивала бокал вина каждый день и покинула мир в 107 лет, поскользнувшись на лестнице, да? Фармацевты часто грешат этим при описании эффекта новых препаратов, сын маминой подруги - при описании секрета своего успеха. Кто-то допускает эту ошибку сознательно, кто-то - по недоразумению.

Второе искажение было подмечено значительно позднее - его описали и экспериментально подтвердили психологи Дэвид Даннинг и Джастин Крюгер в 1999 году (и даже получили за него шуточную Шнобелевскую премию по психологии в 2000м году, но это не умаляет его значимости). Суть его заключается в том, что люди, обладающие низкой квалификацией, делают ошибочные выводы и принимают неверные решения, но уровень их квалификации не позволяет им осознать этих ошибок. В контексте данного поста нам будет интересен не сам эффект Даннинга-Крюгера, сколько график зависимости уверенности от квалификации, иллюстрирующий эффект (его можно найти ниже).

Кривая Даннинга-Крюгера
Кривая Даннинга-Крюгера

Кривая условно разделяется на 5 зон, через которые проходят люди по мере роста квалификации: пик глупости, обрыв осознания, долина отчаяния (привет самозванцам!), склон просветления и плато стабильности. Из этого графика напрашивается множество выводов, но я хотел бы подчеркнуть лишь один - только новички на 100% уверены в своих способностях, а крутые профессионалы всегда в разной степени (но всегда!) сомневаются достаточно ли они хороши, чтобы считаться экспертами в предметной области. Интересно, что этот кривая Даннинга-Крюгера визуально напоминает цикл зрелости технологий Gartner Hype Cycle - возможно, в этом есть чуть больше смысла, чем я вижу!

С искажениями вроде разобрались, теперь все-таки можно начать то, ради чего мы все здесь собрались - препарировать понятие «бизнес-консультант» в разных плоскостях. На первый взгляд все более чем понятно и очевидно, бизнес-консультант — это тот, кто призван сделать бизнес лучше в какой-либо его части, но сложности и неочевидности появятся уже на следующем уровне - когда мы попробуем разобраться за счет чего должны произойти изменения. И тут мы выясним, что (грубо) все консультанты рассыпаются на два лагеря - тех, кто «миллион раз делал, еще миллион повторю» и тех, кто «поверьте, не все так просто». И пройдя дальше мы сс высокой долей вероятности обнаружим, что первая группа иллюстрирует свой опыт разнообразными историями успеха и насмотренностью сотен бизнесов, а вторые - методологией, которая по сути является историей неудач. Ну вы поняли в общем к чему я, да?

Надеюсь, вы еще не устали, потому что мне все еще есть что сказать! Думаю, стоит подробнее развернуть свою мысль про методологию как историю неудач (причем, под методологией в данном контексте можно понимать все - вплоть до свода законов). Когда-то давно не было никаких правил («делай так»), которые по сути ограничения («вот так не делай») - волшебное время свободы. Потом был прецедент, и скорее всего он отличался негативным окрасом, на основании которого появилось первое правило. Не зря же народная мудрость говорит, что учатся на ошибках. За каждым «делать так - и будет хорошо» стоит какое-то не всегда явное «иначе будет плохо». Моя мысль заключается в том, что серьезная методология строится на анализе найденных ошибок и выученных из этих ошибок уроков, которые порождают ограничения для будущих итераций.

Практика показывает, что серьезный консалтинг нельзя построить без методологии, как ни крути. И, если мы ведем диалог о консультациях в области организации бухгалтерского, финансового или налогового учета, то вроде как все выглядит логичным. Относительно понятны ограничения и доступна нормативная база. Но можно ли утверждать, например, что существует методология развития бизнеса? Создаваема ли она в принципе? Насколько это возможно при современном темпе изменений жизни вообще и бизнес-среды в частности? Будет ли эта методология адекватна моменту, когда ее все-таки можно будет считать методологией, а не частным мнением конкретного консультанта? Создание методологии все-таки долгий и кропотливый процесс, который занимает годы. У меня нет ответов на эти вопросы, но я склоняюсь к тому, что на все поставленные вопросы негативный ответ будет самым адекватным. Один из моих уважаемых наставников думал также. Здесь кстати будет его любимое изречение: «Консультанту платят не за то, что он знает «как надо делать», а за то, что он знает «как делать не надо». Таким образом, выбор консультанта сводится к выбору между теми, кто фокусируется на успехах («выживших») и точно знает, что делать (по его словам, как минимум), и теми, кто понимает, что анализировать следует неудачи (“погибших”) и утверждает, что простых ответов не существует. Достаточно сложный выбор, как по мне! Но сделать его все-таки придется.

Для этого давайте попробуем еще пристальнее посмотреть на первую группу, все-таки как рассуждает вторая мы уже плюс-минус разобрались. Я уже упоминал вскользь, почему я скептически отношусь к историям успеха, и, кажется, пришло время отправить эту дискуссию на новый круг, чуть шире развернув мысли из прошлого поста. Первое и главное, что необходимо знать об этих кейсах - они в подавляющем большинстве случаев невоспроизводимы в другом контексте. Я конечно же допускаю, что есть в этом мире два бизнеса (А и Б), контексты которых похожи друг на друга до степени смешения, и, вероятно, то, что работает в А, может улучшить Б. Но какой в этом смысл для А-бизнеса? Нет ни одной рациональной причины раскрывать свои ноу-хау конкурентам - счастье любит тишину, особенно в бизнесе. Согласитесь, лучше придержать эти знания для себя и стать монополистом в нише.

Если же контексты бизнесов различаются, то история успеха теряет свой смысл как инструмент развития Б-бизнеса и превращается в инструмент развития А-бизнеса - его пиар-инструмент (и, вероятнее всего, была создана именно с этими целями). Резюмирую все выше сказанное - то, что принято сегодня называть историями успеха в большинстве случаев на проверку оказывается пиаром со всеми вытекающими отсюда нюансами, либо следствием нечестного конкурентного преимущества, основная суть которого заключается в том, что его нельзя или очень сложно повторить. В любом случае, нет смысла тратить время на их анализ - вы почти наверняка не сможете воспроизвести приведенный результат по схеме, описанной в истории. Да и сама попытка внедрения будет больше похожа на карго-культ нежели на осознанную деятельность по развитию бизнеса. Возможно, в будущем я изменю свою позицию по этому вопросу, но вероятность такого события сейчас я оцениваю как минимальную.

Что до общих выводов, они уже приведены в заголовке статьи - обращайте внимание на бизнес-консультантов, у которых нет однозначных ответов. Обоснованные сомнения и критический подход - лучшие помощники в вопросах развития бизнеса из тех, что мне известны!

Если захотите поболтать лично, пишите мне в телеграм - там я отвечаю значительно быстрее и вы даже не успеете забыть о чем хотели спросить!

#развитиебизнеса#ошибкимышления

11
Начать дискуссию