Практика показывает, что серьезный консалтинг нельзя построить без методологии, как ни крути. И, если мы ведем диалог о консультациях в области организации бухгалтерского, финансового или налогового учета, то вроде как все выглядит логичным. Относительно понятны ограничения и доступна нормативная база. Но можно ли утверждать, например, что существует методология развития бизнеса? Создаваема ли она в принципе? Насколько это возможно при современном темпе изменений жизни вообще и бизнес-среды в частности? Будет ли эта методология адекватна моменту, когда ее все-таки можно будет считать методологией, а не частным мнением конкретного консультанта? Создание методологии все-таки долгий и кропотливый процесс, который занимает годы. У меня нет ответов на эти вопросы, но я склоняюсь к тому, что на все поставленные вопросы негативный ответ будет самым адекватным. Один из моих уважаемых наставников думал также. Здесь кстати будет его любимое изречение: «Консультанту платят не за то, что он знает «как надо делать», а за то, что он знает «как делать не надо». Таким образом, выбор консультанта сводится к выбору между теми, кто фокусируется на успехах («выживших») и точно знает, что делать (по его словам, как минимум), и теми, кто понимает, что анализировать следует неудачи (“погибших”) и утверждает, что простых ответов не существует. Достаточно сложный выбор, как по мне! Но сделать его все-таки придется.