Зачем иногда нужно выбирать для достижения трудно совместимые цели в компании?

Как правило, после формулирования целей проходит проверка на их совместимость. Другими словами, могут ли они быть достигнуты одновременно за определенный период времени?

Можно этот вопрос рассматривать как пустое теоретизирование. Или отнестись как поводу для размышлений.

Недавно прочитал интересную статью, в которой была ссылка на американского экономиста Дэни Родрика. Он предложил концепцию, которую назвал "невозможная троица"
В рамках этой концепции он фиксирует непреодолимое противоречие между 3-мя ключевыми целями государства.
Цели:

  • эффективное вовлечение в глобализацию
  • обеспечение национального суверенитета
  • углубление демократизации

Он считает, что одновременная реализация всех трех целей невозможна. Могут быть реализованы только попарные варианты.

Я задумался над ситуациями в бизнесе.
Есть ли такая тройка целей, которая одновременно не может быть реализована?
Возможно, что в бизнесе такого явления нет.Однако взаимно противоречащие задачи (пары целей) встречаются часто.

Например.

  • маркетинг постоянно вносит изменения в характеристики основных продуктов, чтобы иметь возможность формировать отличия от конкурентов. Для производства, наоборот, важно, чтобы характеристики продуктов менялись редко, так как частые изменения нарушают стабильность производственных процессов и, соответственно увеличивают производственную себестоимость.
  • на существующих рынках компания пока хорошо себя чувствует. Однако возникает идея искать новые рынки. Одновременно инвестировать в продвижение на существующих рынках и в выход на новые рынки затруднительно.
  • расширять географию присутствия компании для увеличение объема продаж и, одновременно с этим ставить цели по увеличению рентабельности бизнеса
  • Желание максимизировать прибыль, создать компанию с высокой социальной ответственностью и поддерживать высокий уровень устойчивого роста на протяжении длительного времени. Безусловно, каждая из этих целей важна, однако их одновременной реализации будет создавать излишнее напряжение в компании и приводить к росту неконструктивных конфликтов. Максимизация прибыли будет требовать сокращения расходов, а социальная ответственность и устойчивый рост серьезных инвестиций/расходов.

Таких вариантов можно встретить много.
Ключевая проблема, когда выбираются цели для одновременного достижения заключается в том, что руководители будут абсолютно уверены, что провал в достижении выбранных целей связан исключительно с нерадивыми сотрудниками.

Возможные варианты.

  • Вариант 1. Заниматься реализацией целей последовательно, если есть такая возможность.
  • Вариант 2. Уточнить формулировки и значения выбранных целей таким образом, чтобы "троица" из одновременно недостижимой превратилась в трудно достижимую троицу.

Во втором варианте могут появиться интересные идеи по обеспечению роста бизнеса.

Итак, чем может помочь руководителям формулирование и принятие трудно совместимых целей?

  • привести к решениям по развитию бизнеса, которые в привычной ситуации вряд ли появятся
  • активировать творческий потенциал команды
  • увидеть внутреннюю ситуацию в компании с разных сторон
  • вырвать руководителей из привычной управленческой рутины
Начать дискуссию