Soft Skills 2.0, или Как выйти из «профессионального тупика»?

Hello, world! С этих слов до сих пор программисты и soft-инженеры начинают писать свой первый программный код. Hello, VC! Я – Маша, и я тоже программист по образованию. Однако мой блог будет посвящен совсем не веб-разработке и программированию. От «софта» я взяла в название блога только само слово «soft». Soft Skills 2.0: коммуникации, карьера, качество отношений.

Soft Skills – термин, навязший в зубах многих руководителей, предпринимателей и hr-специалистов и оттого несколько обесценившийся. Кандидаты в своих резюме заполняют графы «навыки», «личные качества» шаблонными фразами типа «стессоустойчив», «обучаем», «коммуникабелен» и бла-бла-бла. В суть этих понятий уже мало кто вникает по обе стороны трудового договора.

Я пришла на vc.ru, чтобы дать вторую жизнь важности «мягких навыков», снова превратить их из банальной жвачки в конфетку с изысканной начинкой, которая поможет вам открыть глаза на себя, своих коллег и руководителей.

Мария Михалина
, Ведущий маркетолог, ex-HR-специалист

Волшебная таблетка, помогающая стать крутым профессионалом нарасхват, существует, и она лежит у вас под носом. Надо лишь только включить осознанность и выключить скептицизм. У меня не будет «воды», аффирмаций и медитаций, только факты, примеры и выводы, как и почему это работает. Личный опыт и профессиональное мнение, подтвержденные на практике.

Иногда мои посты будут не только про soft skills в карьере, но и в обычной повседневной жизни, в общении с близкими и даже детьми.

Кто я? И почему решила об этом писать?

10 секунд саморекламы.

Меня зовут Маша Михалина и мне 34 года.

  • 7 лет я провела в должности HR-специалиста в государственной организации.

  • 7 лет и по сей день работаю в сфере маркетинга и консалтинга.

  • Из них 4 года и по настоящее время – в должности ведущего маркетолога, тимлида и наставника.

  • Руковожу небольшой командой.

  • Занимаюсь обучением сотрудников как профессиональным навыкам, так и навыкам коммуникации внутри коллектива.

  • Участвую в переговорах с потенциальными и текущими клиентами компании.

  • Окончила Курс ораторского мастерства, являюсь постоянным участником ораторского клуба.Окончила Курс soft skills школы эффективной коммуникации BreakFree.

Смею делиться личным опытом в построении карьеры (как своей, так и помощи с этим другим), поскольку начала свой трудовой путь в 20 лет в HR.

Прошла жесткую школу государственной службы.

Поработала и пообщалась с самыми разными людьми от мэров и депутатов до сумасшедших и алкоголиков.

«Сгорела дотла» профессионально и морально.

Нашла в себе силы восстать из пепла и повернуть свою жизнь на 180 градусов, уйдя в новую профессию в сфере маркетинга.

Неожиданно по предложению руководства стала наставников и занялась профессиональным обучением людей.

Осознала, как же мне все-таки нравится новая профессия и статус, т.е. возможность обучаться и обучать.

Всё. Хватит о себе. Должна ведь быть и практическая польза в моей первой статье!

Как выйти из «профессионального тупика»?

Не только в апокалипсическом 2020-м, но и в любые другие времена, многие из нас сталкиваются с проблемой «профессионального тупика». На самом деле выходов из него всего два: 1) искать решение («В какую сторону идти дальше?»), 2) искать отмазки («А что если на новом незнакомом пути будет еще хуже?»). Второй «выход» — проще. Первый – эффективнее и перспективнее.

"Витязь на распутье" В.М. Васнецов
"Витязь на распутье" В.М. Васнецов

Я выбрала первый путь и вот что хочу посоветовать тем, кто оказался в «профессиональном тупике» или потерял работу по какой-то причине (возможно, из-за кризиса).

  1. Если хотите сменить место работы или вообще сферу деятельности, прислушайтесь к своей интуиции, а не мнению окружающих людей. Именно так я и поступала, уходя из HR в маркетинг. Сначала вам будет казаться, что вы действуете вслепую, но не бойтесь нащупывать свой новый путь самостоятельно. Не прогадаете.

  2. Обращайтесь за советом только к беспристрастным людям. То есть мама на роль советчика точно не подойдет! Лучше пообщаться с людьми (даже незнакомыми) из тех сфер деятельности, к которым вы присматриваетесь. И поговорите с теми знакомыми, кто обычно склонен рассуждать спокойно и логически, и не говорит всегда и всему «нет / плохо».

  3. Отбросьте ограничивающее убеждение «искать работу только в знакомой сфере». Сейчас многие компании готовы обучать способных и заинтересованных новичков «с нуля». И «виной» тому всё те же soft skills. Если на собеседованиях вы проявите себя как внимательный, сообразительный, сговорчивый и эмпатичный человек, ваш рейтинг будет расти на глазах на фоне крутых специалистов с hard skills, но с нулевым эмоциональным интеллектом (спойлер: о нём мы обязательно еще поговорим позже).

  4. Не оглядывайтесь назад и на «других». Тут можно даже без подробностей. Если кто-то не понял, почему так, напишите мне в комментариях. Разберём! Буду рада помочь!

Hello, VC, и не прощаюсь! В следующий раз напишу о том, что общего у крутого сёрфера и личности с высоким эмоциональным интеллектом. И вообще о том, что такое «эмоциональный интеллект 2.0».

22
7 комментариев

Комментарий недоступен

3
Ответить

Спасибо за мнение, Роман! Рада, что статья откликнулась. Хочу заметить, что я - не хэдхантер уже более 7 лет и пишу о личном опыте коммуникации и карьерного роста. В моих статьях не будет шаблонных утверждений (как у hr) и типичных манипуляций (Кстати, спасибо за идею! О манипуляциях еще напишу ;). Про "выход из зоны комфорта" и "ссоры с семьей" - тоже еще впереди. Спойлер: тут мой опыт тоже не будет банальным :)

Ответить

Чтобы поразить рекрутера на на собеседовании своими убойными «софт скиллз», на это собеседование для начала нужно попасть. А если ты пытаешься перейти в другую область без опыта, ни на какой собес тебя даже не допустят. Так что пустой треп опять, оторванный от реальности.

1
Ответить

Ваше мнение и опыт имеют место быть. Не спорю и не навязываю свои убеждения. Но мой опыт говорит об обратном - я пришла в новую сферу (маркетинг) абсолютно с нуля, без опыта и соответствующего образования, без связей и знакомств, в другом городе. И успешно работаю в этой компании уже 7 лет. Секрет - в дальновидности компании, моей интуиции и soft skills!
PS: А в собес реально не допустят))) Я работала на госслужбе. Туда не рекомендую)

Ответить