Когда стоит подумать о своем ИТ-продукте и причем здесь цифровой разрыв

Какой результат должен приносить цифровой продукт для бизнеса? В каких ситуациях стоит задуматься над созданием цифрового продукта для своего бизнеса? А в каких не стоит? Почему большая часть историй про кастомную разработку из малого и среднего бизнеса при ближайшем рассмотрении оказывается изобретением велосипеда? И как избежать попадания в это большинство?

Когда стоит подумать о своем ИТ-продукте и причем здесь цифровой разрыв

Меня зовут Владимир Личманенко, я веду телеграм-канал Голубой вертолет и помогаю предпринимателям в развитии их компаний, больших и малых. Сегодня мы вместе будем искать ответы на интересные вопросы, приведенные выше.

В наше время сложно представить эффективное развитие бизнеса без использования ИТ. То есть, безусловно, сначала необходимо бизнес создать - закрыть базовые потребности вроде средств производства, офисных, складских и торговых помещений, которые позволят бизнесу зарабатывать, но потом все обязательно упрется в ИТ. И в этот момент каждая компания задается одним и тем же резонным вопросом «Ну а дальше-то что?». Пройти эту ситуацию можно по разному - например, можно взять что-то из существующего на рынке, а можно подумать о создании чего-то своего. Так получилось, что по долгу службы я часто взаимодействую с компаниями, которые решили пойти по второму варианту - своим путем, как они это называют - и, могу вам сообщить, что в большинстве случаев мотивация таких путешествий далека от рациональной и не выдерживает даже легкой критики.

Давайте попробуем разобраться в каких ситуациях имеет смысл заморочиться, а когда - это всего лишь неоправданный каприз, нередко наносящий бизнесу ущерб. Поэтому, если вы думаете, что уже готовы окунуться в мир разработки собственных цифровых продуктов, то сделайте небольшую паузу - этот пост для вас. В завершении вас будет ждать небольшой чек-лист, который поможет понять, насколько это взвешенное решение. Вы конечно же можете сразу перейти к нему, но я рекомендую все-таки потратить 5-7 минут на ознакомление с основным текстом - так чек-лист возможно заиграет новыми красками, а возможно и не понадобится вовсе.

Пришло время определиться с основным термином. Под цифровым продуктом по смыслу этого поста я буду подразумевать программное обеспечение, которое предназначено для оптимизации бизнес-функций или организации новых способов ведения бизнеса. Конечно, в более широком смысле, это понятие будет включать в себя все то, что можно купить/продать, но нельзя потрогать - в том числе курсы, электронные и аудиокниги, отчеты, презентации и т.д. - но мы сознательно ограничимся только программным обеспечением для бизнеса. Если встретите в тексте ИТ-продукт - это оно же. Как всегда, не обойдемся без приветственного дисклеймера - в рамках этого поста будут рассмотрены ИТ-продукты, использующиеся для покрытия собственных нужд в первую очередь, а не для продажи, и компании, которые до текущего момента делали свою выручку традиционным путем - производством и/или реализацией товаров и услуг. Digital born-компании различных мастей, которые с первого дня создают и эксплуатируют свой цифровой продукт, найдут здесь мало похожего на свою реальность.

Итак, к продуктам. Попробуем добраться до сути через знакомые большинству примеры и материи - через одежду, например. Давайте рассмотрим предмет, понятный и мужчинам, и женщинам - сорочку. Думаю, нет смысла уточнять, что они бывают разные - простые и с тремя отверстиями на пуговицах, хлопковые и атласные и т.д. Так устроено, что мы выбираем для конкретного мероприятия ту, которая будет ему в максимальной степени соответствовать. Например, на пижамную вечеринку мы захватим легкую и просторную, для званого ужина - приготовим запонки. На переговорах с крупным потенциальным клиентом нам важно произвести впечатление - идеально сидящая рубашка определенно добавит очков в этом процессе и поможет добиться поставленных целей. Согласитесь, немногие из нас каждый день надевают рубашку, сшитую по индивидуальному заказу - для повседневного гардероба вполне приемлемо быть родом из масс-маркета. Другими словами, мы выбираем инструмент в соответствии с целями его применения.

Собственное ПО, как и эксклюзивная рубашка - это важный инструмент, местами это решающий фактор, оставляющий далеко позади ваших конкурентов, и применять его нужно с умом - точечно, аккуратно и твердо понимая каких целей вы рассчитываете достичь. Самое главное, что вы должны знать о создании цифрового продукта - это наиболее дорогой и долгий способ решения вашей бизнес-задачи. Если вам так будет комфортнее, самая дорогая сорочка в вашем гардеробе. Вы должны точно понимать, стоит ли это мероприятие того, чтобы снять ее с вешалки, ведь для большинства случаев можно и нужно одеть что-то попроще, что-то более подходящее. Так собственно и подавляющее большинство возникающих бизнес-задач можно решить проще, быстрее и дешевле, чем созданием собственной ИТ-системы.

Скорее всего, если первым вариантом решения вы увидели создание цифрового продукта, то нужно подумать еще раз. Да, вероятно, подобрать альтернативу будет непросто. Да, возможно, решение не будет находиться на поверхности. Да, пожалуй, потребуется значительное время на анализ рынка, но вы должны - вы просто обязаны - выбирать с открытыми глазами. Альтернативами созданию собственного ПО могут быть тиражные продукты или онлайн-сервисы, платформенные решения вроде (а зачастую именно) 1С: Предприятие, low code / no code платформы или даже знакомый всем Excel. Последнее, кстати, не должно вас смущать совсем - как метко шутят люди, знакомые с предметом, на Excel стоит вся мировая финансовая система. Так почему же на нем не устоит и ваш бизнес? Решение должно быть целесообразным, особенно, если вашей стратегической целью является устойчивое развитие компании, а локальной - удовлетворение бизнес-потребности с нужным качеством и минимальными инвестициями.

Давайте, кстати, немного порассуждаем о бизнес-потребностях. Какие они вообще могут быть? Тушение пожаров, оптимизация процессов, оптимизация стоимости операций, увеличение скорости реализации операций. По сути и все. Если отбросить пожары (значительное количество которых говорит только о том, что вам привычнее работать с последствиями, а не причинами - и нужно быть немного проактивнее), то мы увидим, что оставшиеся категории по сути - зоны улучшения. Или способы получения конкурентных преимуществ для вашего бизнеса, как вам комфортнее. Вот вы поправили процесс - и уже можете выполнить две операции вместо одной как ваши конкуренты. Вот вы оптимизировали выполнение операций за счет внедрения специализированного ПО, так теперь выполняете не только в 2 раза больше операций, но эти две операции еще и стоят дешевле, чем одна у конкурентов - и теперь можете снизить стоимость при сохранении наценки и привлечь этим новых клиентов. Или просто больше зарабатывать - в зависимости от ситуации на рынке вы сами решите что лучше для вашего бизнеса. Важно, что у вас есть пространство для маневра. И чем больше таких точек роста вы найдете - тем больше пространства у вас будет. Создание такого пространства на самом деле является ключевой целью внедрения ИТ-продуктов в бизнес.

В англоязычных источниках по теме периодически можно встретить термин digital gap (он же digital disrupt или digital divide), который буквально переводится как «цифровой разрыв» или «цифровое неравенство». Это понятие практически является синонимом того пространства, которое мы обсудили выше, и применяется при сравнении объектов для обозначения разного уровня их развития в связи с различием в уровне доступа к цифровым технологиям.

Интересно, что на глобальном уровне мы стремимся сократить цифровое неравенство (этот вариант перевода здесь смотрится органичнее, согласитесь) среди стран и регионов - обеспечить доступ к информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) схожего качества для всех жителей, тем самым стимулировать предпринимательство и поддержать развитие конкурентного рынка. В России, например, Якутия сегодня является одним из ведущих регионов по уровню развития ИТ, а еще 5-7 лет назад dial-up модемы, издающие смешные звуки, там были вполне себе обычной реальностью в то время, когда европейская часть России уже жила на гигабитных скоростях. За это, насколько я знаю, нужно сказать спасибо нацпроекту «Цифровая экономика», но тут могу и ошибаться.

Но оставим глобальные вопросы глобальным игрокам и подумаем о том, что мы можем сделать на нашем уровне - а именно создать все-таки этот цифровой разрыв и обогнать всех конкурентов на поезде, заполненном деньгами! Как правильно выбрать инструмент конкурентной борьбы - такой, чтобы и пространство создавал и выполнял требования по минимальным инвестициям? Сможете ли вы организовать такое пространство без понимания кто является вашими ближайшими конкурентами и, наверное, самое главное - какими технологиями они пользуются сейчас и какими планируют пользоваться через год-два?

Начну с последних, и ответ мой будет такой - в идеальном мире, где нет необходимости думать об ограниченности доступных ресурсов, мы конечно сможем позволить себе роскошь не смотреть по сторонам, а просто брать все самое лучшее, но до тех пор, пока наши ресурсы небезграничны, нам следует быть в курсе состояния дел конкурентов. Нужно знать кто они, как они ведут бизнес сегодня и как планируют вести его завтра. В противном случае мы будем совершать много лишних движений, каждое из которых будет уменьшать наши очки в виртуальном конкурентном зачете. Ну а что же до вопросов первых, то предлагаю рассмотреть вот такие 4 шага (не могу назвать их простыми, но они точно сделают ваш выбор осмысленнее):

  1. Выделите ключевые процессы и операции для вашего типа бизнеса
  2. Осмотритесь. Определите на какой ступени развития находятся ваши ближайшие конкуренты в части ключевых процессов. В качестве ориентира можно использовать лестницу выбора, приведенную в таблице ниже. Ведите анализ как минимум по 2-3 игрокам, лучше - больше. Учитывайте, что не всегда ваши конкуренты используют имеющееся ПО на полную - бывает так, что это просто карго-культ, а за красивым фасадом скрываются руины. Но при оценке рисков, конечно же лучше исходить из пессимистичного сценария
  3. Не танцуйте быстрее музыки. Помните, что стоимость каждой новой ступени на этой лестнице отличается от предыдущей буквально на порядок - не стоит замахиваться шагнуть через ступень, если в этом нет критического значения для вашего бизнеса. Быть может, вы не вывезете проект такого масштаба и цифровой разрыв превратится в разрыв кассовый. Оптимальный темп - быть на 1 ступень выше ближайших конкурентов.
  4. Имейте терпение. Внедрение нового цифрового продукта - это только начало длинного путешествия, которое должно завершиться существенным изменением вашей корпоративной культуры, а это требует времени. Кадры на самом деле решают все, а инструменты, пусть и серьезные - всего лишь инструменты в их руках. Напомню, что микроскопом тоже можно забивать гвозди
Лестница выбора инструмента автоматизации
Лестница выбора инструмента автоматизации

Если бы этим списком владели некоторые из моих клиентов в прошлом, они бы не стали разрабатывать клоны готовых решений от 1С потому что «ну вы видели, там написано ДОГОВОРА - моему бизнесу так нельзя», и клоны amoCRM - потому что это «стильно, модно, молодежно и мы сейчас весь рынок кааак уделаем». И я бы не стал, а они бы продолжили вести свой замечательный бизнес с более подходящими инструментами. И более дешевыми. Но сейчас это опыт - и у меня, и у них.

Чтобы польза от прочтения статьи была максимальной, как и обещал, ниже привожу перечень действий, которые неплохо было бы выполнить перед тем как вы всё-таки окунетесь в мир создания собственного цифрового продукта, если вы все-таки поняли, что это самое лучшее решение для вашего бизнеса на данном этапе его развития. На всякий случай напомню, что в одном из предыдущих постов мы выяснили, что любые рекомендации не гарантируют, что вы создадите успешный продукт и решите свои бизнес-задачи (тут мои полномочия, как говорится, все) - скорее, это набор гигиенических требований, чтобы ваш бизнес не пострадал в процессе реализации вашей задумки:

  1. Вы понимаете какие из ваших бизнес-процессов являются ключевыми
  2. Вы понимаете какой цели планируете достичь внедрением цифрового продукта
  3. Вы знаете на какой ступени технологического развития ключевых процессов находитесь вы и ваши ближайшие конкуренты. Если разница составляет более чем 1 ступень, вы выбрали не тех или ставите перед собой неадекватные цели - попробуйте еще раз.
  4. Вы понимаете как цифровой продукт повлияет на ваш бизнес - можете выделить перечень операций, понимаете их частотность и степень влияния цифрового продукта на эти операции
  5. Вы можете посчитать выгоду в рублях, которую цифровой продукт принесет вашему бизнесу в год (особенно, если вы планируете создание новых процессов в дополнение к продукту)
  6. Вы понимаете какие инвестиции вы готовы выделить для получения этой выгоды
  7. Вы знаете какое ключевое конкурентное преимущество получите вместе с продуктом
  8. Вы можете ответить на 5 «почему/зачем» о вашем ключевом конкурентном преимуществе и ваши ответы выглядят как обоснование. Ваше обоснование должно быть понятно семилетнему ребенку
  9. Вы можете обозначить срок возврата инвестиций в продукт и обосновать эти сроки. Ваше обоснование должно быть понятно семилетнему ребенку
  10. Вы можете сформулировать в 2-3 абзацах требования для вашего продукта простым человеческим языком. Ваши требования к продукту должны быть понятны семилетнему ребенку
  11. Вы можете выделить ключевое требование к продукту, которое позволит вам получить ключевое конкурентное преимущество
  12. Вы проанализировали рынок тиражных продуктов, призванных решить вашу бизнес задачу
  13. Вы провели переговоры как минимум с 3 компаниями-разработчиками тиражных продуктов или интеграторами этих решений и обсудили с ними ваши ключевые требования к продукту как семилетнему ребенку
  14. Вы провели пилотное тестирование как минимум 2 тиражных продуктов, если их разработчики утверждают, что решения покрывают ваши требования
  15. Вы можете сформулировать ключевые недостатки по каждому из протестированных продуктов, которые не позволят вам получить ключевое конкурентное преимущество
  16. Вы обсудили недостатки с компаниями-разработчиками (интеграторами) и получили от них подтверждение, что кастомизация невозможна или нецелесообразна
  17. У вас отсутствует ИТ-команда или она ранее не создавала цифровые продукты (например, занималась развитием тиражных продуктов или их эксплуатацией)
  18. Вы готовы озвучить подрядчику доступный бюджет на решение бизнес-задачи на первом звонке, выше которого это решение не будет иметь смысла

Пользуйтесь! И пусть этот список сэкономит вам время и силы для развития бизнеса!

Если вас возникли сложности в реализации чего-то из описанного выше или вы просто чувствуете, что вам не помешает помощь, пишите мне в телеграм - попробуем разобраться вместе

11
Начать дискуссию