Топ-3 «болезней» предпринимателей, тормозящих развитие бизнеса и рост доходов

Развитие бизнеса зависит от желания и готовности собственника управлять этим процессом. Если предприниматель полон энергии, имеет четкий план и готов действовать, то бизнес будет расти. Но бывают ситуации, когда предприниматель прикладывает все свои силы, но не получает отдачи: не удается увеличить оборот и прибыль, вывести бизнес на новый уровень. Я, Елена Жукова, создатель трансформационной программы по повышению финансового дохода, расскажу о самых частых причинах таких барьеров - «Синдроме спасателя», «Предпринимательской инфантильности» и «Когнитивной ловушке».

Топ-3 «болезней» предпринимателей, тормозящих развитие бизнеса и рост доходов

Болезнь 1. «Синдром спасателя»

Антон — владелец маркетинг-агентства с командой из 10 человек, работающих удаленно. Первые несколько лет он все делал сам: вел проекты текущих клиентов, искал новых, расширял список услуг, продвигал свою экспертизу. Со временем количество проектов росло, он стал зашиваться и нанял команду, рассчитывая делегировать обязанности и освободить время для развития бизнеса. Но несмотря на наличие команды работа по прежнему занимала все его время, а доход агентства не рос. Вдобавок к своим управленческим задачам, Антону приходилось регулярно исправлять ошибки сотрудников. Он и раньше работал практически круглосуточно, но теперь, когда появилась команда, стало еще хуже. Теперь Антон не понимает, как выйти из этого замкнутого круга.

Одна из самых распространенных причин возникновения подобных ситуаций: если предприниматель имеет возможность нанять хороших специалистов, но не делает этого, значит, он этого не хочет. Осталось понять, почему. Частый ответ - в устоявшемся паттерне поведения, который можно назвать «синдромом спасателя». Руководитель подсознательно собирает вокруг себя людей, которым будет требоваться помощь, которую он готов оказать. Взамен он получает очень важную для себя «валюту» — благодарность. Он входит в положение, сидит до ночи над проектом, потому что сотрудник не справился. Снова и снова он берет к себе специалистов определенного типажа. Казалось бы, уже прошел несколько курсов по HR, обзавелся диагностическим листом для собеседований, но это не помогает. Для коллектива он превращается почти в отеческую фигуру, и одновременно — в супергероя. Безусловно, это приятно, но для бизнеса — тупик. Кроме благодарности он также чувствует свою значимость. На самом деле ему нужно не столько увеличение дохода от бизнеса, сколько признание своей экспертности и самореализация.

Как заметить у себя «Синдром спасателя» и что делать?

Есть несколько важных маркеров. Во-первых, это постоянная необходимость переработок, и следовательно, усталость. Во-вторых, это недоверие к команде, мысли о том, что «они не потянут», «это не наш уровень», «а вдруг провалимся» и из-за этого страх брать более крупные и ответственные заказы. Еще одним признаком, крайне наглядным, может служить зарплата специалистов и стоимость услуг. Если люди получают ниже рынка, а предприниматель боится повышать ценник клиентам, это тревожный сигнал.

Что делать? Во-первых провести диагностику любым доступным современным способом и раскрыть в себе истинные причины попадания в ловушку «хождения по кругу». Здесь могут всплыть самые разные причины, и у каждого они могут быть свои. По моему опыту чаще всего это все таки игра в супергероя. В этом случае нужно осознать, что такая игра — это инфантильное поведение. И приняв это, спланировать следующий шаг. Но не уволить всю команду, а исправить свою базовую установку. Не сделав это, он может наступить на те же грабли: подсознательно опять собрать вокруг себя группу безответственных «детей». Исправить базовую установку - это понять, зачем ему нужно это обожание, почему его нужно покупать такой дорогой ценой, или почему самореализация ему на самом деле важнее роста дохода.

Топ-3 «болезней» предпринимателей, тормозящих развитие бизнеса и рост доходов

Болезнь 2. «Предпринимательская инфантильность» или «Фонд обманутых ожиданий»

Ивану 29 лет, год назад он решил сменить карьеру: уйти с должности сейлза в ИТ-дистрибьюторе и запустить собственный бизнес — пункт выдачи заказов Wildberries. Его привлекала идея большего дохода без переработок, давления и жестких рамок. Вложив средства, он открыл ПВЗ со складом и примерочными, нанял сборщика заказов, рассчитывая, что он освободит его от рутинных задач. Однако спустя год он столкнулся с тем, что точка так и не начала приносить хорошего дохода, а времени на операционку он тратит больше чем раньше, да и вопросы стали сложнее: как обойти низкие тарифы, что делать с неконтролируемой конкуренцией, как оспорить высокие штрафы, увеличить скорость приемки и раскладки товаров, рейтинг пункта и т.д. Спустя год такой жизни Иван столкнулся с разочарованием от предпринимательства, апатией, отсутствием сил вести дальше бессмысленный бизнес.

Очень часто в такой ситуации оказываются начинающие предприниматели. Хотелось запустить простой бизнес и быстро выйти на прибыль — а получились сплошные расходы и штрафы. Хотелось расслабиться — а пришлось искать выходы из тупиковых задач. В некотором роде, так проявляются детско-подростковые мечты о внезапном обретении суперспособностей. Получается, что взрослый человек не смог реалистично подойти к оценке нового проекта, не понял, что для успеха в любой сфере деятельности, и тем более в предпринимательстве, нужна наработка знаний, опыт и мастерство, которые приходят со временем.

Как заметить у себя «Предпринимательскую инфантильность» и что делать?

Верный показатель — регулярная смена деятельности без погружения в новую отрасль. Сегодня студийная фотосъемка, завтра — программирование, затем трейдинг, онлайн-магазин и т.д. При этом ни одно из начинаний не приносит удовлетворения и прибыли, ни в одном из них человек не чувствует себя специалистом.

Что делать? Остановиться в точке «здесь и сейчас» и провести самодиагностику любым методом с помощью сторонних специалистов или без. В итоге разобраться с имеющимися ресурсами (финансами, знаниями, временем, командой), а также выстроить личную стратегию: к каким целям идти, в какой срок, с помощью каких ресурсов. Отдельно разобраться с наивной верой в чудо. Принять, что нет такой сферы деятельности, в которую можно зайти без специальных знаний и мгновенно получить невероятный финансовый результат. Но если реалистично планировать результаты, сроки, учесть все аспекты, то во многих отраслях можно добиться мастерства и финансового успеха.

Топ-3 «болезней» предпринимателей, тормозящих развитие бизнеса и рост доходов

Болезнь 3. «Когнитивная ловушка»

Сергей владеет двумя онлайн-магазинами, специализирующимися на продаже туристического оборудования и спортивного питания. Он стремится к росту бизнеса, но его частые фразы: «В моем сегменте это точно не сработает», «Этот канал точно не сможет привести новых клиентов», «В этой нише нет нашей целевой аудитории» и т.д. В итоге бизнес есть, он приносит доход, удалось построить свое, работающее и надежное. И теперь бы, по логике, расширяться, но не выходит. Сергей ждет роста бизнеса, но не понимает, что его нежелание пробовать новые подходы может быть главным тормозом на пути к этому росту. Его убеждения блокируют рост бизнеса. Почему?

Наш мозг о нас заботится: бережет энергию, спасает от стрессов. Видит непонятное, сложное и сигналит: «Нет, сворачиваем обратно на знакомую дорогу». Пробовать страшно — ведь можно потерять то, что уже заработано тяжелым трудом, потратить время, деньги, силы на новое, а оно не сработает. Когнитивные искажения — самый частый барьер предпринимателей, тормозящий развитие бизнеса. При этом у человека объективно может быть все, что нужно: знания, опыт, связи, деньги и время. Даже навык успешного освоения нового — ведь получилось же построить несколько стабильных бизнесов. Большинство отрицают это, но ловушка убеждений работает. 1% людей пытаются их убрать, расчистив себе путь. Остальные 99% не делают ничего.

Как заметить у себя «Когнитивную ловушку» и что делать?

Здесь нужно опять вернуться к себе, провести диагностику с помощью профессионалов или самостоятельно и поймать себя на ощущении застоя, противоречия: хочу, но не делаю ничего. Хочется того самого роста в доходах, следующего уровня в бизнесе, но постоянно находятся аргументы, почему нет.

Что делать? Устранять корень проблемы: в том числе низкую самоценность. Как минимум поверить в себя, в достижение результатов для себя, пересобрать систему внутренней мотивации. И после этого придут смелость и решимость, чтобы двигаться к желаемому следующему уровню в доходах.

Итого: главное для бизнеса - вовремя поставить «диагноз» собственнику

Для предпринимателя очень важно отслеживать свои состояния, взять в привычку задаваться вопросами: «Почему я поступаю так? Выгодно ли мне это? Откуда у меня взялась эта мысль?». Как бы нам не хотелось отрицать, но часто заученные реакции, привычки, ожидание похвалы, страх неодобрения и т.д. идут из детства. Но детская позиция финансово невыгодна: дети не зарабатывают денег! Поэтому важно регулярно проводить диагностику: останавливаться, смотреть на себя со стороны, анализировать происходящее. Только так можно вырваться из заколдованного круга и увидеть новые возможности для позитивных перемен в себе и бизнесе.

11
11
5 комментариев

Ох уж эта когнитивная ловушка

1
Ответить

вообще причиной того что собственник делает работу за своих может быть и то, что он не может нанять высокооплачиваемые профессиональные кадры. Просто экономика не сойдется. он не повышает цены клиентам. не видит ценности в своих сервисах. это уже болезнь - неуверенность, неумение запаковывать свой продукт, неумение продавать его ценность. а не синдром спасателя. чтобы понять что у него надо анализировать каждую конкретную ситуацию индививуально

1
Ответить

чтобы не попадать в ловушку нужно хорошего СМО в команду нанять или ментора по маркетингу, но только того, кому сможет доверять. чтобы он смог убедить попробовать другие маркетинговые инструменты

1
Ответить

вот так вы глубоко в эту тему углубились, интересно даже

Ответить

если топ не слышит свою команду, то он и не будет слушать директора по маркетингу, тут и речь о том, что он должен сначала поработать сосвоей головой а потом уже советоваться с жэкспертами и тд

Ответить