Боль тестовых. Нужно ли оно на самом деле?

Личный опыт, личный опыт. Повторяю, как мантру. И вы учитывайте этот фактор обязательно.

Я работала во многих компаниях копирайтером и хочу сказать следующее: в большинстве случаев, тот, кто отправляет вам тестовое задание, понятия не имеет, зачем нужно тестовое. А на кой оно, собственно, требуется? И кому?

Боль тестовых. Нужно ли оно на самом деле?

Что за мифический зверь, это ваше тестовое?

Тестовое задание нужно. И будущему работодателю, и копирайтеру. Но не всегда. И вы удивитесь, узнав, что, вообще-то, не всегда = редко.

Во-первых, вам же нужно понять, адекватна ли компания, в которой вы, возможно, будете работать. Спойлер: в большинстве случаев нет.

То, что пишут в вакансии — это дело одно. Какие они замечательные, какой прекрасный коллектив и корпоративы в Турции на берегу пляжа. Это все, конечно, замечательно, но..

Если хочешь быть богатым, Если хочешь быть счастливым, Оставайся, мальчик, с нами — Будешь нашим королём, Будешь нашим королём.

Ага, щщаз.. Никто же вам не скажет, что главреда в компании нет, а ваш начальник имеет сомнительное представление о копирайтинге и он по молодости что-то там писал... На основе чего теперь считает себя Экспертом (ударение на э, именно так), который будет.. да много чего будет. В общем, никто вам об этом не скажет, а вот тестовое задание из пяти листов с требованием ознакомиться с редакторской политикой (полностью), вписать в текст 50 ключевиков, посмотреть триста референсов, ну и все в этом духе, точно скажет вам: «Беги!».

Я не против тестового, но давайте разберемся, какой у него должен быть посыл , чтобы обе стороны могли понять, есть ли у них общий вайб (Тьфу! Как будто вы планируете что-то большее, чем просто в деловое сотрудничество, что нормально).

Настоящие цели работодателя

Для работодателя основная цель, это понять: человек перед ним действительно копирайтер? Он знает, как писать тексты на сайт и в чем отличие этого формата от формата постов в соцсети? И подходит ли его специализация под специализацию компании?

Боль тестовых. Нужно ли оно на самом деле?

Для этого работодатель составляет тестовое задание. И на деле он впихивает туда невпихуемое в надежде посмотреть на результат и облегченно вздохнуть:

а) Пришел готовый сотрудник. Нам не нужно никак его адаптировать, ибо нам лень.

б) Он думает, как я (главред/начальник, смотря кто составляет тестовое).И будет делать, как я считаю нужным.

в) Я смогу отыгрывать на нем свою завышенную самооценку: вот так надо, я лучше знаю!

В идеальном мире

— Ребята, наша компания достаточна развилась, чтобы иметь четкое представление в соцсетях. Нужен копирайтер, как будем отбирать?

— Давайте сформируем реальные требования, которые нам важны. Затем подготовим реальные условия, которые мы готовы предоставить копиру. Сузим круг до определенных людей, которые нам подходят, и побеседуем с ними. Затем предложим каждому тестовое. Это будет реальная задача, которую в дальнейшем копирайтер будет выполнять. Например, босс, вы вчера жаловались, что некому написать текст «о нас» в соцсети. Пусть каждый претендент напишет, а мы посмотрим на TOV, профессиональность языка. Было бы неплохо, если бы каждый копир обосновал свою работу, почему он думает, что нужно сделать именно так. Мы же ничего в этом не понимаем. А так посмотрим на аргументацию и поймем, кто настоящий спец в своем деле: на что опирается при составлении текста.

— Не слишком ли это объемная работа для ребят?

— Вы правы, нужно уточнить несколько важных моментов:

1. Данные о компании: I am who.. ну вы поняли)

2. TOV, которых мы почитаем и уважаем.

3. Текст нужно будет сделать один, размер небольшой: 1500–2000 знаков без пробелов максимум.

4. Аргументация: не нужно расписывать диссертацию. С каждым претендентом мы побеседуем и каждый расскажет, что почем и как.

Боль тестовых. Нужно ли оно на самом деле?

Я говорю об идеальном мире. Где босс вместе с hr собирают брейншторм/созвон (должны же быть эти созвоны хоть чем-то полезны) и обсуждают вопрос по подготовке тестового задания для будущего кандидата.

По итогу выбираются человек 10, с ними разговаривают, узнают их получше. Затем отправляется тестовое задание и, наконец, результат каждого отсматривается и выбранному кандидату дают положительный ответ.

Эта схема работает, если компания адекватна.

А стоит ли тестовое затраченных сил? Все в том же, идеальном мире

а) Компания предлагает адекватные условия, хорошую зарплату, и нет всех этих: «мы одна семья, правда неблагополучная, но это уже детали».

б) Компания реально отсматривает все тестовые, а перед тестовым с вами провели первичное собеседование, где и у вас, и у будущего работодателя есть общее представление друг о друге.

в) Компания не скрывает о себе отзывы и готова предоставить интересующие вас данные о себе.

За попытку работать в такой компании можно, как, мне думается, можно потратить личное время и сделать тестовое (Лично мое мнение и не каждый согласится, все ок). Поймите меня правильно, вы всеравно находитесь в поиске и вам будет встречаться куча «замечательных» компаний. Так не лучше ли побороться за действительно хороший вариант?

Что делать, если компания маленькая, а копир — новичок?

Ну или у копирайтера недостаточно еще опыта, а компания пока только развивается и ищет себе хорошего сотрудника?

Вы не поверите: разговаривать.

Боль тестовых. Нужно ли оно на самом деле?

Первый этап все тот же. Сформировать требования к сотруднику, обозначить равноценные условия. И далее — либо предоставить реальную задачу (если она большая, то просто не целиком), либо посмотреть портфолио. И в большинстве случаев портфолио может хватить. Если у вас не какая-то супер узкая сфера, если вам нужны стандартные услуги копирайтера, то просто посмотрите на портфолио.

На кой мы его вообще собираем, если вы даже не смотрите?

Золотое правило: если не было первичного собеседования, то о тестовом речи и быть не может. Смотрим резюме — понимаем, что человек предварительно подходит — назначаем с ним встречу/онлайн-звонок — если все ок, то возможно тестовое.

Итак, когда нужное тестовое

Вы крупная компания, и если копирайтер не справится со своими обязанностями, то это повлияет на репутацию, на отношения и работу с клиентами.

У вас узкая специализация/особые требования, и вам важно понять, справится ли копирайтер.

У вас небольшая компания, но именно на старте нужен крутой копирайтер, который поразит людей своими текстами.

У вас небольшая компания, и вы хотите взять начинающего копирайта, который будет предоставлять услуги, предполагающегося его профессией. И заодно обучать. Шутка, здесь тестовое вообще никому не нужно. Резюме + портфолио + собеседование — и будет вам счастье.

Зачем копирайтеру тестовое?

Понять, насколько адекватна компания, какие обязанности его ждут.

Каким должно быть тестовое?

Реальная задача. Можно попросить обратить внимание на какие-то отдельные моменты: TOV, референс (один!), информацию о компании. И размер тестового точно не должен быть в 40 000 знаков. И, наконец, тестовое — это завершающий элемент цепочки подбора сотрудника.

Боль тестовых. Нужно ли оно на самом деле?

Личный опыт, личный опыт :)

2 комментария

Комментарий удалён модератором

А рерайтерам баянов место в аду! - ))) это конечно забавно, но сейчас уже столько текстов написано и еще больше сгенерено что реально задаешься вопросом а есть ли оригинальные тексты или все это рерайт?

1

1.Я всегда говорю работодателям -самостоятельных "тестовых" быть не должно, дайте мне нормальное задание на которое длинный срок, не понравится, не оплатите, отдадите своему штатнику, вопросов к Вам не будет, понравится -напечатаете.
2. На самых успешных моих проектах тестовых вообще не было.
В самом тиражном и самом известном журнале, который был у меня первым я не мог запросить тестовое, у меня не было ни портфолио ни образования. Я в наглую написал им как реформировать их издание (известнейший издательский дом) не рассчитывая ни на что. Никто конечно ничего реформировать не стал, но колонку дали.
С самым продолжительным контрактом еще смешнее.
Вопрос ко мне - что Вы знаете о нашей предметной области ?
Ответ - ничего
- Спасибо Вы приняты.
Сотрудничество продолжается уже 18 лет.
Тестовыми увлекаются либо самолюбивые ничтожества, либо мошенники.