Как увеличить продажи и повысить на 30% выручку в стоматологии, сократив рекламный бюджет в два раза

Рассказываю, как продажи в медицинской клинике помогают пациентам получить лучшие условия лечения и как стоматология за два месяца увеличила оборот на 30% благодаря нескольким точечным изменениям.

Всем привет! Я Шутов Владимир, помогаю предпринимателям повысить выручку с помощью настройки отделов продаж.

Веду канал в телеграм Не впарил, а продал, пишу про кейсы, продажи, рабочие инструменты увеличения продаж.

Бот Взломай продажи поможет выявить причину низких продаж и даст рабочие инструменты увеличения выручки.

Было время, когда медицинские клиники и продажи были для меня несовместимы. Не то чтобы я отрицал эту связку в принципе, просто ассоциации были не самыми приятными: несколько лет назад гремел скандал с участием разводил, которые ставили несуществующие страшные диагнозы и выманивали деньги у несчастных напуганных пациентов.

Мое отношение к продажам в этой сфере в корне изменилось после того, как я поработал со стоматологической клиникой «Атмосфера».

Клиника работает с 2021 года, за три года команде удалось выстроить рабочие процессы и вывести клинику на стабильный финансовый результат. Это крутое достижение, но, как и большинство предпринимателей, собственник бизнеса был уверен, что клиника может больше с теми же ресурсами, поэтому пригласил меня посмотреть, так ли это.

Я начал с экспресс-аудита: проанализировал отчетность, проверил воронку в СРМ, прослушал записи разговоров, сходил в клинику как тайный покупатель. По результатам аудита стало понятно, что собственник прав, и у клиники есть потенциал роста на 30% без увеличения рекламного бюджета и штата врачей, силами только отдела продаж.

Небольшое лирическое отступление.

Зачем нужен отдел продаж в стоматологической клинике?

Если при словах "отдел продаж" у вас перед глазами мелькают кадры из "Волк с Уолл-стрит" и "Бойлерная", и вы никак не можете увязать эти картины с медицинской клиникой, то я поясняю: стоматология продает медицинские услуги условиях жесткой конкуренции.

Клиник, мягко говоря, очень много, клиенты при выборе часто опираются только на стоимость, и это не новость ни для кого, но такой подход лишает пациента возможности получить лучшее качество по вменяемой цене, и они рискуют здоровьем в погоне за экономией.

Одной из ключевых задач отдела продаж является донесение до пациента ценностей клиники, чтобы выбор был осознанно сделан в пользу качества оказания услуг по обоснованной цене.

Мне импонирует пациентоцентричность клиники. Врачи полностью исключены из процесса продажи и занимаются только лечением, этот подход стал решающим фактором для меня, в противном случае наше сотрудничество не состоялось бы.

Потенциал роста

При анализе отчетности я выделил два ключевых фактора:

1. Выработка всех врачей составляла в среднем 71% за три последних месяца, в среднем 1286 часов в месяц. Количество врачей неизменно, то есть клиника недозагружена на 29%, или на 385 часов. Время простоя нужно дозаполнить.

Количество выработанных врачами часов за полгода помесячно
Количество выработанных врачами часов за полгода помесячно

2. Клиника многопрофильная и выполняет все виды лечения, включая дорогие высокомаржинальные услуги (имплантация, All-on-4 и All-on-6), поэтому нужно сфокусироваться в первую очередь на полной загрузке хирургов-имплантологов и ортопедов, чтобы не уронить средний чек.

Я наметил план действий на месяц:

  • По первичным пациентам повышаем конверсии звонка в запись и записи в явку;
  • Контролируем повторные визиты;
  • Повышаем конверсию явка-оплата.

Всё силами отдела продаж.

Для повышения конверсий необходимо было выделить ключевые бизнес-процессы и назначить ответственных за их выполнение сотрудников

В результате комплекса мероприятий я планировал увеличить выручку клиники на 15% уже в течение первого месяца, так как задачи выглядели довольно простыми. Но при реализации я столкнулся с рядом технических сложностей, из-за чего мой план сработал только со второго месяца.

Структура отдела продаж стоматологической клиники

В клинике организован полноценный отдел продаж с тремя направлениями деятельности:

1. Колл-центр: прием входящих звонков и сообщений, запись на прием, контроль посещений, при необходимости перезапись, исходящий обзвон пациентов.

2. Администраторы: встреча пациентов, координация по кабинетам, расчетно-кассовое обслуживание, оформление документации,

3. Кураторы лечения: сопровождение пациента в процессе лечения, информационная поддержка, помощь в принятии решений и оформлении документов, подбор удобного графика посещений клиники.

В клинике были внедрены и активно использовались СРМ с разными воронками по типам пациентов, телефония, специализированное ПО для учета медицинских карт пациентов и графика работы врачей.

Эти факторы вселяли уверенность в том, что результата можно добиться традиционными для отделов продаж методами, такими как обратные связи, контроль показателей, изменение мотивации.

Настройки СРМ

Начал с того, что зафиксировал изначальные показатели. Это оказалось непросто сделать, так как существующие настройки СРМ не позволяли считать конверсию внутри воронки по этапам с разбивкой по сотрудникам в нужном мне формате.

Я неоднократно настраивал разнообразную отчетность внутри других СРМ с помощью интеграторов, это было быстро и недорого, однако в этот раз нашла коса на камень, срок реализации установили 2 месяца и запросили 300к. С моей точки зрения, это было неоправданно, поэтому пришлось пилить костыли и оптимизировать данные в выгрузках вручную. Понимаю, что это не комильфо, но выбора у меня не было)

Пример отчета движения по воронке в СРМ
Пример отчета движения по воронке в СРМ

Повышаем конверсии первичных обращений

Я сразу изменил методику расчета конверсии. До этого она считалась от целевых звонков, признак "целевой/не целевой" проставляли сами сотрудники после разговора и делали это далеко не всегда обосновано. Поэтому конверсии начали считать от общего числа поступивших обращений.

Что сделано:

  • Колл-центр назначен ответственным за конверсии первичных обращений.

Проблема была в том, что звонки принимали и администраторы и колл-центр, при такой маршрутизации контролировать конверсии невозможно, поэтому в течение 10 дней я плотно взаимодействовал с поддержкой телефонии и тестировал разные сценарии маршрутизации. В итоге мы добились, чтобы 90% первичных звонков направлялись на колл-центр, оставшиеся 10% маршрутизировались на админов только в случае занятой линии колл-центра.

  • Изменил методику определения целевых звонков.
  • Установил KPI по конверсии звонок-запись и звонок-явка.
  • Довел до сотрудников изменения мотивации и показал, как они могут самостоятельно считать свои показатели.
  • Провел несколько обратных связей с полноценным разбором звонков для повышения эффективности работы сотрудников.

Результат на графике:

Динамика к среднему значению за 4 месяца. За вторую половину февраля, сразу после изменений, рост конверсии составил 7% от общего количества обращений и 12% от целевых. В течение марта конверсия выросла на 12% от общего числа и на 24% от целевых.
Динамика к среднему значению за 4 месяца. За вторую половину февраля, сразу после изменений, рост конверсии составил 7% от общего количества обращений и 12% от целевых. В течение марта конверсия выросла на 12% от общего числа и на 24% от целевых.

Контролируем повторные визиты

Расписание врачей начало постепенно заполняться первичными пациентами, но еще было к чему стремиться. Аналитика показала, что есть просадка повторных визитов.

В клинике внедрена практика записи далее врачами, когда врачи самостоятельно записывают пациентов на следующий прием, но все равно процент пациентов без назначенных повторных визитов оставался высоким. Приходилось тратить дополнительные ресурсы на поиск и обзвон таких пациентов.

Была еще одна проблема: удаленные записи, то есть отмена визита без перезаписи. При прослушивании таких разговоров выяснилось, что администраторы редко предлагают записаться на другое время, необходимо было изменить этот тренд.

Что сделано:

  • Администраторы назначены ответственными за запись далее.
  • Разработана систему расчета записи далее повторных пациентов и перезаписи после отмены.
  • В KPI администраторов включены дневные показатели: процент записи далее и процент следующей записи по удаленным записям.
  • Изменены скрипт разговора при отмене записи, в регламент работы добавлена необходимость контроля.

Результат на графике:

В марте 2024 года рост на 17% записанных далее пациентов, включая удаленные записи
В марте 2024 года рост на 17% записанных далее пациентов, включая удаленные записи

Таким образом, с помощью повышения конверсий и организации контроля повторных визитов, в марте удалось поставить рекорд по выработке часов врачей:

Как увеличить продажи и повысить на 30% выручку в стоматологии, сократив рекламный бюджет в два раза

Повышаем конверсию явки в оплату

Клиника практикует бесплатные консультации по всем видам услуг: пациент получает полноценный план лечения с перечислением всех манипуляций и стоимостью каждой процедуры, чтобы потом не спеша обдумать и прикинуть свои возможности.

С одной стороны, это очень лояльные условия, с другой – явка на прием не гарантирует поступление денег в клинику, пациент пришел, но лечиться не начал, и не факт, что начнет.

Для того, чтобы выбор пациента был менее мучителен, к работе подключаются кураторы: все организационные вопросы пациент решает с куратором, который в курсе всех нюансов, знает план лечения и объясняет его пациенту простым человеческим языком. Задача куратора как сотрудника отдела продаж – довести пациента до оплаты.

В начале нашего сотрудничества кураторы получали процент с оплат закрепленных пациентов, поэтому основной фокус их внимания был сосредоточен на своих пациентах, бывали случаи, когда пациент другого куратора оставался без внимания.

Однако особенность стоматологии в том, что важен каждый пациент, даже тот, который пришел на ежегодный осмотр, потому что в любой момент ему может понадобиться дорогостоящее лечение, и в этом случае он должен сделать выбор в пользу клиники, в которую обратился изначально.

Что сделано:

  • К ежемесячной премии за выполнение плана добавили KPI за выполнение дневного плана. Причем не важно, с каким пациентом работал куратор, со своим или с закрепленным за другим куратором, важен был сам факт выполнения плана дня.
  • Внедрена методика предварительного составления плана работы на день: куратор утром подробно просматривает всё расписание, заранее изучает планы лечения и планирует день.
  • Проработана техника продаж: разобрал с каждым куратором несколько видео-записей встреч с пациентами, обсудили основные ошибки и способы экологичного закрытия сделки.
  • Отдельно отработали выход на сделку: в клинике существует гибкая система скидок и несколько способов оплаты, включая рассрочку, кураторы научились пользоваться всеми преимуществами и предлагать пациентам индивидуальные условия.
Самым сложным оказалось убедить кураторов в том, что схема на 100% рабочая и они будут зарабатывать больше при новой мотивации.

В первый рабочий день после объявления нововведений работал опытный сотрудник, мы вместе отработали планирование рабочего дня, обговорили подробности, просмотрели планы лечения и у нас всё получилось, дневной план был выполнен. Это вселило уверенность в успехе всего предприятия.

Могло быть и лучше

Врать не буду, план выполнялся далеко не каждый день, и в конечном итоге март закрыли хуже, чем я планировал, но на то были объективные причины:

  • У ведущего ортопеда выпала неделя из рабочего графика, он был вынужден незапланированно уехать, в итоге переносили запись и часть пациентов были перенесены на апрель.
  • Отток двух сотрудников из семи. Админ уехал в другой город, а куратор ушла в декрет. Конечно, о предстоящем декрете было известно заранее, но неожиданностью явился досрочный уход по состоянию здоровья, поэтому оперативно найти замену не получилось.
  • В конце февраля руководством клиники было принято решение о снижении в два раза рекламного бюджета. Это было время настройки новых рекламных кампаний и бюджет снизили до получения объективных данных от рекламных источников.

Выглядит, как отмазка РОПа о причинах невыполнения плана))

Тем не менее, результатом я более чем удовлетворен.

Выручка выросла на 27,7%

По понятным причинам я не могу раскрыть финансовый результат, поэтому привожу график без указания сумм, но он наглядно показывает рост выручки в марте:

График выручки клиники помесячно, в марте выручка выросла на 27,7% к среднему значению за предыдущие 4 месяца.
График выручки клиники помесячно, в марте выручка выросла на 27,7% к среднему значению за предыдущие 4 месяца.

Подытожу:

1. Специфика работы отдела продаж стоматологической клиники в том, что любое давление на пациента исключено в принципе, не получится использовать некоторые методы продаж и не навредить при этом репутации.

2. Отличный результат дают классические методы управления продажами: планирование, контроль выполнения плана, правильно настроенная отчетность, обратные связи, система KPI.

3. Результат получен без фундаментальных изменений, я не менял бизнес-процессы и не перенастраивал воронку, а всего лишь немного сместил некоторые акценты и показал, что и как контролировать. Это легко, когда знаешь, что делаешь)

4. Форс-мажоры не повлияли на рост, стратегия изменений была выбрана верно. Вернее, повлияли, рост был бы выше. Однако история не терпит сослагательного наклонения, поэтому простая констатация: рост выручки возможен при снижении вливаний в рекламу и численности сотрудников благодаря точечной настройке отдела продаж.

5. Бонусный пункт. В конце марта кредитный брокер, работающий с клиникой, спросила, что случилось: за весь период сотрудничества клиника оформляла в среднем 6-7 рассрочек в месяц, тогда как за 3 недели марта уже было оформлено 15 договоров на рассрочку. Отдел продаж помогает пациентам получить качественное лечение сразу, не откладывая и не загоняя в кредиты.

Приглашаю в мой телеграм канал Не впарил, а продал – пишу о продажах и не только, заходите посмотреть и оставайтесь).

22
Начать дискуссию