Код да Винчик. История «Абрау Дюрсо» | Сергей Усик, IT-директор «Абрау Дюрсо»

В новом интервью на канале «Сделано круто» пересеклись две актуальных темы — цифра и вино. Я пригласил в гости IT-директора «Абрау Дюрсо» Сергея Усика. Беседа вышла увлекательной — обсудили it-технологии в виноградарстве и виноделии, почему сельское хозяйство «плетётся в хвосте» цифровизации. Поговорили про новые проекты «Абрау» — ИИ-сомелье и платформа VINO. RU.

Код да Винчик. История «Абрау Дюрсо» | Сергей Усик, IT-директор «Абрау Дюрсо»

— Если мы копнём тему виноделия, виноградарства — это огромная история ручного труда, человеческих знаний и экспертизы. Как это всё сочетается с цифрой? Может ли IT совершить прорыв в этой области?

Насчёт прорыва не уверен. С 2017-2018 годов я изучаю применение IT в виноделии. Мы предпринимали несколько попыток цифровизации винодельческого процесса, но пока не нашли, где бы можно было IT применить. В мире также практически нет специализированных IT-продуктов для виноделов. Есть куча программных продуктов для выписки счетов, для склада, для магазинов. И они позиционируются как продукты для маленьких гаражных виноделов во Франции, в Канаде, в новом свете, в ЮАР. Однако мощных промышленных систем, которые помогли бы виноделам в их процессе, пока нет. Мы пытались внедрить такие решения у себя, пока отложили на некоторое время, чтобы осмыслить результаты и там повторить эту попытку в будущем. Всё тяжело, всё непросто. На данный момент виноделие остается областью, где человеческая экспертиза играет ключевую роль.

С другой стороны, в виноградарстве цифровизация имеет больше перспектив. Здесь востребованы современные технологии для облегчения труда в полях и механизации процессов. Мы начали собирать данные о работах на виноградниках: какие операции проводились, при каких погодных условиях, сколько людей было задействовано и какая техника использовалась. Эти данные помогут нам принимать более обоснованные управленческие решения в будущем.

— Как это влияет на результативность и эффективность?

Это позволяет нам более точно отслеживать затраты. Раньше информация о работах на полях фиксировалась вручную и часто терялась в архивах. Теперь у нас есть возможность анализировать данные: как обрабатывалось поле, какая была урожайность, какие погодные условия влияли на процесс. Мы можем сравнивать эффективность бригад и принимать решения о привлечении работников на уборку. Например, если мы видим, что определённые бригады работают лучше, мы будем отдавать им предпочтение при найме. Таким образом, цифровизация помогает нам оптимизировать процессы и улучшать результаты.

— Ты уже давно в сельскохозяйственной такой отрасли. У меня такое впечатление, что, хотя сейчас много говорят об автоматизации в сельском хозяйстве, оно всё ещё отстаёт по сравнению с другими отраслями. Например, банковская сфера всегда была лидером в этом плане, ритейл активно внедряет технологии, тяжелая промышленность реализует крупные цифровые проекты. Почему сельское хозяйство остается позади, несмотря на свою важность для нашего выживания?

Сельское хозяйство действительно отстаёт. Ответ очевиден — там нет денег. В таких отраслях, как нефтяная и банковская, есть значительные денежные ресурсы. Они могут позволить себе экспериментировать с технологиями или инвестировать в них для увеличения прибыли. В сельском хозяйстве же маржа составляет всего 5-10%. Поэтому крестьяне предпочитают вкладывать средства в новую технику, удобрения или покупку полей, нежели в IT и автоматизацию. Для средних компаний выгода от таких инвестиций минимальна. Поэтому лучше купить за 10 миллионов трактор или два, и обработать больше, быстрее, качественнее, чем потратить 10 миллионов рублей на кусочек ERP-системы.

Автоматизируют сельское хозяйство только в крупных холдингах (например, "РУСАГРО"), которые контролируют весь производственный цикл — от выращивания зерна до продажи готовой продукции. Такие компании могут перераспределять прибыль между различными этапами цепочки производства. Например, они могут заработать на продаже сахара и инвестировать эти средства в автоматизацию выращивания сырья, чтобы повысить общую эффективность и маржу. Это позволяет им оптимизировать менее прибыльные части бизнеса за счёт более прибыльных.

Код да Винчик. История «Абрау Дюрсо» | Сергей Усик, IT-директор «Абрау Дюрсо»

— IT для Абрау-Дюрсо это история внутренней эффективности или вы видите в этом возможность объединения рынка? В виноделии много мелких игроков, производящих, скажем, 7 тысяч бутылок в год и не хватает интегратора, который бы смог объединить всех участников в единую экосистему. Им сложно самостоятельно находить и закупать все необходимые материалы — бутылки, пробки и так далее. Такая платформа могла бы значительно упростить эти процессы, помочь не только с логистикой и закупками, но и с доступом к рынку. Имея деньги, ты можешь развиваться как экосистема, собирая вокруг себя сообщество, и зарабатывать деньги на другом.

На курсе MBA, где я учился последние два года, рассматривали разные варианты поиска рынков, где есть деньги, чтобы туда пойти и зарабатывать в качестве учебных проектов. И я как раз анализировал наше виноделие. Пару лет назад по официальной статистике было около сотни винодельческих заводов-предприятий, у которых отчётность можно было посмотреть и кто производит в промышленных объемах, хотя бы несколько десятков тысяч бутылок в год. Соответственно “Кубань-вино”на первом месте, “Абрау-Дюрсо” и “Фанагория” на втором - третьем. А все остальные очень маленькие. И вот этого рынка, где бы можно было построить свою платформу-экосистему, на мой взгляд, нет.

У предприятий, которые там наверху рейтинга, у них тоже достаточно много своих проблем, которые нужно решать. Поэтому все смотрят внутрь и занимаются улучшением оптимизации и автоматизации того, что есть внутри, а внешний радиус он постольку-поскольку.

Ну вот у нас в “Абрау” есть проект VINO. RU, где мы помогаем малым виноделам в самой конечной цепочке — в реализации вина. Чтобы сделать доступным вино малых виноделов всем, а не только в том регионе, где вино производится. Это то направление, где большой производитель “Абрау” инвестирует не в маркетинг своего продукта, а в создание платформы, которая позволит и ему заработать за счёт концентрации виноделов, и виноделам принесёт пользу.

Рекомендую посмотреть интервью до конца — Сергей рассказал, как сплотить команду и реализовать проект за 6 месяцев, а также поделился своим опытом импортозамещения 👍

Будьте в курсе новостей и трендов рынка. Подписывайтесь на мой Telegram-канал «Сделано круто!»

11
реклама
разместить
Начать дискуссию