Как создать идеальную продуктовую стратегию
Мы в студии разработки мобильных экосистем Heads and Hands помогаем клиентам создавать продукты, которые любят пользователи. Мы постоянно мониторим свежие исследования и материалы, чтобы быть в курсе трендов и делиться ими с нашими клиентами и сообществом.
В этот раз перевели статью из блога Product Coalition, в которой разобран процесс создания продуктовой стратегии.
Что такое продуктовая стратегия?
Продуктовая стратегия — это план, благодаря которому продукт поможет компании достичь бизнес-целей.
Стратегия описывает текущую ситуацию, то, как может выглядеть будущее, и предлагает решение для проблем клиентов.
По мере своего развития стратегия включает подробные сведения о функциях продукта, сценариях взаимодействия пользователей с интерфейсом, дизайне, а также о технических характеристиках.
Критерии хорошей продуктовой стратегии
Она соотносится с бизнес-целями и проблемами клиентов. Ко всему прочему она достаточно гибкая, чтобы учитывать изменения рынка, сроков и объемов продукта.
Хорошая продуктовая стратегия дает следующие результаты:
- Согласовывает цели и задачи бизнеса. Подтверждает, что компания тратит время на правильные задачи.
- Рассказывает команде разработки, какой продукт вы создаете, какие метрики хотите изменить.
- Помогает другим кросс-функциональным командам начать подготовку (деньги, время и люди) к поддержке вашего продукта на протяжении его жизненного цикла.
- Главное — она заставляет двигаться вперед.
Когда выстраивать продуктовую стратегию?
Когда вы утверждаете идею, вы уже начинаете строить продуктовую стратегию. Однако формализовать ее лучше после проверки идеи и до создания дорожной карты продукта.
Следующим этапом после составления продуктовой стратегии станет подробное планирование и переход к этапу разработки.
3 столпа продуктовой стратегии
Содержимое продуктовой стратегии упрощенно можно разбить на следующие области: «Настоящее», «Будущее» и «Как мы достигнем цели».
1) «Где мы сейчас?» — опишите текущее состояние продукта.
Прежде чем думать о будущем, нужно сосредоточиться на текущем внутреннем и внешнем ландшафте.
Необходимая информация на этом этапе:
- текущие бизнес-цели или проблемы;
- проблемы или потребности клиента;
- технологии и состояние рынка;
- сильные и слабые стороны продукта, возможности и угрозы (SWOT).
2) «Куда мы идем?» — опишите будущее состояние продукта.
Чтобы привлечь людей к работе над продуктом, необходимо обозначить перспективы. Прогнозирование будущего основывается на данных о клиентах и рынке, полученных на этапе проверки идеи.
Необходимая информация на этом этапе:
- видение вашего продукта;
- уровень дифференциации продуктов;
- модель получения дохода от продукта;
- ключевые показатели, которые вы хотите изменить.
3) «Как мы достигнем цели?» — опишите этапы реализации продукта.
Наконец, расскажите, какие шаги вы собираетесь предпринять на пути к цели и что вам нужно от команды, чтобы достичь ее.
Необходимая информация на этом этапе:
- основные этапы и ключевые релизы;
- соответствие инициативам и целям компании;
- интеграции и риски;
- требования к ресурсам: людям, деньгам и времени.
Начните с простой стратегии и постепенно добавляйте детали в нее
На ранней стадии запуска спланировать все нереально. Идея может провалиться в любой момент.
Составьте простое описание в формате Elevator Pitch, чтобы перейти к фазе проверки гипотез. Облегченная стратегия продукта позволит вам быстро обновлять ее по мере того, как вы узнаете больше со стороны рынка.
Перейдите к разработке исчерпывающей стратегии
При переходе от этапа исследования к реализации, вам придется привлекать внешние заинтересованные стороны. Здесь придется отвечать на большее количество вопросов.
«Оценка возможностей» от Марти Кагана — отличный инструмент для того, чтобы сформулировать более широкую стратегию продукта. Он включает десять фундаментальных вопросов о продукте, которые помогут выработать более комплексную стратегию.
Начните с вопросов выше и добавьте или удалите вопросы, актуальные для вашей компании (например, автор меняет последний вопрос на «Дальнейшие действия»).
Собирайте отзывы о стратегии на разных этапах
Создание продукта — это дело целой команды. После создания первой версии стратегии соберите отзывы со своей команды.
Храните свою стратегию в месте, в котором она будет легко доступна. По возможности отправляйте ссылку на файл, вместо прикрепления к электронному письму. Это позволит всегда поддерживать актуальное состояние стратегии среди всех кому вы выслали ссылку.
Итоги
Начните написание стратегии с простого описания в формате Elevator Pitch, а затем наполняйте ее деталями. Используйте «Оценку возможностей» для формирования более комплексной стратегии.
Независимо от того, какие инструменты вы используете, вся стратегия строится вокруг ответов на три вопроса:
- «Где мы сейчас?» = Опишите текущее состояние продуктовой линейки.
- «Куда мы идем?» = Опишите возможности и то, как будет выглядеть продукт в будущем.
- «Как мы достигнем цели?» = Опишите следующие шаги по мере продвижения в разработке.
Четко сформулированная продуктовая стратегия направляет план развития продукта и синхронизирует действия всех стейкхолдеров.
Наш комментарий
В Heads and Hands мы помогаем клиентам сформулировать видение будущего проекта с точки зрения продуктового предложения, а не только интерфейса или разработки.
Для этого расписываем текущее состояние продуктов компании и их конкурентов на следующей матрице.
Далее определяем варианты дальнейшего развития и планируемого состояния, выбираем подходящую для этого стратегию, формулируем продуктовое предложение.
Вместе с клиентами мы проходим все 3 основных этапа: определяем актуальное состояние продукта с помощью матрицы, формируем понимание продуктового предложения и составляем план того, как двигаться из пункта А в пункт Б.
Как всегда 🔥🔥🔥