Кто такой разработчик онлайн-курсов и почему сейчас самое время им стать

Руководитель группы обучения Яндекс.Такси, направления B2B Александр Цветков рассказал, как изменилась профессия за последние годы и почему сейчас самое время начать её осваивать.

По состоянию на 2020-й год рынок дистанционного образования в России оценивается в 60 млрд. рублей, при этом ежегодно прибавляет до четверти. Нас ждёт взрывной спрос на разработчиков электронных курсов.
По состоянию на 2020-й год рынок дистанционного образования в России оценивается в 60 млрд. рублей, при этом ежегодно прибавляет до четверти. Нас ждёт взрывной спрос на разработчиков электронных курсов.

В профессию разработчика онлайн-курсов я пришёл в середине 2010-х. То, что мы делали тогда, было очень наивным – презентация и тест в конце. Сегодня я разрабатываю и продюсирую онлайн-курсы в Яндекс.Такси в B2B направлении сервиса и реализую такие проекты, которые мне и не снились пять лет назад.

Рынок дистанционного обучения очень большой – в России он оценивается в 60 млрд. рублей по состоянию на 2020-й, при этом ежегодно прибавляет до четверти. По мнению многих экспертов, пандемия и всё связанное с ней станет дополнительным драйвером для роста рынка. Нас ждёт взрывной спрос на разработчиков электронных курсов. Мой наставник в Академии iSpring и друг Владимир Раджапов подтверждает тренд. На вопрос о перспективах специалистов ответил так: «Сегодня ни один мой коллега, ни один из выпускников академии не потерял работу. Наоборот, их карьера пошла в гору».

Дополнительное образование делится на два крупных сектора – B2B и B2C. В первом случае речь идёт о корпоративном обучении, во втором – о курсах, направленных на массового потребителя. Разработчик онлайн-курсов может работать везде: делать курсы для сотрудников в компании или на стороне агентства, или разрабатывать курсы для компаний, предоставляющих услуги онлайн-обучения всем желающим. Мои коллеги нашли себя в разных направлениях. Например, в автомобильном бизнесе, консалтинге, создании своих школ и другом.

Много лет назад я выбрал для себя направление корпоративного обучения и до сих пор работаю в этой сфере.

Презентации с аудиофайлами и учёба

В разработчики онлайн-курсов я попал случайно, в 2015 году. На тот момент работал бизнес-тренером в крупной отечественной компании – провайдере связи. В мои обязанности входило обучение торгового персонала техникам продаж. Однажды руководитель предложил попробовать свои силы в создании образовательных курсов, и я согласился.

Сейчас, глядя на те учебные материалы, я улыбаюсь. Это были обычные презентации с тестом в конце. Изюминкой и «прорывом» для тех лет стало голосовое сопровождение: мы зачитывали текст и прикрепляли аудиофайл к слайдам. И тогда это было очень круто!

В новую для себя профессию я пришёл со скромным бэкграундом: опытом ведения очных тренингов, уверенным знанием PowerPoint и минимальным – графических редакторов. Мне так понравилось создавать онлайн-курсы, что я решил посвятить себя этому делу. Первые несколько лет читал всё, что находил по теме в открытом доступе. Самостоятельно разобрался с конструктором онлайн-курсов iSpring Suite.

Большинство моих заказчиков считают, что сделать хороший курс просто. Разбил информацию по блокам, картинки красивые добавил – и готово. На самом деле всё гораздо сложнее.

Я продолжил развиваться в новой для себя профессии и на следующем месте работы – в крупной IT-компании из автомобильного сектора. Мне хотелось внедрять в онлайн-курсы геймификацию, сложные диалоговые тренажёры, анимацию, но катастрофически не хватало технических навыков. Поэтому в какой-то момент решил для себя: пора идти учиться.

В 2018 году выбор был не такой большой, как сейчас. Я рассматривал Академию iSpring и курсы Елены Тихомировой. Остановился в итоге на первом варианте. Причин было, как минимум, две. Во-первых, я давно работал в их редакторе. Во-вторых, был хорошо знаком с компанией – много читал их блог, посещал конференции iSpring Days, куда съезжались разработчики курсов из крупных российских и зарубежных компаний. Решил, что курс Академии iSpring не только поможет виртуозно овладеть редактором, но и позволит установить новые знакомства в профессиональном сообществе.

Новые знания и нетворкинг

В Академию iSpring я пошёл учиться в декабре 2018 года. За два месяца очных встреч узнал много интересного: как писать сценарии обучения, делать различный контент, использовать инструменты оценки знаний и другое.

Обучение в академии закрыло много «белых пятен». Например, я долгое время подходил к составлению тестов «в лоб». Смотрел, какие утверждения есть в материалах, и проверял их понимание с помощью открытого или вариативного вопроса. Позже, в академии, узнал, что составление теста – целая наука. Они могут как оценивать знания, так и давать их.

Обучение в академии закрыло много «белых пятен». Как оказалось, даже составление теста – целая наука. Тесты могут как оценивать знания, так и давать их.
Обучение в академии закрыло много «белых пятен». Как оказалось, даже составление теста – целая наука. Тесты могут как оценивать знания, так и давать их.

У меня было преимущество перед остальными учениками – я мог тут же использовать полученные знания в работе. И активно пользовался этой возможностью. Например, прослушал лекцию о диалоговом тренажёре (инструменте, имитирующем разговор с клиентом) и сделал в своём онлайн-курсе такой, на оттачивание навыка выявления потребностей покупателя. Он был очень объёмным и сложным. Один сотрудник, чтобы изучить все варианты развития событий, прошёл его 97 раз. Такое упорство было вознаграждено: ученик так хорошо отработал навык, что начал продавать больше, чем до обучения.

В другой раз я тут же реализовал в рабочих проектах полученные знания о лидербордах. Это рейтинговая таблица, в которой сравниваются результаты коллег. Интересное наблюдение: большинству сотрудников не чужд дух соперничества, многие снова и снова проходили курс, чтобы занять строчку в рейтинге повыше.

В Академию iSpring я пошёл учиться в декабре 2018 года. За два месяца очных встреч узнал много интересного и обзавёлся друзьями. С некоторыми позже работал и участвовал в тематических конкурсах.
В Академию iSpring я пошёл учиться в декабре 2018 года. За два месяца очных встреч узнал много интересного и обзавёлся друзьями. С некоторыми позже работал и участвовал в тематических конкурсах.

В процессе обучения я обзавёлся друзьями. С некоторыми позже работал и участвовал в тематических конкурсах. Например, с Ирой Мельниковой делали курс для онлайн-хакатона «Звёздные ночи». Нам досталась очень сложная тема – поддержка родителей неизлечимо больных детей. В итоге заняли 10 место из 25.

Я даже попал в наставники Академии iSpring. После обучения руководители академии предложили мне присоединиться к группе наставников, помогающих новым ребятам с освоением учебной программы. Это оказалось интересным опытом.

Отдельная головная боль любого разработчика онлайн-курсов – работа с заказчиками. Я сталкивался с ситуациями, когда в финале узнавал, что «всё не нравится, нужно переделать». В Академии iSpring научили лайфхакам, здорово упрощающим жизнь. Например, как грамотно составить черновой план курса. Потратив некоторое время и накидав план, как будет выглядеть курс и что на каком слайде, можно избежать большей части проблем в будущем.

Опыт бизнес-тренера и педагогический дизайн

Большинство моих заказчиков считают, что сделать хороший курс просто. Разбил информацию по блокам, картинки красивые добавил – и готово. На самом деле всё гораздо сложнее. Онлайн-курс должен строиться таким образом, чтобы взрослый человек понимал, зачем ему эта информация, и хотел её изучить. В этом мне здорово помог мой опыт работы бизнес-тренером. Я знал, как работать с аудиторией, удерживать внимание и другое.

Отдельная головная боль любого разработчика онлайн-курсов – работа с заказчиками. Я сталкивался с ситуациями, когда в финале узнавал, что «всё не нравится, нужно переделать».
Отдельная головная боль любого разработчика онлайн-курсов – работа с заказчиками. Я сталкивался с ситуациями, когда в финале узнавал, что «всё не нравится, нужно переделать».

В онлайн-образовании есть целое направление, изучающее правильную подачу знаний, – педагогический дизайн. Он решает вполне конкретные задачи. Например, как привлечь внимание и мотивировать пользователя на учёбу. Я всегда начинаю онлайн-курс с объяснения, зачем всё это нужно человеку, что он в итоге получит. Второе, что изучает педагогический дизайн, – как сопровождать пользователя в процессе обучения. По своему опыту могу сказать, что ачивка «Молодец, так держать!» может творить чудеса. Наконец, третья задача – правильно использовать инструменты закрепления и оценки знаний. Есть большое количество подобных инструментов. Это и диалоговые тренажёры, про которые я говорил выше, и тесты, и интерактивные задания, и многое другое.

Онлайн-курс должен строиться таким образом, чтобы взрослый человек понимал, зачем ему эта информация, и хотел её изучить.

Разработка онлайн-курса не может происходить в отрыве от желаний заказчика. С помощью курса мы не только обучаем сотрудников, но и решаем какие-то бизнес-цели. Поэтому важно заранее узнать, какие задачи, в том числе бизнесовые, стоят перед электронным курсом и реально ли их выполнить. Цель может быть любой: например, поднять продажи на 15% за счёт обучения продавцов.

Подход с фантазией

Я считаю, что верная помощница разработчика онлайн-курсов – его фантазия. В своих курсах я использую отсылки к известным компьютерным играм, мемы, когда это уместно.

Однажды в курсе, посвящённом навыкам продаж, использовал пасхалку – спрятанное послание. Таким образом, хотел подогреть интерес пользователей. Самые внимательные находили на одном изображении в самом углу маленького котёнка с прикреплённой к нему ссылкой. Кликнув по нему, пользователи переходили на секретный слайд с условиями получения дополнительного «бонусного» курса.

На этапе составления технического задания следует собрать как можно больше информации, и о целях заказчика, и об аудитории – пол и возраст учащихся, уровень их подготовки, интересы. Так вероятность, что онлайн-курс будет максимально эффективным, существенно увеличится.

Анна Васютинская, эксперт Академии iSpring

Сейчас я работаю в Яндекс.Такси, направлении B2B. Мои ученики – мужчины и женщины в возрасте от 20 до 40 лет. В онлайн-курсах для них я много использую различные интерактивности и триггеры. Последнее – это когда на слайде что-то происходит в зависимости от действия пользователя.

Больше требований – больше зарплата

За последние пять лет требования к разработчику электронных курсов, разумеется, выросли. Вот пример из свежей вакансии от сети гипермаркетов «Глобус». Специалист должен иметь опыт работы по профилю. Уметь работать в популярных конструкторах онлайн-курсов и программах дистанционного обучения. Разбираться в копирайтинге. Виртуозно владеть PowerPoint. Знать и уметь использовать педагогический дизайн, геймификацию, инструменты оценки знаний. Наконец, немного «рисовать» в графических редакторах.

То есть сегодня минимум для разработчика онлайн-курсов – это:

  • Знание хотя бы одного конструктора онлайн-курсов и платформы дистанционного обучения.

  • Умение работать с учащимися: мотивировать, сопровождать в процессе обучения, давать обратную связь. Оно же – знание педагогического дизайна.

  • Навык работы с инструментами оценки и закрепления знаний: тестами, практическими заданиями, диалоговыми тренажёрами и прочим.

Проще всего получить этот «минимум» на подходящих курсах разработчиков онлайн-курсов. Например, я, будучи самоучкой, долгое время не понимал, как составлять тесты. Это ведь целая наука: они могут либо давать знания, либо проверять их. Два года я наступал на одни и те же грабли, а потом научился составлению тестов за пару лекций на курсах.

Обучение позволяет серьёзно прокачаться разработчику электронных курсов: получить системные знания о педагогическом дизайне, о работе со сложными интерактивными элементами, о внедрении геймификации. Таким образом, можно получить уровень «профи» и претендовать на вакансии в крутых компаниях, вроде «Яндекса» или Mail.Ru. Например, в университете «Синергия» за эту работу обещают от 100 тысяч рублей.

На конкурентоспособность и зарплату разработчика онлайн-курсов влияют разные вещи. Помогут сделать карьеру навыки проведения вебинаров в Zoom, ставших популярными на волне самоизоляции, «дикторский» голос, умение снимать обучающие видео на смартфон и прочее. В онлайн-курсах будет становиться всё меньше текстов и всё больше интерактивности. На первый план выйдут разработчики, умеющие работать с видео и звуком. Сейчас самое время начать приобретать новые навыки, чтобы уже завтра стать супервостребованным специалистом.

1313
1 комментарий

Если станет вопрос о выборе платформы для размещения, от себя могу порекомендовать Skillspace.ru - юзер френдли, бесплатный тариф, простой интерфейс и тп. Все что нужно для начинающих в принципе.

3
Ответить