Как делать уникальные продукты на базе open-source: вы тоже так можете

В 2000-х Алексей Какунин продавал часы разработчиков в Европу, пересидел кризис в 2008 году рядовым программистом, а потом создал свой бизнес по разработке и интеграции ИТ-решений на базе мировых open-source продуктов. Еще один участник программы Yandex Cloud Boost поделился с нами своей уникальной историей.

команда EmDev
команда EmDev

В начале 2000-х мы продавали часы программистов

История компании EmDev началась в 2005 году. Мы были обычной аутсорс-конторой, которая продавала часы программистов в Европу. В то время это было обычной практикой, так как зарплаты программистов в России были значительно ниже зарплат за рубежом. Сейчас уже с трудом вспоминаю, как именно я тогда находил клиентов, как убеждал их работать именно с нами, а не с другими компаниями, например, из Индии или Китая. Возможно, демпингом, потому что на тот момент какой-то уникальной фишки у нас не было. Однако такой поиск клиентов ни к чему хорошему не приводил – они приходили и уходили, потом начался кризис 2008 года, когда практически все (это были в основном стартапы) резко свернули разработку.

Liferay – новое топливо, которое помогло найти нашу фишку

В 2011 году, пересиживая кризис обычным программистом, я познакомился с корпоративным порталом Liferay. Это такая «тильда» для программистов – ты сделал какой-то набор готовых функциональных компонентов (вики, форум, работа с документами, новости, адресная книга и многое другое), а потом по клику можешь создавать новые сайты, сообщества, личные страницы. Система, с одной стороны, очень сложная, с другой, если в ней разобраться, то много очень крутых штук можно делать очень быстро. Я разобрался, но, в силу характера, не держал свои знания в себе, а активно участвовал в жизни сообщества, развивающего Liferay, помогал другим разработчикам, отвечал на вопросы в форумах. В какой-то момент я обратил внимание, что ко мне стали обращаться как «к главному специалисту по Liferay в России». Тогда я и понял, что это бизнес-шанс.

Итак, работа компании возобновилась, но теперь мы не занимались просто разработкой на заказ – мы использовали тот уникальный опыт в Liferay, который уже был только у нас. Мне стало намного легче объяснить клиентам, почему надо работать с нами, а не кем-то еще, появилась фишка компании.

Мы решили сделать ставку на «уникальность экспертизы» в стратегии развития компании – теперь мы не брались за все подряд, отказывались от заказов по обычной Java-разработке. Мы решали задачи с использованием Liferay, за счет опыта могли решать такие задачи быстро (и как результат – недорого). Но это недорого уже было не результатом демпинга, а результатом правильного использования подходящих информационных систем.

Мы не были первыми, кто начал использовать Liferay в России, но мы стали первыми, кто целенаправленно продвигал его в России как продукт.

Мы набираем команду не по местоположению

С самого начала мы помогали нашим программистам найти работу вдали от дома, поэтому позитивно относимся к удаленке. В EmDev подбор состоит из нескольких этапов. Сначала мы проводим собеседование голосом (Skype, Zoom, Google Meet), в идеале с камерой. На этом этапе кроме базовых навыков мы проверяем, насколько это наш человек. У нас небольшая компания, а не конвейер по разработке, где каждый – это просто винтик в машине. Нам важно, чтобы новичок влился – это обязательное условие. После первого этапа мы даем кандидату тестовое задание, по результатам уже принимаем решение о приеме. Не у всех получается влиться. Удаленная работа требует высокого уровня ответственности и самоорганизации.

Чтобы новичкам было проще влиться, мы стараемся на первые пару недель вывозить их в офис в Новосибирске, чтобы они "поварились" в общей среде, поняли, как все внутри устроено.

Мы ищем партнеров по откликам их пользователей

Практически все проекты, которые мы делали на Liferay, были интеграционными: у нас так или иначе вставали задачи интеграции со смежными системами. Постепенно мы нарабатывали опыт решения подобных задач, позже поняли, что это может стать новым, полноценным направлением развития компании. Цель была та же, что и ранее – стать уникальными.

Мы провели анализ решений, которые активно используются в мире, но по ряду причин еще не известны в России, и нашли платформу WSO2. Тоже мощное и хорошо зарекомендовавшее себя решение (призы Gartner, Forrester Wave, клиенты из Forbes 500). Тоже open-source, тоже на Java. В 2017 году мы с партнером съездили к ним на конференцию в США, но решили не тратить время на маркетинговые байки (хотя, когда на сцену выходит сотрудник EBay и рассказывает, как с использованием WSO2 они обрабатывают миллионы транзакций в сутки – это внушает доверие). Вместо этого мы провели время в кулуарных разговорах с пользователями платформы. Нам было важно понимать, как она работает на самом деле. В целом – все были довольны, рассказали, как хорошо отрабатывает поддержка WSO2 (open-source обычно зарабатывает на технической поддержке). По результатам мы поняли, что с этим не страшно идти к клиентам – мы заключили партнерское соглашение с WSO2 и начали работать.

Команда EmDev
Команда EmDev

Почему мы решили работать с Open API

Продвигать новый продукт на новом рынке – это всегда нелегкий труд, и первое время он не приносил нам никаких видимых результатов. Спусковым крючком стала растущая популярность темы Open API. Дело в том, что раньше компаниям приходилось обмениваться данными только между своими информационными системами. С этими задачами легко справляется сервисная шина (ESB), которая есть и в составе продуктов WSO2.

Компании отдают ключевые части своих бизнес-процессов внешним партнерам. Все начинают продавать через различные marketplace, никто не держит свою доставку, но заказывает услуги логистических компаний.

Таких примеров огромное множество, это тренд: каждая компания начинает концентрироваться на каком-то маленьком кусочке, который она делает лучше всего, отдавая все остальное партнерам. Вот и возникает задача информационного обмена между системами, принадлежащими разным участникам рынка. Иногда мы даже не можем предугадать, кто именно и как будет использовать наши системы. Есть задача публикации сервисов и данных для информационного обмена, но при этом необходимо решить огромное количество сопутствующих задач: и обеспечение информационной безопасности (сервисами могут пользоваться только те, кому мы разрешили), и обеспечение нагрузки (мы не знаем, сколько компаний и в каком объеме начнут использовать наш сервис), и аналитика (нам важно понимать, кто, когда и как использует наши сервисы), а на основании аналитики и биллинга (если мы сделали какой-то полезный сервис – мы легко можем брать деньги за его использование!).

Все эти задачи решает новый класс систем – управления API. В платформе WSO2 как раз оказалось очень удачное решение WSO2 API Manager, которое было признано одним из лидеров в последнем отчете Forrester Wave.

Команда EmDev и представители WSO2
Команда EmDev и представители WSO2

Как мы обезопасили себя от пиковых нагрузок

Итак, мы реализовали какой-то сервис, который хотим представить. Для этого мы используем систему управления API. Но какие мощности выделить под это? А вот тут вопрос.

Cегодня наши сервисы используют мало, завтра много, послезавтра опять мало. Ночью нагрузки нет, днем нагрузка вырастает в 10 раз. Покупать железо, чтобы обеспечить пиковые нагрузки – дорого. Решение для подобной проблемы известно давно – это использование облака с автоматическим масштабированием ресурсов.

В случае с API мы можем выставить в облако «ворота» – специальным компонент систем управления API – API Gateway – так как именно он обеспечивает обработку основной runtime нагрузки.

У компании WSO2, как у любого уважающего себя вендора, есть облачное предложение WSO2 API Cloud, в котором они берут на себя все вопросы развертывания системы управления API, обеспечения масштабирования, надежности и другие вопросы обслуживания системы. Вам только остается подключить реализацию ваших сервисов и выдать API вашим партнерам.

В мире WSO2 API Cloud работает с Amazon AWS. Однако дата-центров в России у провайдера нет. Использование зарубежных дата-центров – это и удар по производительности (длинные пинги), и местами, прямое нарушение законодательства РФ. Для многих компаний использование зарубежных сервисов – это табу и реальность, с которой нам необходимо жить.

Так появилась задача найти замену AWS в России. После исследований предложений на рынке мы остановились на платформе Yandex.Cloud. Во многом в этом решении нам помогла программа Yandex Cloud Boost. Благодаря этой программе мы смогли без рисков для себя исследовать работу сервисов Yandex.Cloud, в первую очередь Manager Service for Kubernetes, так как именно Kubernetes лежит в основе WSO2 API Cloud.

Функциональное и нагрузочное тестирование позволили нам убедиться, что сервисы WSO2 API Cloud качественно работают с Yandex.Cloud, а своевременная помощь специалистов технической поддержки Яндекса разобраться со всеми возникающими вопросами. Это помогло нам совместно с коллегами из WSO2 запустить сервис WSO2 API Cloud для российских клиентов с соблюдением всех требований российского законодательства.

Сейчас мы активно занимается развитием собственного портального продукта - Инкоманд (на базе Liferay). В планах сделать облачное предложение для наших клиентов (по схеме SaaS) на базе Yandex.Cloud.

Подписывайтесь на блог Yandex.Cloud, чтобы узнавать еще больше новостей и историй об IT и бизнесе.

Другие истории наших партнеров и клиентов, которые активно читают наши подписчики:

55
3 комментария

Зачем так заумно писать? Обычный интегратор по внедрению CMF. С таким же пафосом можно писать про плагины к водрпресс

3

тут реклама яндекса, как замена AWS

"пересидел кризис в 2008 году рядовым программистом,
а потом создал свой бизнес по разработке и интеграции ИТ-решений на базе мировых open-source продуктов"

ах ты хитрож**ый жук )