Бизнес — это лицемерие?

Бизнес — это лицемерие?

Забота о клиентах — это забота о метрике Retention Rate (удержание клиента), среднем чеке и повторной покупке.

Бизнесу, как собирательному образу, плевать на людей. Бизнес вынужден, в той или иной степени, заботиться о клиентах, чтоб выживать и быть прибыльным.

В прошлом году объездил половину Италии. Кафе в туристических местах — на троечку. А итальянцы умеют лучше — это факт, потому что был в местах менее туристических, где по той же цене все превосходно. Там где нескончаемый поток клиентов — не парятся, ведь и так полная посадка, расширятся дальше некуда, а сменить формат заведения из кафе в 5* ресторан вряд ли удастся.

Бизнесу важны только деньги:

  • больше охват
  • больше конверсия
  • больше чек
  • больше повторных покупок

Например, менеджеров по продажам учат как общаться с клиентом. Прописывают скрипты, вплоть до того как поздороваться и попрощаться — вежливо, доброжелательно, с уважением. Но, наверное, каждый, кто долго работает в сервисном бизнесе хотел послать на три буквы дотошного клиента.

Бывало такое, что хотели «‎послать» клиента, контрагента или пользователя, но не сделали это, так как бизнес пострадает?
Да
Нет

Некоторые менеджеры даже делают это вслух... но только после нажатия красной кнопки телефона. Ведь если менеджер не будет заботиться о клиентах — бизнес перестанет зарабатывать, а он останется без бонуса или даже работы.

Он продолжит лицемерить и говорить:

  • «рад был пообщаться» (да не рад он после сотого за день звонка)
  • «приятно было пообщаться» (с кем-то приятно, и это правда, но не в 100% случаев)
  • «звоните в любой момент, с радостью помогу» (прям в любой ...)
  • «понимаю ваше недовольство»

Лицемерие — это поведение человека, при котором его слова или поступки не соответствуют истинным убеждениям и чувствам.

Мы превратились в заложников бизнеса, который натянул на нас маску лицемерия. Современная экономика ставит гонку за деньгами выше общечеловеческих ценностей.

Но, эта публикация не о людях, а о бизнесе как собирательном образе. Современный бизнес не выживет без лицемерия.

Кстати, почитайте публикацию на VC про разбор ошибок Uber, Glovo, Delivery Club и Платформы LP. Там есть скриншоты с комментариями, которые только подтверждают лицемерную природу бизнеса.

Но есть и альтернативная точка зрения, что это не лицемерие, а правила корпоративной этики. Что бизнес, наоборот, пропагандирует человеческие ценности – уважение, заботу, толерантность и тд.

Я для себя согласился с тем, что это все-таки лицемерие, но ничего сверх плохого в этом не вижу. Нужно развивать бизнес, поэтому иногда и улыбку наигранную готов показать, и вежливо поговорить, даже если устал и хочу выбросить телефон куда подальше. Но с неприятными мне людьми никогда работать не буду, хоть это и противоречит правилам бизнеса.

Вячеслав Устименко
IT юрист, руководитель юридической компании Icon Partners, Instagram
2828
26 комментариев

с неприятными мне людьми никогда работать не буду, хоть это и противоречит правилам бизнеса.
То есть, причин для лицемерия не будет.
И если так будут чувствовать, думать и поступать все - лицемерия в бизнесе и в  мире будет меньше, статья в целом станет менее полезной.

1

Вы мне не поверите, но у этих ваших принципов есть вполне конкретная цена. )))

Ну как бы простите, но в любом учебнике цель бизнеса это получить прибыль и повысить акционерную стоимость.

Вы чего хотите? Вписать туда "забота о людях"?
Тогда просто вам нужно в благотвоорительность. Все логично. Просто надо использовать вещи по назначению.

Так я об этом же. Просто меня в Инстаграме после похожего поста «тапками закидали» 

Однобоко. Если бизнес работает "так себе" и лицемерия будет больше, а если процессы отлажены и сотруднику не нужно обманывать клиента о продукте или сервисе, то лицемерия не будет. Есть конечно клиенты которые "тупят", но опять же это проблема бизнеса, значит где то сложно описали или не раздевалки нюансы, это повод пересмотреть или дополнить описание продукта. Лицемерие там где продукт плох или есть враньё. 

Так лицемерить и врать – это разные вещи. Даже продавая хороший продукт, например автомобиль Ауди, менеджеры в салоне лицемерят, наигранно выражая свою супер внимательность к тебе, как к персоне. Это помогает продавать, демонстрирует клиентский сервис. Сказать, что это плохо  – нет. Сказать, что Ауди плохая машина – нет. Но это лицемерие.

Однако, шикарная подмена понятия.
"Лицемерие", согласно wiki (ну для простоты, что бы не лезть в дебри), это "моральное качество, состоящее в том, что заведомо безнравственным поступкам (совершаемым ради эгоистических интересов, по низменным мотивам и во имя антигуманных целей) приписываются псевдоморальный смысл, возвышенные мотивы и человеколюбивые цели".
а "поведение человека, при котором его слова или поступки не соответствуют истинным убеждениям и чувствам" - можно трактовать разнообразно вплоть до девиаций, но в контексте вопроса лишь вопрос не осознания человеком обязательности профессиональной этики и соблюдения гигиены общения, возможно - показатель низкого эмоционального интеллекта.