«Мы не могли поверить в столкновение с айсбергом»: как мы запустили тревел-стартап, а потом мир закрылся
Основатель сервиса AnyTickets Павел Емельянов — о развитии проекта во время пандемии.
С чего всё началось
В частых поездках по Европе я иногда слишком поздно узнавал о концертах и крутых мероприятиях: билетов уже не было или они были слишком дорогими.
Кроме того я столкнулся с проблемой — найти подходящее мероприятие непросто, особенно с телефона. Приходилось гуглить, изучать Facebook и местные ресурсы — чаще всего на местном языке. Но всё это не закрывало моей потребности.
Я задумался — почему нет удобного приложения, единой афиши, в которой были собраны самые интересные мероприятия по популярным городам Европы. В идеале хотелось бы заранее узнавать о мероприятиях в интересующих меня городах, например, во время покупки авиабилетов.
Я начал погружаться в эту тему, искать различные сервисы, изучать рынок Ticketing и Travel. При этом я узнал о третьем рынке — Ticketing-Travel. Это рынок сервисов, с помощью которых люди, отправляющиеся на мероприятие в другой город или страну, покупают билеты и бронируют жильё. В Европе и США этот молодой рынок кратно растёт от года к году.
Всё больше и больше людей путешествуют ради мероприятий — зачастую это концерты, фестивали и спортивные мероприятия. Я также понял, что в России это не так популярно. Но событийный туризм развивается, и предполагаю, что через три-пять лет рынок будет привлекательным для стартапов, крупных компаний и инвесторов. Изучая рынок Ticketing-Travel, я нашёл пару интересных проектов — это Eventbrite и Festicket, которые уже «единороги» и популярны в США.
Как мы разрабатывали приложение
Перед тем, как принять решение о создании агрегатора мероприятий для людей, которые путешествуют, я решил проверить интерес пользователей к проекту.
Мы создали страницу в Facebook, где для пользователей европейских стран показывали мероприятия, а также варианты размещения и авиабилеты. Большинство подписчиков были воодушевлены и поддержали идею. Позже мы сделали опрос и поняли, что это не наша выдумка или фантомная боль, а проблема, действительно волнующая многих.
В итоге я принял решение начать работу над приложением и собрал для этого небольшую команду. Делать копию Eventbrite мы не хотели, но сервис послужил для нас хорошим примером.
Основная задача, которую должен был решить наш сервис, — это быстрая и удобная покупка билета на мероприятие во время поездки. Мы собираем мероприятия по локальным площадкам и афишам во всех странах в нашу базу, обогащаем подборку данными из Facebook, смотрим популярность мероприятий и вручную публикуем выбранные мероприятия в приложении. Сейчас сервис работает для пользователей Apple.
Приложение предусматривает два сценария взаимодействия.
Первый — когда пользователь планирует поездку заранее и может в приложении посмотреть подходящие мероприятия и купить сопутствующий пакет услуг: авиа, отель, трансфер и билет на мероприятие.
Второй — когда пользователь куда-то приезжает, а приложение видит смену геолокации и присылает ему уведомления об интересных мероприятиях вокруг.
За дизайн и проектирование приложения отвечал Филипп Фильченко из агентства NEW CULT, он и сейчас является частью нашей команды. На разработку приложения ушло более года, и за это время многие вводные изменились.
Например, Aviasales в России запустил аналогичный сервис Events, который в основном направлен на стимулирование продаж авиабилетов в России.
Также сильно изменился Eventbrite. Мы, проверяя различные гипотезы, понимали, что некоторые идеи уже нерабочие.
Кроме того, был анонсирован Чемпионат Европы по футболу в 2020 году, который должен был пройти в 13 городах 11 стран Европы. Мы решили запустить продукт в марте 2020 года, за два месяца до Чемпионата, а само событие использовать как «трамплин». Мы выделили небольшой бюджет в размере $30 тысяч и хотели показывать болельщикам, которые путешествуют из города в город, что происходит вокруг них кроме футбола.
А потом случилась пандемия
В марте 2020 года мы опубликовали приложение в AppStore: тестировали, правили баги, получали отзывы от первых пользователей и готовились к запуску маркетинговой кампании.
Всё это мы делали, когда коронавирус проник во все страны, но в столкновение с айсбергом мы не могли поверить просто потому, что не видели его. Для нас это стало хорошим уроком: теперь мы будем смотреть вперед внимательнее.
Закрытие авиасообщения, отмена концертов, фестивалей и других мероприятий и перенос Чемпионата Европы по футболу — против запуска сервиса случилось сразу всё.
Чтобы лента мероприятий не была пустой, мы стали показывать онлайн-мероприятия, музеи и выставки, но не понимали, что делать. В итоге мы решили перенести запуск на 2021 год, а чтобы команда не скучала, мы подумали, что этот год мы проплывём под флагом B2B.
Новая идея для развития проекта
У нас появилась гипотеза, что наш сервис может быть полезен компаниям в тревел-сегменте. Мы предположили, что можно увеличивать продажи билетов, мотивируя пользователей определенным контентом.
Представьте, что вы зашли на сайт популярного агрегатора в поисках билета на самолёт, но вы пока не уверены, куда хотите полететь, когда и хотите ли вообще — пока вы просто прицениваетесь. В момент поиска вы увидите, что в определённые даты проходят интересные мероприятия, и это может положительно сказаться на решении купить билет.
Чтобы частично проверить эту гипотезу, можно создать простой A/B тест: одной группе людей разослать электронные письма с предложениями по билетам на самолёт, а другой — письма с интересным контентом по мероприятиям и приложить к ним предложения по авиабилетам.
Дальше нужно посмотреть конверсию перехода из писем на сайт и сравнить результаты. Но нам было важно проверить увеличение продаж у компаний и понять, какую дополнительную ценность мы можем принести будущим партнёрам.
Для этого нам нужны были компании, которые готовы вместе с нами проверить гипотезу. Мы начали поиск и нашли акселератор Moscow Travel Hub. Партнёрами акселератора были Amadeus, Tutu.ru, Ozon Travel, Мегафон, Яндекс и другие крупные компании. Мы решили участвовать и заполнили анкету.
Проходя акселератор, мы регулярно слушали выступления спикеров, работающих в тревел-сегменте. С нами работал трекер — эксперт ФРИИ, преподаватель GeekBrains и сооснователь платформы «Дошколы Тилли» Дмитрий Ватютов. Он помогал команде и направлял нас.
Во время акселератора нам было важно сделать API для партнёров и договориться с несколькими компаниями о сотрудничестве.
В итоге мы стали победителями основного конкурса, а также получили персональные награды от Amadeus и Tutu.ru. Награда от акселератора предусматривает нетворкинг-сессии с партнерами Фабрики Travel Hub: представителями туриндустрии, инвесторами и фондами, потенциальными партнерами и клиентами. Результатом этих встреч могут стать договоренности о запуске пилотов, партнерстве или инвестициях.
Компания Amadeus дала нам возможность представить свой проект глобальной команде Amadeus Innovations, которая отвечает за стратегию компании в области инноваций, привлечение российских и зарубежных партнеров и инвесторов. А от Tutu.ru мы получили приглашение к участию в кросс-промо.
Что будем делать дальше
Возможности приложения будут расширяться:
- Скоро добавим подписку на определенного артиста и место — тогда можно будет отслеживать мероприятия, подписавшись на любимых музыкантов.
- Сделаем поиск мероприятий по карте.
- Сейчас в мероприятиях приложения есть ссылка для покупки билетов на сайтах основных билетных операторов или на сайтах мероприятий. В будущем купить билет можно будет в приложении через ApplePay или с помощью карты.
- Планируем выпуск версии для Android.
Мы готовимся к официальному запуску летом 2021 года и рассматриваем возможность поработать с компаниями на B2B-рынке.
Если у вас будут вопросы или идеи по развитию проекта — пишите мне.