{"id":14272,"url":"\/distributions\/14272\/click?bit=1&hash=9c431bca9c7cafdd4ed114bc7fb4d407f06f28aa165d6f80b9637d3a8581e5c2","title":"\u0421\u0431\u0435\u0440\u041a\u043e\u0442 \u2014 \u043f\u0435\u0440\u0432\u044b\u0439 \u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u043e\u0439 \u0438\u043d\u0444\u043b\u044e\u0435\u043d\u0441\u0435\u0440, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0439 \u043f\u043e\u043b\u0435\u0442\u0435\u043b \u0432 \u043a\u043e\u0441\u043c\u043e\u0441","buttonText":"","imageUuid":""}

«Темпы тут сумасшедшие»: чего предприниматели не знали о бизнесе до старта

Перед началом любого дела, а особенно нового бизнеса, появляются планы и ожидания того, каким будет проект и работа над ним. Однако воплощение задуманного не всегда совпадает с первоначальным расчетом. Мы собрали три истории стартаперов, которые рассказывают, что они узнали о бизнесе в ADV LaunchPad, чего не могли представить заранее.

Catherine Heath / Unsplash

«Эйфория от происходящего и усталость находятся на одинаково высоком уровне»

Юлия Гончарова

Система привлечения клиентов LeadHero

Наш стартап появился благодаря коронавирусу. У моего мужа Романа Хохлова свое агентство интернет-маркетинга. До карантина его основным каналом привлечения клиентов была контекстная реклама, но в период «короны» стоимость заявки в интернет-рекламе выросла в 5 раз. Это сделало всю работу экономически невыгодной.

В это время я как раз уволилась из большой IT-компании. Хотела делать что-то свое или вернуться к проектированию интерфейсов на аутсорсе. В тот момент Рома решил автоматизировать процесс поиска потенциальных клиентов, а мне за время работы в разных компаниях удалось познакомиться с отличными программистами. Так что нам было кому помочь: команда программистов за идею создала для нас новую автоматическую систему.

Система находила контакты потенциальных клиентов в интернете и затем звонила по ним, общаясь моим голосом. Заявки пошли в первый же день, их было так много, что мы не успевали обрабатывать! И тут на глаза попалась информация о новом наборе в ADV LaunchPad, чьи компетенции как раз связаны с маркетингом. Я предложила Роме упаковать его решение в продукт и подать заявку в стартап-студию. Так появилась система привлечения клиентов LeadHero.

До попадания в акселератор мы хотели продавать «коробку» — то есть готовое техническое решение. Клиенту нужно было объяснить как работают роботы, в чем выгода их покупки и так далее. Короче, минут 40 была средняя длительность первого разговора. А дальше клиент уходил принимать решение и не возвращался. На очередной сессии с нашим трекером Алексеем Костаревым мы сказали: «Смотрите, как круто, клиенты тратят так много времени, им нравится слушать про наш продукт, значит он им действительно нужен!». Но Алексей иначе оценивал этот результат и стало понятно, что так продажи не пойдут. Благодаря трекеру мы переработали бизнес-модель и стали продавать заявки по фиксированной цене — ведь именно они нужны клиенту прямо сейчас, а не какой-то сложный инструмент.

Участие в акселераторе заставило меня пересмотреть отношение к бизнес-обучению. Раньше я скептически относилась к тренингам, где некие люди обещают помочь повысить показатели твоего бизнеса. Но каждую неделю нам буквально форматируют голову: некоторые вещи кажутся очевидными, и непонятно почему мы сами до них не додумались, другие — вызывают недоверие, но спустя время мы понимаем ценность этих советов.

Один час в неделю, на котором мы общаемся с трекером, дает мне такой опыт построения продукта и онлайн-бизнеса, который я не получала за все время работы в стартапах. Ощущение, как будто весь прошлый опыт, которым я так гордилась, стал каким-то маленьким и несерьезным.

Говорят, что месяц участия в акселераторе дает возможность пройти путь развития длинною в год. Это действительно так: мы прожили в ADV LaunchPad уже полтора месяца и темпы тут сумасшедшие.

Юлия Гончаров, Основатель LeadHero

Сейчас эйфория от происходящего и усталость находятся на одинаково высоком уровне. Это тяжело и физически, и финансово: нам даже пришлось уехать из Москвы, чтобы «ужать косты». Но сейчас мы взяли на работу первых сотрудников и начали автоматизировать процессы: надеемся, это поможет распределить нагрузку и снять с нас часть задач.

«Все время нужно искать подтверждение своим доводам»

Виктор Кирнарский
Компания Phygis

В 2016 году я и мой партнер Вадим Манзон увидели, что растет рынок рекламных экранов — тех, которые установлены в торговых центрах, в витринах магазинов, на больших стенах и т.д. Мы с ним создали компанию LED Partners, которая сейчас является нашим основным бизнесом, занимаемся производством и интеграцией экранов.

Мы не стоим на месте и понимаем, что нужно дальше развиваться. Идея проекта Phygis родилась так: многие наши клиенты хотели посчитать эффективность своей рекламы. Одно дело баннер в интернете — можно понять, сколько кликов и клиентов он принес, а другое дело — реклама в реальной жизни, ее посчитать гораздо сложнее. И с идеей создания умных интеллектуальных камер видеонаблюдения для цифровой рекламы мы пришли в ADV LaunchPad в июле 2020 года.

В ADV LaunchPad нас с Вадимом оценили как команду, плюсом было то, что мы уже что-то знали про рекламу. Трекер стал тестировать нашу идею и оценивать, насколько она нужна. Оказалось, что голая аналитика и измерение эффективности рекламы — то, что мы хотели делать изначально, по факту не так уж нужны. Мы это поняли в ходе интервью с потенциальными клиентами. Однако мы поняли и кое-что другое — уже сейчас существует очень много экранов/телевизоров, которые можно монетизировать.

Если в салоне красоты висит телевизор для того, чтобы клиентам было не скучно, то его можно использовать и для чего-то полезного — например, показывать на нем рекламу. Мы стали тестировать эту гипотезу и получили подтверждение: да, людям действительно интересно это.

Виктор Кирнарский, Основатель Phygis

Сейчас проекту всего два месяца, но у нас уже есть результат — мы заключили несколько соглашений о намерениях, мы движемся к тому, чтобы обсуждать условия сотрудничества и заключать сделки. Сначала мы можем играть роль посредников — ходить по рынку и смотреть, где есть незанятые телевизоры. Нас интересует так называемый «второй эшелон» компаний, которые не такие массовые как продуктовый ритейл, но у них много экранов — салоны красоты, аптеки, клиники, небольшие магазины и т.д. В будущем мы хотим быть не просто агентом, который сводит две стороны, а хотим создать платформу, где мы будем собирать тех, кто может предоставить экраны и тех, кто хочет их купить — все в одном месте.

Раньше мы с партнером не знали многих фреймворков и методологий и опирались в работе на свой опыт, не использовали инструменты, которые позволяют быстро тестировать различные идеи и направления. Когда-то мы угадали с нишей в LED Partners, получили первую выручку и масштабировали бизнес. Как только мы захотели выйти в новый сегмент, мы поняли, что помимо нехватки компетенций, нам не хватало скорости, маневренности и иногда просто мотивации что-то делать.

Система трекеров и методология, которые применяет ADV LaunchPad, очень мощные и мы не были с ними знакомы раньше. Оказалось, что все время нужно искать подтверждение своим доводам. Раньше мы плохо делали такую вещь как кастдевы (встречи с клиентом, во время которых выявляются его проблемы). Это первое что мы начали делать в стартап-студии: брать и количеством, и качеством глубинных интервью, которые позволяли понять, нужно ли клиенту то, что мы предлагаем. Без этой методологии мы не смогли бы быстро отказаться от своей идеи и придумать новую.

«Не нужно слепо верить в то, что твоя идея гениальна»

Амир Хасанов
Платформа Yellow Arrow

Проект Yellow Arrow — платформа, где встречаются компании-рекламодатели и подрядчики, которые умеют продвигать продукты и услуги. Создавать ее я начал в 2020 году.

Сейчас я работаю руководителем по развитию бизнеса в Electronic Mushroom, до этого у меня уже был опыт предпринимательства. Electronic Mushroom организовывает киберспортивные турниры и трансляции. Через них мы можем продвигать различные бренды и услуги. При этом поиск новых клиентов, которые согласились бы воспользоваться твоими услугами — это каждый раз сложная задача.

Холодные звонки, рассылки и другие классические способы продаж работают плохо, поэтому у меня родилась идея еще одного стартапа — я подумал, что было бы классно создать платформу, которая смогла бы объединить тех, кому нужна реклама, и тех, кто может ее создать.

Допустим, у Mercedes-Benz есть годовая маркетинговая стратегия, которая включает перечень мероприятий: представим, что им нужен видео-ролик для TV, кампания для соцсетей, а также они хотят спонсировать крупное соревнование по футболу. Для каждой активности компания ищет подрядчика.

Так родилась идея Yellow Arrow. Сервис позволил бы автоматизировано и в короткие сроки подбирать исполнителей. В первой части программы акселератора нам рассказывали о базовых вещах — например, как проводить интервью с клиентом. Затем начался процесс трекинга — мы раз в неделю встречались с трекером, формулировали продуктовые гипотезы, обсуждали что будет интересно и полезно рынку.

В первую неделю мы поставили себе задачу провести не менее 10 интервью с потенциальными клиентами и определить ТОП-5 проблем во время взаимодействия исполнителя и заказчика. Но оказалось, что проблемы, которую я собирался решать, не существует. Небольшие бренды могут найти исполнителей простым поиском в Google или разместив задание на YouDo, а крупные идут к агентствам, у которых есть свой пул подрядчиков, — выяснилось из многочисленных интервью с представителями рынка.

Мы пытались трансформировать идею и найти новую нишу, но поняли, что сильно отошли от первоначальной задумки и этот поиск ни к чему интересному не привел.

В этот момент я осознал, что лучше за неделю понять, что ты делаешь не нужный рынку продукт и не вкладывать в него деньги и время, чем потратить на него полгода и разочароваться.

Амир Хасанов, Основатель Yellow Arrow

Одно из самых больших различий между тем, как я строил бизнес в ADV LaunchPad и самостоятельно, заключается в подходе к реализации идеи. Если раньше при появлении новой идеи я тут же стремился реализовать ее в виде конкретного продукта, то с опытом я понял, что в большинстве случаев первоначальная идея требует значительной доработки. В ADV LaunchPad я, наоборот, сначала проверял идею, формулируя ее в виде конкретных гипотез, и таким образом понимал, так ли наш продукт необходим рынку.

Самый ценный опыт, который я получил, заключался в том, что не нужно слепо верить в то, что твоя идея гениальна и хороша — чаще всего это не так.

Большинство основателей стартапов боятся признавать свою неправоту и остаются как без стартапа, так и без мотивации двигаться дальше. Нужно уметь отказываться от своих идей, тогда рано или поздно появится та, которая станет основой настоящего бизнеса.

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Сергей Пушкин

"...Трекер стал тестировать нашу идею и оценивать, насколько она нужна."

Точно трекер начал тестировать вашу идею?

Ответить
Развернуть ветку
группа АДВ
Автор

Основатель имел ввиду, что трекер организовал работу по проверке гипотезы. Не считаем правильной работу трекера за команду :)

Ответить
Развернуть ветку
Art

для ленивых, ты приходишь доказываешь трекеру что ты крутой, потом они у тебя берут долю и тащат тебя наверх.

Ответить
Развернуть ветку
Vova Barakin

Напишу про негативный опыт сотрудничества с компанией Leadhero.
  
Сначала их робот обзванивает непонятную дешманскую базу "владельцев", потом их "лиды" надо обзванивать самому, чтобы "отправить на почту на сайте" и дожать. 
На выходе мне предоставили 16(!) "лидов" за 10.000р , то есть по 625р лид.
Все эти 16 итоговых заведений - районные кафе у которых нет бюджета 60-100тр в месяц, хотя ценник в тз был озвучен на старте, чтобы отсекать не ту ЦА.

Настоятельно рекомендую прописывать АБСОЛЮТНО ВСЁ в техническом задании, а не полагаться на профессионализм исполнителей. 

Ответить
Развернуть ветку
Yulia Yu

Владимир, привет!

Да, мы работали с вашей компанией Gentle SMM в ноябре 2020 года.
Вами была оплачена услуга тест-драйв за 10 000 рублей, подразумевающую следующие работы:
1. Помощь в формировании УТП под целевой сегмент
2. Создание скрипта для робота
3. Настройка робота: озвучка, программирования логики, тестирование
4. Помощь в выборе сегмента и подборе подходящей базы
5. Прозвон 1500 контактов

Услуга тест-драйв позволяла вам по себестоимости протестировать предложение для целевого сегмента, быстро обзвонив большое количество контактов. Основной перечень работ мы делали за свой счет: вы не платили за настройку, за базу контактов и работу над сценарием.

Вы заплатили 10 000 рублей, которые компенсировали затраты на телефонию робота и частично расходы на распознавание речи технологией Google Speech API
В результате тест-драйва, вы получили 16 лидов на общую сумму в 10 000 рублей.

В декабре мы получали от вас официальную претензию с требованием вернуть 5000 рублей, на которую мы вам отправили мотивированный отказ: ведь мы выполнили свои обязательства перед вами в полном объеме. Сейчас вы оставляете комментарии под каждой нашей публикацией и мы не понимаем почему вы по-прежнему считаете, что мы сделали недостаточно для достижения результата по вашему проекту?

«Дешманская база», как вы пишите — выбрана вами. Мы помогли вам найти базу для обзвона в целевом сегменте и предупреждали, что результат лидогенерации по данной базе может быть невысоким, советовали рассмотреть другие сегменты.

Лиды вам действительно нужно было обзванивать самостоятельно и «дожимать». Мы никогда не обещали вам обработать ваши лиды, но были готовы помочь с техникой продаж (в том числе помочь отработать возражение "пришлите на почту"). На этапе продажи мы уточняли, есть ли у вас сейлз-менеджеры: наличие хотя бы одного менеджера или опыт телефонных продаж является обязательным условием, по которому мы берем проект в работу. Но, к сожалению, в процессе работы мы не получили ни одной записи с обработкой лида вашим отделом продаж, в следствии чего не смогли дать вам рекомендации.

Ответить
Развернуть ветку
Vova Barakin

Потому что страна должна знать своих ГОРЕгероев))
1. Помощь в формировании УТП под целевой сегмент - не сработало
2. Создание скрипта для робота - ой, спасибо
3. Настройка робота: озвучка, программирования логики, тестирование - ой, спасибо
4. Помощь в выборе сегмента и подборе подходящей базы - нулевая эффективность
5. Прозвон 1500 контактов - ой, спасибо, было 1000-1200 в отчете

Не надо писать лонгриды, просто признайтесь, что "не фортануло, не зашло" и все. 

Ответить
Развернуть ветку
Егор

"потом их "лиды" надо обзванивать самому"😂 Странно, что лиды сразу деньги в карман вам не кладут))))

Вова, возражение "отправить на почту на сайте", может отработать любой продавец начального уровня. Если для вас это сложно, то зачем вообще заниматься бизнесом)

"у которых нет бюджета 60-100тр в месяц" - Это стандартное возражение "Дорого". Есть такая штука - техника продаж, рекомендую к изучению) Тем более зачем сразу всю сумму у клиента брать? Продайте за 30к, докажите, что вы профи и клиент доплатит вторую часть.

Ответить
Развернуть ветку
Vova Barakin

Ребяточки, давайте вы не будете меня учить, как вести бизнес, за свой ответьте сначала.
Вы за 10к не смогли ничего доказать, а других учите за 30к. Сюр и "рукалицо"

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда