Кофе, кафе и краудфандинг: как расширить производство через народное финансирование

«Кофе, впрочем, надо пить всегда и везде, при всяком удобном случае, он превращает существование в жизнь»

Макс Фрай
Кофе, кафе и краудфандинг: как расширить производство через народное финансирование

По данным 2023 г., кофе пьют более половины россиян (54%). Причем за первую половину текущего года объем продаж кофе с собой в России вырос на 22% по сравнению с предыдущим годом и достиг 11,8 миллиона стаканов. Более трети респондентов (37%) сказали, что пьют кофе для удовольствия, а 34% этот напиток дарит ощущение стабильности.

«После выпивания кофе глупости исчезают, Главное остается»

Макс Фрай

Жителей мегаполисов окружают кофейни – сетевые и нишевые. В них можно спрятаться от жизни или быстро получить напиток по дороге на работу. Кофейни, как и любой бизнес, заинтересованы в развитии и расширении.

Одним из способов привлечения финансирования может стать краудфандинг – возмездный способ коллективного финансирования проектов, идей и общественно значимых инициатив.

В качестве примера приведем краудфандинговый проект «Кооператива „Чёрный“» – столичной кофейни, расположенной в центре города. Проект был инициирован в мае 2021 года и за 2 месяца собрал 129% от изначально заявленной суммы.

Как и зачем бизнесу привлекать народное финансирование? Какие лоты нравятся участникам каруд-проектов? Что дает прозрачность бюджета? Сегодня мы поговорим именно об этом.

Зачем бизнесу краудфандинг?

Как мы уже писали выше, краудфандинг – это возмездный способ коллективного финансирования проектов и идей, осуществляемый через специальную платформу. Например, Planeta.ru. В обмен на свою поддержку участники проектов получают от их авторов товары, услуги, сувениры и многое другое.

Таким образом, краудфандинг может стать одним из возможных вариантов привлечения финансирования для бизнеса (подробнее здесь). Однако перед запуском любого крауд-проекта стоит помнить о нескольких нюансах:

«При всех преимуществах и сильных сторонах краудфандинга от него стоит отказаться, если задумка не будет интересна людям, если не ясна целевая аудитория проекта и нет понимания, сколько будет стоить реализация задумки. Стоит помнить и о лотах – подборка интересных вариантов вознаграждений для участников проекта будет дополнительно мотивировать людей к поддержке инициативы. Кроме того, инициатива не должна быть растянута во времени – проект, который будет запущен спустя длительное время, вряд ли привлечет необходимую сумму», – отмечает руководитель отдела крауд-продюсирования проектов Planeta.ru Наталия Андреева.

В случае с «Кооперативом „Чёрный“» крауд-проект был направлен на открытие обжарочного цеха. Создатели кофейни хотели обжаривать в 4 раза больше килограмм зерен, чтобы продавать кофе в собственном онлайн-магазине и на маркетплейсах. При этом мощностей арендованных площадок не хватало. Таким образом, чтобы запустить собственное производство, команда кофейни обратилась к народному финансированию.

Кофе, кафе и краудфандинг: как расширить производство через народное финансирование

Вознаграждения для участников

Краудфандинг подразумевает возмездность: авторы проекта после завершения кампании отправляют участникам памятные сувениры и товары, которые планировали выпустить благодаря финансовой поддержке, приглашают на образовательные и развлекательные мероприятия и так далее.

Разнообразие лотов, их эксклюзивность и связь с темой проекта привлекают аудиторию и способствуют сбору необходимой суммы.

Команда «Кооператива „Чёрный“» выбрала в качестве вознаграждений все, что так или иначе связано с их работой – кружки и пачки кофе, мастер-классы по завариванию и обжариванию кофе, корпоративные лекции, сертификаты на покупки в кофейне и экскурсии по цеху.

Кроме того, они добавили в список лотов и мерч: открытки и шоперы со светоотражающими надписями на амхарском языке, а также футболки. Последний вариант вознаграждения оказался наиболее популярным: с надписью «Скорей бы утро и снова на завод» приобрели 198 человек, а с репродукцией картины «Чёрный» российского художника Валерия Чтака – 17 человек.

«Последние несколько лет мерч действительно пользуется популярностью, в том числе и в крауд-кампаниях. Людям нравится не только ощущать свою причастность к проекту, но и иметь материальное подтверждение этому – носить на себе, использовать в быту и понимать, что такая же вещь есть у ограниченного числа других людей, которые также поддержали инициативу», – отмечает Наталия.

Кофе, кафе и краудфандинг: как расширить производство через народное финансирование

Бюджет: наглядность и прозрачность

Мы уже писали о прозрачности бюджета и приводили в качестве примера проект «Курсовая работа». В случае с бизнес-инициативами это не менее актуально.

Так, детальное описание плана расходов на реализацию задумки повышает доверие аудитории к проекту. Причем стоит указывать не только затраты на воплощение идеи, но и стоимость упаковки и доставки вознаграждений для участников проекта, размер комиссии краудфандинговой платформы и налоги.

Открытие собственного цеха требовало значительных затрат от команды «Кооператива „Чёрный“». До запуска крауд-проекта они потратили свыше 7 миллионов рублей на ремонт помещения, подключение коммуникаций и многое другое. Все это авторы отразили в описании своего проекта.

«Проект «Кооператива „Чёрный“» – прекрасный пример того, что прозрачность и открытость привлекают людей и вызывают доверие. Авторы проекта показали, что уже сделали и за сколько, на что конкретно им требуются деньги и сколько будет стоить каждая из позиций. Также они сделали разбивку на тот случай, если сбор превысит их ожидания. Таким образом, участники крауд-проекта имели чёткое представление, на что конкретно будет потрачен каждый рубль», – рассказала руководитель отдела крауд-продюсирования проектов Planeta.ru Наталия Андреева.

Кофе, кафе и краудфандинг: как расширить производство через народное финансирование

Кроме того, подробное бюджетирование проекта показало его участникам серьезность намерений и компетентность авторов инициативы – они провели работу по изучению рынка, составили список необходимого оборудования и указали его стоимость.

Краудфандинг – действительно эффективный способ привлечения средств не только для общественных и социальных инициатив, но и для бизнеса. Благодаря народной поддержке компании могут расширяться, тестировать и выводить на рынок новые продукты, а также проверять гипотезы о целевой аудитории нового товара или услуги. Подробное описание проекта, в том числе и его бюджета, уникальные лоты привлекут к нему внимание со стороны аудитории и позволят собрать необходимые средства. Проект «Кооператива „Чёрный“» собрал почти на треть больше изначально заявленной суммы, и команде кафе удалось открыть собственный обжарочный цех, который работает до сих пор.

11
Начать дискуссию