«Тестировщику важно прокачивать внимательность, чтобы не быть поверхностным специалистом». QA-инженер Газпромбанка о профессиональном росте и позиции лида

В рамках серии интервью с QA-инженерами из бигтеха TMS DoQA (система управления тестированием от компании IT Test) поговорила с Анастасией Исаевой, Head of Profession и QA-инженером Газпромбанка. Читайте, чтобы узнать, чем грозит застревание на уровне тестирования «по книжке», как двигаться к позиции лида и анализировать ошибки.

«Тестировщику важно прокачивать внимательность, чтобы не быть поверхностным специалистом». QA-инженер Газпромбанка о профессиональном росте и позиции лида

О старте карьеры QA

В QA я попала благодаря тому, что преподаватель в вузе заинтересовал меня юнит-тестами. Я училась на хардового инженера-программиста в НИЯУ МИФИ — было много физики, математики и программирования. На одном из курсов нас учили внедрять юнит-тесты, и мне показалось интересным проверять за собой корректность кода, что определило впоследствии мою карьеру.

Я думала пойти в разработку после университета, но получила предложение откликнуться на вакансию QA в телекоме, прошла собеседование и стартовала как тестировщик, осознав, что это направление нравится мне больше программирования.

В «Газпромбанк» я пришла шесть лет назад на позицию лида небольшой команды. Сейчас я являюсь Head of Profession (хранитель экспертизы, развивающий компетенции сотрудников определенной профессии — прим. ред.) и QA-инженером платформенной команды, которая отвечает за одну из ядровых розничных систем. Также я курирую коллег из разных стримов и команд, которые относятся к этой системе, — транслирую инженерные практики, например, нюансы компонентного тестирования и стандарты автоматизации программного обеспечения. Непосредственно к тестированию я подключаюсь на больших проектах и при локализации дефектов и возникновении критических проблем.

Любимая часть работы — ненадолго остановиться и подумать чуть шире: а что можно изменить в процессе, чтобы он стал лучше?

О ключевых навыках успешного QA-инженера

QA-инженер, помимо глубокого понимания своей специальности, должен базово разбираться во всех этапах разработки продукта — именно это меня и привлекло. Нужно как минимум понимать код, знать, как устроены процессы, и зачем они нужны с точки зрения аналитики и бизнеса.

Тестировщики, которые проверяют всё «по книжке» и не погружаются в контекст, тратят на задачи больше времени, так как проверяют тесты, которые могут никогда не возникнуть.

Например, когда есть фронт и бэк, то часть проверок ложится на бэк, а часть на фронт, и в ряде случаев нет острой необходимости проверять все фронт-сценарии на бэке, так как большинство из них просто не пройдет валидацию.

Еще одна ситуация — при правильно выстроенном процессе и наличии юнит- и компонентных тестов нет смысла проводить end-to-end проверки и тестировать детали, которые закрыты более быстрыми низкоуровыми тестами. Поэтому крайне важно изнутри знать специфику продукта, за качество которого отвечаешь.

Другой скил, который необходимо прокачивать тестировщику, чтобы не быть поверхностным специалистом, — это внимательность, один из ключевых навыков, который помогает глубоко разбираться в процессах. Есть множество способов развития в этом направлении, в том числе чтение и медитация, но главное — снижение уровня многозадачности. Чем больше задач выполняется одновременно, тем больше сил уходит на переключение между ними, а внимательность от этого страдает.

Также тестировщику важно уметь видеть и детали, и общую картину, а это приходит с практикой, когда развивается насмотренность на похожие задачи. На собеседованиях я даю задания, которые, в том числе, показывают, насколько человек способен улавливать общий контекст, а не только воспринимать «в лоб».

На наличие технического образования у кандидатов я не обращаю особого внимания — важнее практический опыт и грамотность специалиста, при этом вышка все-таки помогает тестировщикам ориентироваться в некоторых вопросах. Я часто встречаю на собеседованиях людей, которые, например, не знают базовых вещей из дискретной математики. Это не значит, что они хуже, просто им сложнее. К выпускникам популярных онлайн-курсов мы относимся без предубеждений, но проверяем, понимает ли человек, как применять знания на практике.

Чему учиться, чтобы стать лидом

Чтобы двигаться к позиции лида, нужно хорошо разбираться в том, что делаешь, и не бояться проявлять инициативу, — например, на прошлой работе в телекоме, где я впервые стала лидом, я долго по своему желанию занимала позицию заместителя руководителя, поддерживала команду, распределяла задачи и отчитывалась за них.

Нужно учиться брать ответственность за решения команды и доверять ей, а не пытаться все сделать самостоятельно. Когда возникает ошибка, с вопросами идут к лиду, а не к рядовому сотруднику, и здесь пригождается умение обосновать, почему так вышло, и донести до коллег, что именно нужно делать по-другому, чтобы в следующий раз ошибка не возникла.

Важно помнить, что проблемы говорят не о сложностях конкретного сотрудника, а о нарушениях в командных процессах — искать нужно корневую причину, не перекладывая вину друг на друга.

Главное — не бояться сложных задач и неудач, делать выводы и двигаться дальше — это помогает прокачаться в профессиональном плане. Учиться лучше на чужих ошибках, но на своих больше шанс что-то запомнить.

Важно ретроспективно анализировать неудачи и корректировать процессы, чтобы в следующий раз ошибку было сложнее допустить. Есть несколько способов: внедрение принципа Quality Gate в автотесты, дополнительное согласование тест-кейсов другим тестировщиком или аналитиком, а также разработка типового тест-плана, который не позволит забыть какую-либо проверку.

Другие материалы рубрики.

Видеоподкаст о TestOps-подходе к тестированию с SRE TeamLead, DevOps-infected Андреем Синицыным — в чем суть подхода, и как он помогает сделать процессы тестирования более эффективными и прозрачными.

Больше экспертных материалов о тестировании в Telegram-канале TMS DoQA.

11
Начать дискуссию