Как продвигаться помогающему специалисту

Привет, меня зовут Ира Баринская. Сейчас я прохожу обучение в академии коучинга и вижу у студентов одну большую боль: хочется продвигать себя как помогающего специалиста и начать зарабатывать, но совсем непонятно, с чего начинать. На эту тему я уже понаблюдала какое-то количество обсуждений без конкретики в студенческих чатиках, поэтому решила поддержать коллег, которые никогда не сталкивались со словами личный бренд, позиционирование и прочим маркетингом.

Так вышло, что в маркетинге я более более 10 лет, и мои сильные стороны - создание и развитие бренда (личного и корпоративного), стратегии продвижения, комьюнити менеджмент, позиционирование и сторителлинг. Написала небольшой гайд, который может пригодиться всем, кто никак не связан с маркетингом, но вынужден начать в этом хоть немного разбираться, чтобы понять, куда бежать. Он ориентирован на специалистов помогающих профессий, но часть упражнений подойдет более широкому кругу читателей.


С чего начать?

Есть несколько путей продвижения своих услуг. Можно делать это самостоятельно, освоив соответствующие компетенции, а можно делегировать специальному человеку или агентству. Не важно, каким путем пойдете, но практика показывает, что базовые знания пригодятся в любом случае. Как минимум вы будете понимать на каком языке говорить с таргетологами и специалистами по посевам, а это уже половина успеха.

Начинать всегда имеет смысл с себя. И с исследования (привет, продуктовый подход). Сформировать свое позиционирование без четкого понимания кто вы, что вы продаете, кому продаете, на каких площадках и как звучит ваш голос - будет сложно. Что поисследовать это, ответьте на вопросы:


- какую услугу вы продаете? какую потребность клиента закрываете?

- какие у вас сильные стороны?

- что у вас получается лучше всего?

- в каких сферах вы хотите работать? - с какими людьми?

- как вам нравится проявляться? - какие ваши качества отмечают люди?

- что лучше получается - писать тексты/снимать видео/делать фото/говорить в формате интервью?

- чем вы отличаетесь от других специалистов в вашей области?

Эти вопросы помогут вам начать идти в сторону разработки своего позиционирования.

Почему это важно?

Посмотрите пример:

💃 я общительная, яркая и теплая. Соло мама двоих детей. Мои друзья говорят, что я ракета и восхищаются моей безудержной энергией. Мне нравится организовывать праздники и дни рождения, бывать на выставках и концертах, люблю мероприятия, где много людей. Хочу применять свою коучинговую экспертизу для того, чтобы помогать девушкам и женщинам найти себя настоящую и строить свою жизнь в легкости. Мне нравится фотографироваться, у меня часто бывают фотосессии, а еще я люблю писать короткие тексты-размышления о жизни и отношениях.

👨‍💻 я интроверт и не люблю большие скопления людей. Мне проще писать сообщения, чем звонить. Я люблю читать около научную литературу и философию, играть в шахматы и заниматься плаванием. Моя экспертиза и знания в области нейробиологии и когнитивистике помогают мне глубоко исследовать запросы людей. В коучинге мне нравится работать с людьми из IT и бизнеса, так как они структурные и конкретные как я, поэтому мы сразу находим общий язык. Я много пишу, иногда даже публикую статьи в изданиях и каналах, посвященных популяризации науки.

Глядя на этих двух персонажей мы видим, что это люди одной профессии, но позиционирование у них будет разным. А, следовательно, контент, площадки и тональность тоже. Это значит, что если мы заставим первого персонажа писать длинные околонаучные статьи на тему психологии/коучинга или прийти в подкаст к блогеру, ориентированному на мужскую аудиторию - это не очень сработает (хотя в дерзком маркетинге бывает всякое, все зависит от вашей готовности в это вписываться). А если мы предложим второму персонажу пилить трендовые рилсы, скорей всего он не совсем поймет, что мы ему предлагаем.


ВАЖНО! Не всем нужно работать говорящей головой. То, что подойдет одному специалисту, у другого будет вызывать душевные муки и приступы прокрастинации. Ищите форматы, которые подходят именно вам.


Лайфхак: чем подробнее вы себя опишете, тем лучше. Есть классное упражнение из писательских практик: напишите короткую историю о себе в третьем лице. Это поможет посмотреть на себя со стороны и выявить свои уникальные стороны. Еще бывает полезно поговорить со своими друзьями и близкими. Попросите их: описать вас пятью словами/рассказать совместное воспоминание, которое максимально иллюстрирует вас и ваш характер/назвать фильм, книгу, сериал, которые на вас похожи. Из этого уже можно собрать некую фактуру, которую сложив с вашим рассказом о себе можно использовать для формирования позиционирования.


Исследуйте других.


Выберете 5 экспертов из вашей области, которые вам симпатичны, и понаблюдайте за ними. Вопросы для исследования:


- в каких социальных сетях они представлены?

- какой контент они размещают?

- какой контент у них собирает наибольшее количество реакций/комментов?

- какой контент нравится лично вам?

- как они ведут себя в комментариях?

- где они представлены вне своих соцсетей? Пишут ли они статьи? Ходят ли они к блогерам? Есть ли у их книги? Почитайте комментарии под статьями, видео, книгами со специалистами - что отмечают о них люди? Что больше всего их цепляет в экспертах?

- в каких ролях эксперты выступают на разных площадках? Какой голос на каждой из площадок? Есть ли разница в ощущениях, когда смотришь видео-интервью и читаешь статью? Как они позиционируют себя и свои услуги?

И, главное, что из всего этого применимо к вам и может быть переиспользовано? Крадите как художники и не стесняйтесь этого (особенно на начальном этапе), потому что так делают все.


Если есть возможность поисследовать клиентов - это большая удача!


Лайфхак: я иногда договариваюсь о бесплатных сессиях за обратную связь, чтобы сразу собирать фактуру для своего позиционирования.


- как клиент вышел на вас? (через какой канал/рекомендацию)

- почему клиент выбрал вас изначально?

- что самого важного и ценного было в сессии для клиента?

- порекомендовал бы клиент вас друзьям и почему?

- какой опыт в коучинге/психологии был у клиента до вас?

- как трансформировалось отношение клиента к коучингу/психологии после общения с вами?


Нарисуйте портрет вашего клиента.


Самый крутой метод по формированию своей целевой аудитории, на мой взгляд, описан в книге Эрика Нюзума «Пошумим. Как делать хитовые подкасты». Если лень читать всю книгу, упражнение по поиску своей аудитории коротко описано в этой статье.


Фактура из этих четырех небольших исследований поможет вам увидеть себя и свой опыт со стороны, лучше понять, как это все упаковать и кому продавать. А дальше - дело техники. Собрала несколько полезных ссылок, которые можно изучить на старте, чтобы сформировать представление, как это бывает:


📌 Статья для психологов и коучей, которые хотят масштабироваться и расти в доходах или только начинают свой путь к частной практике и пока не понимают, куда им двигаться

📌 Видео с тренинга по этичному продвижению

📌 Подкаст про контент

Надеюсь, будет полезно и желаю удачи на вашем пути. Еще больше лайфхаков - у меня в канале.

11
1 комментарий

Лет 15 назад я обратил внимание на то, что у некоторых предприятий, мелких и средних, особенно в регионах, нет сайтов, визитки в лучшем случае. Решил разбогатеть, подготовил презентацию пошел по компаниям.
В итоге, если оставить за скобками людей с откровенными "бзиками" (как в одну сторону, так и в другую) выводы следующие:
- то, что ЛПРы бегают от предложений миф, они открыты к общению, один из директоров достаточно серьезного предприятия (несколько многоэтажных цехов в Москве) полдня на меня ухлопал, телефоны отключил, текучку сдал заместителю.
-вопрос у них по сути один - как то или иное действие повлияет на доходы предприятия (причем всякая муть типа "узнаваемости бренда" в расчет не принимается, хотят пошаговый план, как вложенный рубль принесет 10).
В итоге я не разбогател, а сайтов у некоторых предприятий нет и по сей день.