Гибкость против контроля: онлайн или офлайн?

Гибкость против контроля: онлайн или офлайн?

Еще несколько лет назад я, как и многие, считал встречи с клиентами офлайн единственным эффективным форматом. Как айтишник, я был привычен к видеосервисам, но ощущение, что в онлайн-формате теряется контакт, заставляло меня колесить по Москве с картой «Тройка», чтобы успеть на 5–7 встреч в день (никакой другой транспорт с таким плотным графиком просто не справлялся). Все изменилось в 2020 году, когда Zoom стал частью повседневности.

Преимущества онлайн для меня

Постепенно онлайн-работа стала для меня настоящим открытием. Демонстрировать таблицы, документы и материалы в Zoom оказалось быстрее и удобнее, чем пытаться разглядеть плохо видимую презентацию на экране в переговорке. Работа стала динамичнее: можно легко менять расписание, проводить короткие созвоны, адаптироваться под нужды клиентов.

Для активных и нацеленных на результат руководителей важна суть, а не форма, поэтому деградации контакта не происходит. Наоборот, онлайн помогает работать из любой точки: это удобно, если вы часто перемещаетесь между офисами, городами или даже странами. Это открывает новые возможности для региональных компаний, на встречи с которыми приходилось летать по несколько раз в месяц.

Гибкость против контроля: онлайн или офлайн?

По данным исследования «Контур.Толка» (февраль 2024) 85% сотрудников, которые более 5 лет работают удаленно, уже просто не хотят возвращаться в офлайн по разным причинам (дресс-код, более высокий стресс при работе в офисе и др.).

Да, есть задачи, которые лучше решаются офлайн. Например, брейнсторм-сессии, где важна «живая» энергия команды. Но в остальном смешанный или полностью онлайн-формат обеспечивает результат ничуть не хуже. Компании, адаптировавшиеся к онлайну, выигрывают в гибкости и эффективности. Те же, кто настаивает на офлайне, зачастую демонстрируют консервативность, замедляющую их рост и развитие.

Запрос заказчиков только на офлайн-встречи стал для меня определенным маркером. Предприниматели, привыкшие экономить время и стремящиеся к прогрессу, готовы работать онлайн. А если компания настаивает на офлайне, это может указывать на более консервативные подходы к управлению и пониманию мироустройства.

Что всё-таки выбрать?

Выбор между онлайном, офлайном и гибридным форматом работы — это стратегический вопрос, который напрямую влияет на эффективность бизнеса.

🔻 Офлайн. Формат всё еще эффективен, например, в отделах продаж, где требуется высокая частотность изменений процессов, подбора скриптов, изменения воронок и т.д. Здесь офлайн помогает руководителю держать руку на пульсе. Хотя есть и определенный риск: иногда компании просто не могут найти квалифицированных сотрудников в своем городе.

Гибкость против контроля: онлайн или офлайн?

🔻 Гибридный формат. Иногда может быть компромиссом, но иногда — серьезной проблемой. Например, если во время общего созвона часть команды находится в офисе, а часть подключается удаленно. Так нельзя, надо выбрать что-то одно, иначе происходит дискриминация тех, кто в онлайне.

🔻 Онлайн. Создает отличные возможности для гибкости и масштабирования, но его эффективность зависит от корпоративной культуры и уровня мотивированности сотрудников. Если в компании важен результат, а не формальные показатели вроде экранного времени или количества звонков, онлайн выигрывает.

Чем выше вовлеченность сотрудников в задачу, тем проще они работают онлайн. Для немотивированных офлайн становится инструментом контроля и дисциплины. А нужен ли бизнесу коллектив, где мотивация держится исключительно на внешнем давлении?

Вывод: выбор формата — не просто вопрос удобства, а показатель зрелости бизнеса и его готовности к изменениям. Компании, которые работают на результат, чаще всего эффективно используют онлайн или гибридный подход с четко отлаженными процессами. А те, кто остается в офлайне без очевидной необходимости, зачастую проигрывают в гибкости и возможностях для роста.

А что вы думаете? Не кажется ли вам, что компании, работающие только офлайн, немного отстают от рынка. Делитесь мнением в комментариях! Кстати, почитать мнения фаундеров на эту и другие темы можно в моем телеграм-канале.

Начать дискуссию