Как рассчитать бюджет краудфандингового проекта?

Как рассчитать бюджет краудфандингового проекта?

Краудфандинг – это современный и эффективный способ привлечения средств для финансирования своего проекта. Так, множество людей, заинтересованных в его реализации, осуществляют взносы через краудфандинговую платформу. В обмен на это они получают от авторов инициативы различные нефинансовые вознаграждения: мерч, сувениры, товары и услуги – в зависимости от суммы взноса.

Раньше мы уже писали о том, как распланировать свой краудфандинговый проект, делились лайфхаками и давали подсказки, в каких случаях стоит обращаться к краудфандингу, а в каких – поискать альтернативные источники финансирования.

Однако ни одна крауд-кампания не обходится без составления бюджета и определения финансовой цели.

Что такое финансовая цель?

Финансовая цель – это общий объем средств, который необходим автору краудфандингового проекта на реализацию своей инициативы. Она указывается для всех проектов, так же как процент и объем собранных средств.

При планировании своего крауд-проекта в финансовую цель необходимо заложить:

  • сумму, необходимую для воплощения идеи
  • комиссию краудфандинговой платформы и платежных систем
  • налоги
  • затраты на изготовление и доставку вознаграждений
Как рассчитать бюджет краудфандингового проекта?

Как понять, сколько денег мне надо?

Перед тем, как ставить финансовую цель, необходимо сформировать бюджет проекта в зависимости от его специфики.

Расширяете производство? Посмотрите, сколько стоит необходимое оборудование и его доставка. Планируете записывать подкаст? Вам стоит изучить стоимость аренды студии и специального оборудования, работ по звукорежиссуре и аудиомонтажу, дизайну обложки подкаста.

Совет: сведите к минимуму возможные издержки, однако не «обнуляйте» их – при реализации проекта могут возникнуть непредвиденные расходы. Заложите небольшую сумму как раз на этот случай.

Комиссия краудфандинговой платформы и платежных систем

У каждой краудфандинговой площадки и платежной системы свой размер комиссии. Большинство российских краудфандинговых платформ работают по принципу «все или ничего», но на «Планете» действует более гибкая система:

  • если проект собрал 100% и больше от заявленной цели, комиссия платформы составит 10% от собранной суммы.
  • если проект собрал 50-99%, комиссия составит 15% от суммы.
  • если проект набирает меньше половины заявленной суммы, он признается неуспешным. В этом случае комиссия не взимается, а все средства возвращаются участникам в их кошельки на Planeta.ru.
Как рассчитать бюджет краудфандингового проекта?

Однако для благотворительных проектов действуют другие условия. В частности, сниженный размер комиссии. Для благотворительных инициатив она составляет 5,9% от суммы собранных средств вне зависимости от финансовой цели. Причем эти средства идут на покрытие операционных расходов.

Как рассчитать бюджет краудфандингового проекта?

Налоги

По законодательству РФ, все собранные с помощью краудфандинга средства считаются доходами, а следовательно, облагаются налогами. И уплата этих налогов ложится на плечи автора инициативы в зависимости от того, кем он является.

  • Физические лица обязаны уплатить НДФЛ – налог на доходы физических лиц. Он составляет 13% и вычитается из полной суммы, собранной на момент завершения проекта. Однако авторам-физлицам не надо идти в налоговую, Planeta.ru сама заплатит необходимый налог.
  • Юридические лица и индивидуальные предприниматели также должны следовать законодательству в налоговой сфере. В данном случае налоги начисляются по той системе налогообложения, которая утверждена в организации или выбрана самим ИП. Эти режимы налогообложения указаны, например, на сайте ФНС.
  • Средства, привлекаемые некоммерческими организациями, могут считаться или пожертвованиями, или поступлениями от деятельности организации. Так или иначе они облагаются налогом в зависимости от особенностей конкретной НКО и системы налогообложения.
Как рассчитать бюджет краудфандингового проекта?

Изготовление и доставка вознаграждений

Чтобы избежать ситуаций, когда средства на реализацию вашей задумки собраны, а денег на создание и доставку вознаграждений для участников крауд-проекта не хватило, мы советуем заложить эти средства в общую финансовую цель.

«Планета» может помочь авторам проектов и с изготовлением, и с доставкой вознаграждений. Есть 3 варианта:

  • Вариант 1. Вознаграждения готовит сам автор, а стоимость их доставки включена в «цену» лота. Конечно, участникам краудфандинговых кампаний приятнее, когда доставку берет на себя автор. Однако, если у вас нет на это ресурсов, предупредите вашу аудиторию заранее. Например, в описании конкретного вознаграждения внутри проекта на Planeta.ru.
    Нередко рассчитать количество планируемых доставок бывает непросто. И мы советуем пересчитать все несколько раз, чтобы не возникло непредвиденных трат и все участники получили свои лоты в срок.
  • Вариант 2. Вознаграждения готовит автор, но за доставку платит участник проекта. Предупредите об этом участников вашей крауд-кампании. Тогда все будут понимать условия, а к вашему проекту будет больше доверия.
  • Вариант 3. Planeta.ru берет все на себя. Вы можете делегировать Планете процесс создания и доставки вознаграждений до участников крауд-проекта. Достаточно написать письмо на support@planeta.ru и узнать все условия.

Совет: не переборщите с бонусами, на изготовление или покупку которых нужны значительные затраты. Мы рекомендуем включить в проект от 3 до 7 вариантов вознаграждений. В противном случае ваша финансовая цель увеличится.

Как рассчитать бюджет краудфандингового проекта?

Лайфхаки по бюджету проекта

Лайфхак 1. Детально распишите бюджет проекта

Прозрачность – один из важных компонентов доверия к вашей инициативе. Чем подробнее вы распишите, на что вы планируете потратить собранные средства, тем лучше. Так вы покажете серьезность своих намерений и экспертизу.

Кроме того, подробный план расходов поможет и вам – с ним вы ничего не забудете и не упустите из виду. А значит, сведете к минимуму возможные «сюрпризы», которые могут возникнуть по ходу реализации вашей задумки.

Лайфхак 2. Все в одном месте

Мы советуем вести все расчеты в одном месте. Например, в табличке. Пользуйтесь готовыми шаблонами или создайте таблицу под себя. Главное правило – вносите все будущие расходы на реализацию проекта только в нее. Иначе вы запутаетесь в количестве файлов, листочков, заметок и сообщений.

Лайфхак 3. Минимизируйте бюджет и будьте объективны

Если вы запускаете первый краудфандинговый проект, не ставьте излишне амбициозную финансовую цель, но и не занижайте стоимость реализации идеи. Будьте объективны и честны с собой: хватит ли вам этих средств? Вы все учли? Нет ли излишних трат в вашем проекте?

Тщательно перепроверьте ваши расчеты, покажите их друзьям, мнению которых вы доверяете. Также советуем посмотреть финансовые цели и планы расходов у схожих проектов. Это позволит вам проверить ваши расчеты и убедиться, что вы точно ничего не забыли.

Лайфхак 4. Проект можно улучшить

Помните, что проекты нельзя закрывать раньше срока, даже если вы собрали нужную сумму. Благодаря этому вы можете пересобрать и улучшить свой проект, добавить новые вознаграждения и расширить свою инициативу. Например, увеличить тираж книги или музыкального альбома, купить больше оборудования или записать дополнительный выпуск подкаста.

Некоторые авторы указывают, на что потратят средства, превышающие финансовую цель проекта. Например, так в своем крауд-проекте сделала компания «Моторика», занимающаяся разработкой функциональных протезов кисти для детей и взрослых. Финансовая цель авторов составляла 150 тысяч рублей, а общий сбор превысил 590 тысяч. Таким образом, все участники крауд-кампании точно понимали, на что будут потрачены их взносы.

Описание бюджета проекта «КИБИ – протезы для маленьких героев» 
Описание бюджета проекта «КИБИ – протезы для маленьких героев» 

Составление бюджета и определение финансовой цели краудфандингового проекта – не такая сложная работа, как может показаться. Если внимательно и аккуратно подходить к расчетам, учесть все 4 компонента финансовой цели, всё перепроверить и следовать нашим советам, то непредвиденные траты не возникнут.

11
Начать дискуссию