Аудит поставщиков. Как выбрать надежного поставщика?

Аудит поставщиков. Как выбрать надежного поставщика?

В одной из статей, я приводил в пример данные из отчета компании Dell Technologies, согласно которым, расходы на закупки составляют $75 млрд., а совокупный доход $101 млрд. Основываясь на этих данных, рискну сделать вывод, что у производственной компании большая часть расходов связана с процессом закупок. Так происходит потому, что компания прибегает к кооперации при создании продукта. При совместной работе распределяется не только производство продукта, но и затраты, часть из которых создает поставщик. В таком случае, выбор надежного поставщика, с которым стоит делать бизнес, становится первоочередной задачей. Давайте разберемся в процессе аудита поставщиков и выясним, как он становится не только инструментом обеспечения качества, но и стержнем для снижения затрат, а в последствии – устойчивого роста бизнеса.

Обеспечение качества поставщиков. Важнейший инструмент снижения затрат в цепочке поставок

Для лучшего понимания, давайте посмотрим на процесс обеспечения качества поставщиков (SQA) целиком:

Рисунок 1. Блок-схема процесса SQA.
Рисунок 1. Блок-схема процесса SQA.

Как видите, процесс управления качеством поставщиков начинается с отбора поставщиков или аудита. Процесс обеспечения качества поставщиков (SQA) – стратегический процесс, который выходит за рамки традиционного представления о контроле качества, когда несоответствующая продукция бракуется. Создавая процедуры аудита, компании могут заблаговременно выявлять потенциальные риски, обеспечивать соблюдение спецификаций и следить за соблюдением стандартов качества. Это не только приводит к повышению качества продукта, но и служит мощным рычагом для снижения затрат.

Необходимость отбора надежных поставщиков

Путь к эффективной и экономичной цепочке поставок начинается с выбора поставщика. Выбор надежных поставщиков – потребность. Тщательная оценка возможностей поставщика, его послужного списка и соответствия требованиям гарантирует, что в вашей цепи поставок будут работать партнеры, разделяющие ваше стремление к совершенству и эффективности. Но у крупных компаний тысячи поставщиков, как сделать оценку прозрачной и единой для всех?

Стандартизация аудита

Стандартизация становится краеугольным камнем в процессе аудита. Внедряя единообразные процедуры аудита, компании могут создать равные условия для оценки поставщиков. Это не только повышает прозрачность, но и облегчает проведение сравнительного анализа, позволяя компаниям объективно сравнивать их работу, а впоследствии управлять затратами.

Чек-лист аудита. Темы и критерии оценки

Основа процедуры аудита – требования вашей компании по отношению к поставщикам. Это те темы и критерии, по которым вы будете оценивать и сравнивать поставщиков, чтобы выбрать тех, с кем выгоднее делать бизнес. Что может послужить источником требований? Это могут быть отраслевые стандарты, например, для авиации AS 9100, для автопрома ISO/TS 16949, а также лучшие практики от более развитых компаний. Итак, давайте посмотрим на чек-лист аудита поставщика. Чек-лист может содержать следующие темы:

Рисунок 2. Чек-лист предпроизводственного аудита.
Рисунок 2. Чек-лист предпроизводственного аудита.

Оценки по темам могут быть объединены в интегральную оценку, которая покажет, насколько поставщик готов делать бизнес с вашей компанией. Оценка по каждой теме, в свою очередь, состоит из оценок по критериям. При этом, для каждого из критериев может быть установлен весовой коэффициент, в зависимости от того, насколько важным вы считаете тот или иной критерий. Рассмотрим примеры критериев по теме анализа производственных мощностей:

Рисунок 3. Чек-лист критерия "Анализ производственных мощностей".
Рисунок 3. Чек-лист критерия "Анализ производственных мощностей".

Результаты аудита. Ценность для бизнеса

Реальная ценность аудита поставщиков заключается не в том, чтобы найти несоответствия, а в последующих действиях. План действий, разработанный с учетом результатов аудита, превращает оценки по критериям и несоответствия в катализатор улучшений.

План действий по максимизации ценности от аудита включает в себя:

1. Сотрудничество. Поддерживайте открытое общение с поставщиками, превращая аудиты в совместную работу по улучшению вашего продукта и сервиса.

2. Снижение рисков. Используйте результаты аудита для упреждающего устранения потенциальных рисков, обеспечивая устойчивость цепочки поставок.

3. Корректирующие действия. Немедленно исправьте выявленные несоответствия для предотвращения их повторения.

4. Непрерывное совершенствование. Используйте результаты аудита для постоянного совершенствования процессов.

В стремлении к операционному совершенству, аудит поставщиков служит инструментом для создания более эффективной, надежной и рентабельной цепочки поставок. Если относиться к аудиту не как к простой формальности, компании смогут сократить расходы в цепочке поставок, а также улучшить свой продукт и сервис, за счет выбора надежных поставщиков с минимальными затратами.

11
реклама
разместить
Начать дискуссию