Онбординг в бизнесе vs. онбординг в яхтинге

Разбираемся в онбординге при формировании бизнес команды и в том, как его методики могут пригодиться на борту яхтенной школы

Онбординг в бизнесе vs. онбординг в яхтинге

Впервые понятие «онбординг» появилось в жаргоне менеджеров в 1970-х. Кембриджский словарь определяет этот термин как процесс, с помощью которого новый сотрудник приобретает знания и навыки, необходимые для того, чтобы стать эффективным участником команды. С семидесятых многое изменилось, и сейчас этот процесс принято разделять на онбординг сотрудника и онбординг пользователя, но по своей сути эти два процесса сводятся к одному — набору действий, позволяющих новому сотруднику / пользователю как можно быстрее адаптироваться.

Непродуманный онбординг или и вовсе его отсутствие можно сравнить, пожалуй, с «бразильским методом» обучения плаванию — в случае сотрудника плохой онбординг приводит к непониманию своих задач, обязанностей и роли в команде, как следствие — низкая эффективность, стресс и выключеннось из команды. В случае же пользователя плохой онбординг ощутимо роняет его лояльность к продукту.

Поэтому мы в яхтенной школе 100CAPTAINS решили проанализировать все этапы, через которые проходит пользователь на пути от новичка в яхтинге к лицензии капитана парусной яхты, воспользовавшись при этом механикой «идеального» бизнес-онбординга. И обнаружили много совпадений.

Мы начали с выведения трех основных целей онбординга:

  • Эффективное и быстрое погружение нового сотрудника в рабочую атмосферу
  • Ориентация на долгосрочную перспективу: новый участник команды ощущает причастность к большой цели и разделяет общее видение
  • Создание прозрачности в коммуникациях и, что особенно важно, прозрачности ожиданий

В соответствии с этими целями онбординг сотрудника в бизнесе, как правило, проходит в четыре основных этапа:

Этап 1.

Все начинается с оффера. С изложения самых основных моментов: предлагаемой должности, размера заработной платы, длительности испытательного срока и так далее. На этом этапе и создается прозрачность ожиданий — чего от тебя ждут, кто все эти люди, какие здесь ценности. Чего можно ожидать от этой должности, компании и команды, а чего — нет. Важно, чтобы человек понимал и принимал правила игры на самом старте.

Этап 2.

Далее — встреча с руководителем, куратором или HR. Первый день выхода на работу, когда сотрудник еще продолжает изучать правила игры и постепенно вливаться в нее. На этом этапе, как правило, происходит заключение договора, оформление прочих документов, страховки и т.д.

Этап 3.

Следующий необходимый этап — встреча с командой. Идеальным решением для знакомства и представления команды новому сотруднику может быть, например, не слишком официальный совместный ланч.

Этап 4.

Далее следует испытательный срок. Перед его началом сотруднику выставляются KPI, по которым будет производиться его оценка.

Как это происходит в школе 100CAPTAINS?

Этапы буквального «вхождения на борт» яхтенной школы не слишком отличаются от этапов онбординга нового сотрудника в компании. За исключением того, что в обучении яхтенному мастерству из-за разделения курса на теоретическую и практическую части имеет место двухуровневый онбординг. Таким образом, курсант проходит все четыре стадии сначала при прохождении теоретического онлайн-курса, а затем снова, на практическом курсе.

Онбординг в бизнесе vs. онбординг в яхтинге

Итак, курсант приходит на теоретический онлайн-курс. Как проходит его онбординг?

Условным оффером служит программа курса, его общее предложение: строение, учебная платформа, стоимость, эксперт курса и т. д. На этом этапе, как и в онбординге сотрудника, важно создать у курсанта прозрачные ожидания. Конечно, вопросы будут возникать и по ходу курса, но на основные из них он должен получить ответы уже сейчас: что теоретический курс — только часть обучения, что официальные документы выдаются канадским офисом IYT после завершения всего обучения, что именно он получит по завершении курса, какими компетенциями будет обладать и сколько времени у него есть на прохождение курса.

Затем куратор курса помогает новому участнику решить организационные моменты — подключиться к курсу, получить все доступы к учебным материалам и чату курсантов. После этого можно приступать к учебе.

В самом начале которой происходит встреча с командой — в закрытом чате курса участники знакомятся между собой, рассказывают, чем могут быть полезны друг другу с точки зрения бизнес-связей и компетенций и просто общаются. Здесь же они знакомятся с командой школы. Знакомство продолжается и на первых вебинарах.

А затем наступает условный «испытательный срок» со своими условиями: курс нужно пройти за определенное время и сдать итоговые тесты, набрав необходимый минимум баллов. В целом, все эти условия и являются KPI для нового участника курса.

Итак, самое важное:

1) Донести предложение до курсанта

2) Разрешить вопросы организационно-технического характера (завести пользователя на учебную платформу, выдать доступы и т. д.)

3) Познакомить участников с командой курса и (обязательно!) друг с другом, драйвить их активное общение

4) Объяснить курсантам условия обучения (сроки, минимальные баллы), строго придерживаться их и со своей стороны

Закончив теоретический онлайн-курс, курсанты получают промежуточные оценки, сертификаты, подтверждающие успешное прохождение онлайн-курса, и возможность перейти к самому интересному — к практике. Здесь и начинается онбординг второго уровня. Теперь уже не только метафорический, но и буквальный.

Онбординг в бизнесе vs. онбординг в яхтинге

Practice Makes Perfect

Все снова начинается с оффера — потенциальный практикант получает информацию о длительности, датах, сроках и условиях прохождения морской практики.

Потом наступает стадия знакомства с куратором и решения организационных вопросов — мы рассказываем об основах яхтенного быта, с которым курсант, изучивший только теорию, может быть еще не знаком:

  • первое правило в море: шкипер (он же инструктор на практике) всегда прав
  • если вам кажется, что шкипер не прав, см. предыдущий пункт
  • жить можно на лодке — там есть все необходимое, в том числе кухня и туалет, только называются они по-другому: камбуз и гальюн
  • экипироваться нужно правильно: помимо яхтенных перчаток понадобится обувь на светлой нескользящей подошве, теплые вещи и ветровка , а кроме этого лучше не забывать о солнцезащитном креме и головном уборе
  • как работает страховой депозит и какого рода damage вообще может произойти во время практики

После этого начинается третья стадия онбординга — знакомство с товарищами по практике и шкипером, для начала просто в чате. Но на своем опыте мы определили, что идеально, если курсантам удастся встретиться друг с другом и с инструктором заранее, до приезда на практику — это снимает многие барьеры. Кроме этого в чате продолжается информационно-организационная поддержка, поддерживается связь не только со шкипером и остальной командой, но и с бэк-офисом. Тут решаются все организационные вопросы, размещаются рекомендации / анонсы / ссылки на полезные образовательные ресурсы.

А потом снова наступает испытательный срок — на этот раз в форме практического обучения. У курсантов есть одна неделя и четкие KPI — чек-лист навыков, которые они должны приобрести и продемонстрировать инструктору до окончания практики. Собрав все галочки в этом чек-листе и получив официальную лицензию IYT, курсант 100CAPTAINS сам становится капитаном.

Онбординг завершен! Проверить, насколько он был успешным, можно снова вернувшись к чек-листу из трех целей онбординга, совместив фидбек пользователей с собственными наблюдениями:

  • Было ли погружение в процесс обучения быстрым и комфортным для пользователя / нового сотрудника? Насколько эффективным оно было?

  • Понятны ли были пользователю / сотруднику «правила игры» на старте? Насколько прозрачны были его ожидания? Возникали ли по ходу обучения / работы какие-либо вопросы, которые должны были быть разъяснены еще в самом начале?

  • И самое главное: удалось ли создать у пользователя / сотрудника ощущение причастности к большой цели? Потому что именно это ощущение причастности будет вдохновлять его совершенствоваться в своем (морском) деле в долгосрочной перспективе.
11
2 комментария

А есть такая же статья про онбоардинг в рафтинге, катамаранинге и лодкинге? Ну... для народа.

Можем вместе написать))))