Как рассказать просто о сложном? Приёмы научной коммуникации для бизнеса

Как презентовать проект, где много цифр, данных и терминов? Мы в студии BEsmart часто помогаем учёным перевести их сложные расчёты на человечий язык. В этой статье расскажем как делали это с петербургским Политехом и о том, зачем приёмы научной коммуникации использовать в бизнесе.

Если вы работаете в IT, на производстве или в другой “непростой” для широкого понимания сфере, выступление перед аудиторией или заказчиком может превратится в ад.

Термины, технические характеристики, обилие цифр и графиков — и вот вы уже говорите на другом языке и смотрите на глубоко задумчивые лица.

У деловой и научной коммуникаций больше точек соприкосновения, чем может показаться на первый взгляд. И там, и там спикеры стремятся рассказать просто о сложном — презентуя большой объем данных и в меру упрощая громоздкие конструкции.

Кейс: научный постер для петербургского Политеха

В научной коммуникации уже много десятилетий используют научный постер — это классическая форма презентации исследований. Она актуальна для выставок и конференций: каждый может подойти к постеру, быстро ознакомиться с содержанием, задать вопросы, обменяться опытом и контактами.

<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.eposters.net%2Fposter%2Fcauda-equina-syndrome-audit-a-dgh-perspective-and-review&postId=183349" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">постер</a> Cauda Equina Syndrome Audit: A DGH Perspective and Review, 2017
постер Cauda Equina Syndrome Audit: A DGH Perspective and Review, 2017

Проблема в том, содержание постеров часто перегружено: за счет сильно ограниченного пространства и массива информации, ученым трудно выделить и оформить главное.

В бизнесе похожая ситуация происходит с презентациями проектов, где много статистики и технических данных. Из-за сложности и неоднородности информации часто хромает структура и оформление. В итоге аудитория быстро теряется в цифрах и редко дослушивает речь до конца.

Чтобы упростить жизнь ученым и научить их делать логичные и понятные плакаты, тренер студии коммуникаций BEsmart Давид Бокучава и кандидат физико-математических наук, нейробиолог Екатерина Пчицкая в рамках образовательного интенсива для студентов Санкт-Петербургского политехнического университета разработали универсальный алгоритм. С его помощью исследователи разных направлений могут эффективно презентовать свои опыты и работы. Проект реализуется при поддержке Политехнического университета в рамках программы 5-100 как проект-победитель грантового конкурса СПбПУ "Polytech Project".

Первый шаг: проанализируйте аудиторию и поставьте конкретную цель для своего выступления

Ответьте на вопросы: кто те люди, перед которыми предстоит выступать? Они в теме исследования или их нужно погрузить в контекст для лучшего понимания? Какую главную мысль важно донести до людей? Что они должны запомнить?

Второй шаг: соберите релевантные референсы и используйте лучший опыт

Изучите, как решали проблему до вас — не только в России, но и за рубежом. Проанализируйте кейсы и конкретные инструменты, они эффективны сегодня? Возьмите лучшие практики и формы на вооружение и используйте в работе.

Третий шаг: проведите исследование или адаптируйте под себя готовые шаблоны

Лучший способ презентовать тему — заранее обсудить проблемы с коллегами и специалистами в отрасли. Это можно сделать с помощью опроса или коротких интервью. Так со 100-процентной гарантией узнаете, каких данных от вас ждут, а что, наоборот, всем надоело и раздражает.

Четвертый шаг: подумайте о структуре и контенте

Если существуют готовые алгоритмы (чек-листы, инструкции, шаблоны) от изданий или экспертов, которым вы доверяете, переделайте их под себя. Главное здесь — не копировать слепо все пункты, а просеить их сквозь сито здравого смысла и контекста вашего выступления.

Екатерина Пчицкая собрала все главные рекомендации по подготовке научного постера в чек-лист, посмотрите какой он смешной и красивый.

занятие, заслуживающее восхищения
занятие, заслуживающее восхищения

Пятый шаг: не забудьте про оформление данных

Экспериментируйте с формами и форматами, не отказывайтесь от творческих решений.

Визуализация информации — важная часть любой презентации. Чтобы сделать данные более наглядными, используйте заголовки, графики и схемы, цветовые акценты, читаемые шрифты. Но в меру — в этой статье на Хабре можно прочитать 10 базовых принципов визуального дизайна.

В случае с научным постером, важно также заранее продумать, как информация разместится на бумаге. Для этого можно использовать метод скетча: разбить исследование на блоки и схематично зарисовать. Так легче увидеть недостатки структуры и, если нужно, поменять данные местами.

схема постеров, которую придумали студенты Политеха
схема постеров, которую придумали студенты Политеха

Главный плюс этого алгоритма в том, что он актуален не только для научной, но и для деловой коммуникации — пригодится, например, в подготовке речи для отраслевой конференции, питча своего стартапа или идеи на митапе.

Правда, с поправкой на ветер: важно помнить о концептуальной разнице подходов.

Графики и схемы

В бизнесе часто лучшее решение — упростить информацию, показав аудитории общую тенденцию: например, красную дельту роста продаж компании. В науке же, наоборот, предпочтение отдают специфическим расчетам. От этого зависит точность анализа и последующих решений.

Тем не менее, упрощение может быть и там, и там, если важно показать принцип работы системы или точку, от которой отталкиваются данные в проекте. Главное здесь — не схема с большим количеством цифр, а упрощение с выделением нужной для речи части.

Эмоциональные провокации

Игривые заголовки и яркие образы привлекают внимание в любой коммуникации, вопрос — какой ценой. В фундаментальной науке они чаще всего недопустимы, вызывают раздражение и сомнение в экспертности спикера. Исключение — студенты и популяризаторы науки.

В бизнесе, даже в топовом b2b, такие провокации уместны в меру — они вызывают эмоциональную реакцию, запоминаются, а также служат перебивкой для ключевых мыслей презентации.

Интерпретация выводов

Науке важны данные — цифры и расчеты, за ними всегда скрывается объемный пласт работы. Ученые активно делятся информацией, приглашают сообщество к осмыслению и дискуссии.

В деловой среде все иначе: разные взгляды на одни и те же данные могут быть вредны (в ситуации, когда эти выводы являются основой аргументации, и решение принимает не технический, а финансовый эксперт).

Ответственность за понимание

Исторически сложилось, что в науке вся ответственность — на аудитории. Ученые должны сами разобраться в нюансах исследований, цифрах, выводах и источниках.

В бизнесе все наоборот: если вы плохо объяснили, и люди в зале не поняли ключевых сообщений речи — это целиком и полностью ваш провал. Именно по этой причине в деловой сфере так много времени уделяют анализу аудитории, структуре выступления и оформлению данных.

Прочитать, какие уровни анализа аудитории существуют и как подготовиться к питчингу своего проекта, можно здесь и здесь.

22
Начать дискуссию