Корпоративный акселератор как песочница рынка для стартапов и корпораций

Привет, меня зовут Леонид Чернигов – я организатор ForestTech Accelerator. Опираясь на опыт работы в нескольких корпоративных акселераторах, делюсь выводами о том, почему именно такие площадки – это самая короткая дорога к результату. Причем, не только для стартапа, но и для корпорации.

Кто кому нужен больше – стартапы акселераторам или наоборот? В XXI веке технологий и инноваций этот вопрос вполне может прийти на смену дилеммы курицы и яйца. В середине «десятых» – на старте появления первых акселераторов в России – ответ был очевиден. Количество «ускоряющих площадок» можно было пересчитать по пальцам, отсюда и длинные очереди из команд-претендентов. Пройти в акселератор на платной основе – даже это считалось большой победой, что уж говорить о «бюджетниках».

Какое-то время спустя мячик оказался на другой стороне. Акселераторов стало так много, что выбирали уже стартапы. Однако, как и на многих других рынках (а инновации – это безусловно рынок, но не товаров или услуг, а новых решений и возможностей) наступил баланс. Сегодня, привлекая стартапы, акселераторы не переходят друг другу дорогу, а стартапы, в свою очередь, всегда могут найти площадку под свой проект. Такое положение дел говорит о сложившемся, зрелом рынке поиска и взращивания инноваций.

Почему «не летит»?

Одно из важных свидетельств зрелости рынка инноваций в России - механизм акселерации все чаще применяют отрасли, которые традиционно причисляют к консервативным. Яркий пример - ForestTech Accelerator, одна из первых в России площадка для поиска технологических решений в лесной промышленности. О зрелости рынка говорит и появление сильных региональных акселераторов. Для местного инновационного сообщества такие площадки, как минимум, становятся возможностью прокачать софт-скилс. Как максимум, масштабировать проект на всю Россию и даже за рубеж – таких примеров немного, но они есть.

Попытки освоиться в инновационной среде, в том числе за счет запуска собственных акселерационных программ, делает и государство. Эффективность таких площадок - вопрос дискуссионный. Огромная воронка на входе и ноль внедрений по итогу – в случае госакселераторов, скорее, правило, а не исключение. Причина того, что у одних полетело, а у других – нет, не в подходах к акселерации. В госакселераторах с командами работают по тем же методикам.

«Не летит» потому, что заинтересованности в результате со стороны организаторов нет! KPI заказчика – собрать тридцать команд и отработать с ними три месяца. И именно тут проходит водораздел между государственными и корпоративными акселераторами. Последние тоже могут поставить себе KPI, но исключительно в рамках дорожной карты - понять воронку проектов и прикинуть объем работы. Но главное, ради чего запускаются корпоративные акселераторы - поиск решений для конкретных болей бизнеса. Под это корпорация готова выделять ресурсы – средства; сотрудников с отраслевой экспертизой; давать площадку для пилотирования проектов. Это гораздо более качественный и интересный стартапам подход.

Самая короткая тропинка к результату

Не буду рисовать картину маслом – и в корпоративных акселераторах с внедрением дела обстоят не всегда прекрасно. Однако железный факт – такие площадки дают участникам на порядок больше пользы, а шанс внедрения проекта в любом случае вырастает кратно. Именно за этим, а еще за возможностью пощупать рынок и идут стартапы. Новые знания? Полезно и нужно, не спорю. Но прошедшие два и более акселератора стартап-команды на образовательных сессиях откровенно скучают. Темы, даже преподаватели – везде одни и те же. «Дайте уже что-нибудь поделать руками», – говорят команды и пытаются прикрутить свою технологию на производственную линию предприятия. Это особенно важно для условно универсальных проектов, технологии которых (автоматизация или цифровизация процессов, к примеру) применимы в ряде направлений промышленности. Понять, попадают их решения в конкретный сектор или нет, можно только на практике.

В этом «прикрутить» и заключается весь смысл. Для всех интересантов – и стартапов, и корпорации – акселератор становится песочницей рынка. Стартап в дружественных условиях получает качественную обратную связь и представление об отрасли. Крайне важно, что основано она не на собственных галлюцинациях, а на практике работы. Представить такое в условиях рынка почти невозможно – обратная связь бывает настолько жесткой, что моментально и надолго отбивает желание пробовать.

Акселератор же на то и песочница, чтобы дать обратную связь, но так, чтобы стартап загорелся желанием работать. «Внедрить технологию в эту производственную линию не получится. Но можно встроить ее в другую линию, правда, нужна доработка. Сделаешь? Тогда ты интересен». И стартапы начинают менять продукт. Когда на горизонте появился инвестор и возможность масштабировать технологию на весь рынок, пивот – даже он не пугает. Эта синергия отраслевой экспертизы и хорошего акселерационного трекшена - самое лучшее, что может случиться с любой стартап-командой.

Корпоративный акселератор – не просто самая короткая тропинка к результату. Но, часто, и единственная точка входа для того, чтобы начать работу с крупной компанией. Если у команды нет толстенной записной книжки с номерами топ-менеджеров или знакомых, готовых свести стартап с тем, кто принимает решения, то возможности попасть в энтерпрайз стремятся к нулю. Корпоративный же акселератор, даже на этапе предакселерации, уже через четыре рукопожатия доводит стартап-команду до топ-менеджеров.

Возможность без сломанного телефона продать свою идею крупному бизнесу сначала на уровне идеи, а после в виде реального проекта – разве такая игра не стоит свеч?

11
Начать дискуссию