Что я понял за 4 года работы в индустрии стартапов и венчура

Большие возможности = большие риски. И главный риск в запуске стартапа - запуститься не в то время.

Кадр из сериала «Не сработало»
Кадр из сериала «Не сработало»

Привет! Меня зовут Иван, я основатель агентства Smartesta, резидент Club.org

В 2020 году впервые довелось поработать над упаковкой и продвижением IT-стартапа.

Это был конструктор интернет-магазинов по подписке. Был разгар пандемии, и казалось, что продукт впишется в тренд повального переезда оффлайн бизнесов в интернет. Основатель хотел собрать в сервисе много мелких торговцев разными товарами и, затем, объединить их в единый маркетплейс.

Мы много чего тестировали, но стартап по итогу разорился, так как не нашли подходящую бизнес-модель: регистрации плохо конвертировались в оплаты подписок.

Тогда у меня было очень предвзятое отношение к сфере IT-стартапов. Помню, как вышло интервью у Дудя про Кремниевую Долину, где стартаперы что-то заумное рассказывали, через слово вставляя англицизмы. 80% интервью звучало примерно так: "Да, мы сейчас бутстрапим, кастдевим юзеров, ищем маркет фит, через полгода будем рейзить раунд, если получим трекшн, или придется делать пивот".
Мне тогда казалось, что все это — какой-то особый подвид инфоцыганства или что-то сектантское)

Через год основатель разорившегося стартапа пришел ко мне с новой идеей стартапа. В этот раз с несколькими млн $ инвестиций и целью запустить еще и венчурную стартап-студию. Задумка была в том, чтобы на потоке запускать IT-проекты и параллельно, как фонд, инвестировать.

В итоге мне довелось поработать в роли маркетолога десятка стартапов, директором по маркетингу самой студии и инвестиционным директором: я участвовал в отборе проектов для инвестиций.

За годы моё мнение о стартап-индустрии, конечно, изменилось. Большинство стартаперов пытаются найти ту самую супер-идею, которая за пару лет стрельнет, чтобы затем продать проект и сразу выйти в кэш на миллионы баксов. А венчурные инвесторы и фонды скупают доли в десятках стартапов в расчете на то, что некоторые из них "взлетят" и окупят все остальные вложения.

И в этом заключается важнейшее знание о том, что действительно большие деньги зарабатываются в следствии создания и продажи бизнеса, как актива, или своей доли в нём. В мире венчура и стартапов это называют экзитом. Годами ты работаешь за руководительскую зарплату или около того, и все по-максимуму реинвестируешь, чтобы в нужный момент выйти в кэш.

Многие предприниматели мыслят только заработком на дивидендах, строя сложномасштабируемый бизнес, который без них развалится. Но умение создать такой проект, который будут готовы купить с уверенностью, что инвестиция отобьётся — следующий уровень, на котором основной заработок делается на капитализации.
И когда ты начинаешь думать о потенциальной оценке бизнеса — сильный бренд (узнаваемость, качественная айдентика и идеология) начинает играть огромное значение.

Большие возможности = большие риски. И главный риск в запуске стартапа - запуститься не в то время. Фейсбук не был первой соцсетью, а электромобили появились лет 100 назад.

Все дело в факторе готовности рынка.

Бывает слишком рано:

Если бы Убер запустился в 2003 году — ничего бы не вышло.
Когда рано — на «обучение рынка» и формирование спроса нужно слишком много усилий и денег.

Бывает слишком поздно:

В момент запуска проекта на рынке много мелких конкурентов, все они пока кривые-косые и кажется, что можно сделать лучше и всех победить.
Но запуск затягивается, а за это время происходит консолидация рынка: мелкие стартапы привлекают инвестиции и начинают "жечь" деньги на рекламу, работая в убыток с целью наработать как можно большую клиентскую базу, как тот же Убер делал кучу лет.
Когда поздно — становится почти невозможным расти за счет реинвестирования прибыли, просто не сходится экономика.

И главное, что не очевидно: уже поздно или еще рано. Объективно это не оценить. А зазор, когда "вот сейчас пора" в большинстве случаев – полгода-год.
Поэтому главный вывод в том, что запуск стартапа с целью создать что-то реально большое — это почти всегда авантюра. Но если бы все были такими осторожными как я — было бы не так интересно:)
Хотя, есть способы повысить шансы при запуске инновационного продукта: высокий порог входа из-за уникальной технологии, нечестное преимущество в виде уникального опыта, связей или партнера с клиентской базой, инвестор с безусловной и абсолютной верой в продукт... ну или остается создавать что-то супер-нишевое и маленькое, зато надежно.

Полезное и интересное про бизнес, маркетинг, IT и развитие инноваций - в моем тг-канале

15
2
1
1
1
17 комментариев