Как понять, что тобой манипулируют на работе, — и не поддаться
Открывайте текст, там важное (это не манипуляция)
Разобрали тему манипуляций на работе вместе с нашими друзьями из ProductSense — создателями крупнейшей конференции по управлению продуктами и подкаста «MakeSense» — и Александрой Клименко, основательницей Soft Skills Lab.
🔥 Совсем скоро 19 и 20 мая в Москве пройдёт конференция PeopleSense, посвящённая теме управления командой, процессами и собой. Заглядывайте, если хотите научиться управлять силами людей, эмоциями и мотивацией без манипуляций
А пока — к нашему тексту. Вот, какие темы затронем:
***
Допустим, есть компания Икс, где генеральный директор убеждён — истина рождается в споре. Он придумал особый подход для разгона дискуссий в коллективе: когда начинается обсуждение, он озвучивает повестку и говорит: «Нападайте».
Почти что «Фас!»…
Это манипуляция? И да, и нет.
Ведь гендир почти открыто говорит: «Мне нужна драма, нерв!». Можно и не поддаваться. Плохо, что если не поддаваться, то сотрудник вряд ли впишется в стиль управления и рано или поздно уволится.
Так или иначе, для человека хуже, когда манипуляция скрытая. Они работают по-другому.
На чём строятся скрытые манипуляции
🔹 На ценностях. На лояльности, дружбе, командном духе. Тут уже в ход идёт разное:
«Слушай, помоги по-дружески, сделай мне проект бесплатно». «Это очень важно для компании и меня лично — пожалуйста, забери часть работы уволенного сотрудника на время». «Ну, родные мои, надо ещё потерпеть».
🔹 На страхе. Когда боятся потерять должность и репутацию. Тут встречается такое:
«Все остальные согласились работать в выходные. Ты намерен подвести команду?» «Да-да, коллеги уже спрашивают, почему до сих пор не готово». «Босс этого не любит».
🔹 На амбициях. Когда кто-то давит и играет на целях и стремлениях человека. Здесь может быть что-то такое:
«До тебя тут работал Петя, вот он перформил так перформил, золотые ушедшие времена!» «Дружище, если хочешь тут чего-то добиться, надо часов по 10 работать порой». «Ты молодец, круто впахал, продолжай в том же духе!»
К чему мы это?
Если подозреваешь, что тобой пытаются манипулировать, важно понять, какую «валюту» используют — твои ценности, страхи или амбиции. Что ёкает внутри в ответ на чьи-то фразы? Дискомфорт, осознание, что задеты какие-то струны души говорят, что это может быть манипуляцией. Которая ещё и попадает в цель.
Как защититься от манипуляции
Эти советы подойдут и для защиты от манипуляций, и для распознавания манипуляции.
Первый шаг — познать свои границы. Чем лучше понимаешь свои ценности и слабые места, тем сложнее тобой манипулировать.
Допустим, лояльность — та самая болевая точка. И тут слышишь: «Ты нелоялен, потому что не помог с проектом после рабочего дня». Ловим себя на состоянии, что задето что-то важное — и продумываем, а что есть та самая, настоящая лояльность?
Работа сверхурочно, когда это крайне важно, порой бывает нужна. Тут просьба начальства поднажать, чтобы не похерить проекты, порой даже к месту. А вот постоянные переработки из-за игры на чувстве лояльности — мол, это всё во имя общего блага — манипуляция.
Второй способ защиты — замечать эмоциональные триггеры.
У манипуляторов за плечами годы практики, а значит, игра на их поле — почти всегда проигрыш. А вот распознавание эмоций, понимание сигналов и реакций — это другой, более эффективный набор навыков.
Эмоциональные триггеры — те самые свидетели, что задеты струнки души. Злость, обида, чувство вины, дискомфорт, тревога — сигналы, что что-то идёт не так.
Возникновение таких симптомов свидетельствует, что тобой манипулируют — вынуждают покинуть некое комфортное состояние, давя на чувства и нарушая границы. На эмоциональной волне манипулятору проще управлять своей целью.
И третье — подстилать соломку.
Взять, например, похвалу. Ну что плохого в словах босса: «Ты молодец, круто впахал, продолжай в том же духе»? А то, что ничего за такой похвалой не стоит. Ни конкретики, ни глубины со стороны мнения босса. Если последний часто таким грешит, твоя соломка тут — вопрос: «А в чём именно?»
Если боссу есть, что сказать по делу, — это уже не манипуляция, это похвала.
Или вот так. Ты что-то презентуешь команде и видишь недовольное лицо коллеги в первом ряду. А в конце с его кресла звучат колкие комментарии и придирки к составу презентации. Можно открыто и при всех поставить заслонку от манипуляции и будущего конфликта: «Всё ли в порядке? Есть какие-то конкретные вопросы?». И для верности подойти поближе к этому коллеге, чтобы все смотрели на него.
Манипуляции в корпоративной среде — часть игры, но правила можно менять. Полностью избежать манипуляций не получится, они будут всегда — особенно там, где есть конкуренция и амбиции. Главное во всём этом — не становиться циником, но и не позволять собой манипулировать. Баланс между доверием и осторожностью — ключ к устойчивому лидерству.
Как манипулировать, но не манипулировать
А теперь — как не стать тем самым манипулятором.
Если научишься видеть, что кто-то расстроен из-за твоих действий, то можно не допустить обострения ситуации. Порой достаточно просто обсудить: что именно произошло? Почему это так выглядело? Что стояло за твоим поступком?
Тогда может оказаться, что манипуляции и не было, либо она возникла из-за недопонимания или была неосознанной.
Контролировать восприятие другого человека невозможно, но можно чётко обозначить границы и смотреть на реакцию. Если не принял — возможно, это была попытка манипуляции. Принял — значит, просто недоразумение. И это будет справедливо для всех.
Конфликт — это не всегда только ты и другой человек. Вокруг есть команда и вся ваша среда, которая тоже делает выводы. И допустим, если с человеком договориться не удалось, важно сохранить доверие команды. Пусть коллеги видят, что ты не уклоняешься от разговора, что ты открыт, честен, и твои действия понятны. Это и есть защита от манипуляций — не дать другому управлять твоим образом в глазах остальных.
Текст подготовила автор WEEEK Олеся Шерстобитова